Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 22:08, реферат
Определение жизни на других планетах, кроме Земли, является важной задачей для ученых, занимающихся вопросами возникновения и эволюции жизни. Наличие или отсутствие ее на планете оказывает существенное влияние на ее атмосферу и другие физические условия.
Проблема внеземных цивилизаций очень актуальна в настоящее время, потому что продвижение в ней важно прежде всего для более глубокого познания земного человечества, становящегося космической цивилизацией, для прогнозирования его будущего развития.
Введение
Глава 1. Особенности и суть проблемы внеземных цивилизаций
Глава 2. История проблемы внеземных цивилизаций
Глава 3. АС-парадокс.
Глава 4. Проблема существования ВЦ.
Заключение
Список литературы
2
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации
Факультет основных образовательных программ (очная форма обучения)
Кафедра управления социальными и экологическими системами
Реферат:
Проблема внеземных цивилизаций.
Сысолятина Ксения Дмитриевна
студент 1 курса, группы О-831
Оценка:
«________________________»
«______» ____________2009г.
Москва 2009
2
Содержание
Введение
Глава 1. Особенности и суть проблемы внеземных цивилизаций
Глава 2. История проблемы внеземных цивилизаций
Глава 3. АС-парадокс.
Глава 4. Проблема существования ВЦ.
Заключение
Список литературы
2
Определение жизни на других планетах, кроме Земли, является важной задачей для ученых, занимающихся вопросами возникновения и эволюции жизни. Наличие или отсутствие ее на планете оказывает существенное влияние на ее атмосферу и другие физические условия.
Проблема внеземных цивилизаций очень актуальна в настоящее время, потому что продвижение в ней важно прежде всего для более глубокого познания земного человечества, становящегося космической цивилизацией, для прогнозирования его будущего развития.
Прошло лишь около 30 лет с тех пор, как проблема внеземных цивилизаций (ВЦ) перестала рассматриваться как почти исключительно сфера деятельности фантастов и заняла свое место в ряду других научных проблем. Безусловно, в этом процессе сыграло важную роль проникновение земной науки во Вселенную, успехи практической космонавтики, существенно повлиявшей на традиционно «отстраненное» понимание космоса как чего-то далекого от человеческих нужд и деяний.
Охватывая целый комплекс научных дисциплин (от истории и этнографии до астрономии и радиофизики), проблема ВЦ является междисциплинарной и, более того, общенаучной проблемой. В ней присутствуют как естоственнонаучные и технические, так и философско-гуманитарные составляющие. Предметом ВЦ служат не звезды и планеты, вообще не природные объекты, а цивилизации, общества, социальные процессы[1].
Своеобразие современного состояния проблемы ВЦ заключается в том, что исследования ее ведутся без всяких эмпирических данных о самих внеземных цивилизациях.
Очевидно, что в условиях отсутствия информации о существовании ВЦ исследования должны быть направлены как на получение такой информации, так и на построение некоторой теоретической модели искомого объекта (космического социума). Необходимость теоретических исследований проблемы ВЦ, таким образом, очевидна; возможность же таких исследований проистекает в первую очередь из материального единства мира, и прежде всего – из того известного обстоятельства, что в каждом явлении наряду с единичными моментами содержатся моменты всеобщности. Земная цивилизация, к примеру, это не только земная цивилизация, но и конкретное проявление космической цивилизации. Познавая земную цивилизацию, мы тем самым познаем и космический социум в целом.
Под решением проблемы ВЦ мы понимаем не только и не столько получение эмпирического доказательства существования внеземных цивилизаций, сколько создание развитой науки о космическом социуме – науки, имеющей свои фундаментальные теоретические схемы и эмпирический базис, свою методику поиска и изучения ВЦ, позволяющую постоянно развивать эмпирические знания.
В своей работе я попытаюсь, полагаясь на научные изыскания ученых, решающих эти проблемы практически, донести важность на сегодняшний день задачи поиска и обнаружения ВЦ или – в более общем плане – вопрос об их существовании, который можно охарактеризовать как основной на данном этапе изучения проблемы.
2
Что подразумевается под понятием "проблемы внеземных цивилизаций"? Характерно, что это понятие употребляется различными авторами в хотя близких, но не всегда тождественных смыслах. Одни авторы подразумевают здесь совокупность проблем, связанных с поиском внеземных цивилизаций, другие- только проблему их существования, третьи- проблему установления с ними связи и т.д.
Проблемная ситуация в науке возникает как противоречие между эмпирическим и теоретическим уровнями знания либо между отдельными составляющими одного из этих уровней. Межуровневые проблемы можно разделить на два основных типа- проблемы сущности и проблемы существования. В первом случае перед нами есть некоторое явление, которое нуждается в теоретическом объяснении; во втором- теоретическое построение, которое должно быть эмпирически подтверждено. Проблема внеземных цивилизаций относится к разряду нетипичных проблем. С одной стороны, у нас пока нет никаких эмпирических данных о внеземных цивилизациях, с другой- отсутствует и развернутая теоретическая модель космической цивилизации, которая в своем "генетическом" аспекте позволила бы оценить "необходимость существования" внеземных цивилизаций, а в аспекте "актуальном” - дать обоснованные рекомендации по их поиску. Внеземные цивилизации на данном этапе изучения проблемы- это идеальные объекты, конструируемые непосредственно в рамках научной картины мира как гипотетические элементы последней. Необходимо отметить, что такая проблема возникает в науке не первый раз (например некоторые элементарные частицы). И такие проблемы были успешно разрешены.
Проще говоря на сегодняшний день нет теории внеземной цивилизации подкрепленной реальными фактами, но и нет фактов которые требуют теоретического обоснования. На первый взгляд тут собственно и нечего разводить дискуссии, нечего создавать проблему из ничего. По большому счету это так, но не следует забывать, что развитие технических наук не всегда определяется только их потребностями. Проблема внеземных цивилизаций вытекает из философских вопросов о множественности жизни во вселенной. Фактически эта проблема появилась после создания Коперником своей теории о солнечной системе, когда стало ясно, что Венера, Марс... такие же планеты как и Земля. Естественно возник вопрос об обитаемости этих планет. Некоторые утверждали, что ВСЕ планеты и звезды обитаемые, другие, что обитаема ТОЛЬКО наша планета.
В первом приближении проблема внеземных цивилизаций состоит из трех проблем: наблюдение (установление местонахождения внеземной цивилизации, типа планетной системы где она обитает, молекулярная основа инопланетян, их социологическое устройство...), связь (радиопередачи, радионаблюдения, поиск астроинженерных сооружений, космические зонды в нашей солнечной системе...), межзвездные полеты (пилотируемые и беспилотные). Следует отметить, что на сегодняшний день вопрос о существовании внеземных цивилизациях, их структурах, видах и т.п. подменен вопросом установления связи с ними или по меньшей мере обнаружению следов их деятельности. Поэтому вся проблема ВЦ сводится по сути к одной – проблеме их существования. Поскольку на сегодняшний день имеется техническая возможность радиосвязи с близлежащими звездными системами, то практически все исследования посвящены либо непосредственному воплощению идеи связи (поиска) в техническом варианте, либо разработке новых принципов связи (усовершенствованию старых).
2
Представления о существовании жизни вне Земли возникли в глубокой древности. В своих догадках об обитаемых мирах древние мыслители исходили их общих умозрительных представлений о беспредельности пространства. За свою многовековую историю идея о множественности миров по мере развития философских и научных знаний существенно трансформировалась.
С развитием астрономии аргументация в пользу множественности миров приобрела более конкретный характер. Основные аргументы в пользу существования внеземного разума сводятся к следующим положениям:
По современным космологическим концепциям возникновение звезд сопровождается формированием планетарных систем.
В Галактике существуют сотни миллиардов звезд, их них около 10% подобны Солнцу. У них возможны планетные системы. На некоторых из них возможны подходящие условия для возникновения жизни.
Если существуют благоприятные условия и имеется достаточно времени, то на планете должны возникнуть простейшие формы жизни.
За время порядка нескольких миллиардов лет жизнь, вероятно, станет более сложной. В некоторых случаях она подойдет к развитию разума, культуры, цивилизации.
Эти аргументы, несмотря на свою убедительность, не имеют полной доказательной силы. Поэтому вопрос о существовании жизни и разума за пределами Земли пока остается открытым.
В проблеме ВЦ в настоящее время сложилась ситуация, близкая к кризисной. С одной стороны, продолжаются теоретические разработки в области межзвездной связи, предлагаются новые – как реализуемые в ближайшем будущем, так и перспективные – методы связи, планируются и осуществляются эксперименты по поиску сигналов внеземных цивилизаций. С другой стороны, отрицательные результаты этих экспериментов в значительной мере подрывают доверие к теоретическим разработкам.
На данный момент времени еще нельзя сказать, что исследовано «значительное число звезд в широком диапазоне частот», но нельзя и полагать, что вероятность успеха экспериментов с течением временем возрастет. Чтобы понять, как сложилась такая ситуация, следует обратиться к истории изучения проблемы ВЦ.
Разумеется, формирование научной проблемы ВЦ не было каким-то одномоментным событием – оно происходило совместно с развитием самой науки, и вряд ли его можно считать уже завершенным. За последние годы у нас в стране и за рубежом появилось немало работ, в той или иной степени посвященных разработке теории науки, но вряд ли можно сказать, что такая теория уже создана или же вот- вот будет создана. На данный момент можно говорить о четырех существенных направлениях в изучении проблемы ВЦ.
Дж. Коккони и Ф. Моррисон опубликовали статью, в которой была показана техническая осуществимость межзвездной радиосвязи на расстоянии 10-50 световых лет с помощью существующей аппаратуры. Появление этой статьи и отмечает собой начало современного этапа истории проблемы ВЦ.
Статьей Дж. Коккони и Ф. Моррисона завершился наметившийся значительно раньше поворот от собственно проблемы ВЦ к проблеме связи с ними. И эта подмена казалась в те годы не только оправданной, но и неизбежной, более того, – идущей в русле развития всей методологической науки. В самом деле, ВЦ вне их взаимодействия с земной цивилизацией для изучения недоступны; и поскольку вопрос об активном их поиске, посылке экспедиций или кибернетических аппаратов всерьез пока не ставится, одним из возможных методов эмпирического изучения ВЦ является установление канала связи. Произошел переход от общих рассуждений о природе и возможностях ВЦ к экспериментам и измерениям. Теперь исследователи, занимающиеся проблемой ВЦ, уже не должны были в каждой статье оправдывать свое обращение к этой «фантастической» теме и объяснять, что межзвездная радиосвязь технически возможна, – последнее было доказано и сомнениям не подлежало. Иными словами, были созданы парадигмальные основы научной постановки этой проблемы, способные в определенных рамках направлять ее разработку и формировать единую область исследования, получившую впоследствии наименование «проблема CETI»[2]. Суть осуществленного Дж. Коккони и Ф. Моррисоном «переворота» в изучении проблемы ВЦ можно выразить следующим образом:
Во-первых, был значительно сужен диапазон рассуждений о свойствах и характеристиках ВЦ. Такое ограничение требовалось самой постановкой задачи: ее непосредственной целью являлось установление канала связи с ВЦ, но опосредованно решалась проблема их существования. Модель ВЦ представляла собой даже не целостную аналогию земной цивилизации, а лишь модель группы астрономов, желающих сообщить о своем существовании «иным радиоастрономам».
Главное состояло в том, что авторы статьи предложили метод эмпирического решения проблемы существования ВЦ, приемлемый на взгляд сообщества ученых-естественников, – связь с помощью радио на волне длиной 21 см. В основу же парадигмы легли более общие принципы этой статьи – отказ от «схоластических рассуждений» о сущности и особенностях ВЦ, взятых «сами по себе», вне «акта коммуникации»; выдвижение на первый план вопроса о существовании ВЦ; поиск технически реализуемых методов эмпирического решения этого вопроса.
Статья Коккони и Моррисона инициировала появление ряда серьезных работ, также оказавшихся в той или иной мере «узловыми». В первую очередь следует назвать статьи Р. Брейсуэлла, Ф. Дайсона и С. Фон Хорнера.
Р. Брейсуэлл рассмотрел возможность вывода на околозвездные орбиты зондов, снабженных кибернетическими устройствами для прослушивания в радиодиапазоне околозвездного пространства с целью обнаружения сигналов от ВЦ, или, как их стали называть, искусственных сигналов. Предполагается, что подобный орбитальный кибернетический зонд, зарегистрировав искусственные сигналы, сообщит об этом на свою планету и одновременно попытается вступить с обнаруженной цивилизацией в контакт.
Принципиальная возможность создания орбитальных кибернетических зондов вряд ли может быть подвергнута сомнению, и вполне логичным представляется следующий шаг Р. Брейсуэлла – предположение о возможном присутствии в Солнечной системе такого зонда.
Статья Ф. Дайсона была посвящена возможным проявлениям крупномасштабной, астроинженерной деятельности ВЦ. Конкретно речь шла о возможности полного использования энергии Солнца и о создании с этой целью (а также с целью расселения человечества и обеспечения его количественного роста) замкнутой сферы на расстоянии около одной астрономической единицы от Солнца путем использования вещества Юпитера. Такая сфера для внешнего наблюдателя являлась бы источником инфракрасного излучения с преимущественной длиной волны 10 мкм и мощностью равной мощности Солнца. Ф. Дайсон вторым после К.Э. Циолковского стал рассматривать преобразовательную деятельность общественных разумных существ как неограниченную масштабами планеты.