Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 07:20, контрольная работа
Конфликт определяется тем, что сознательное поведение одной из сторон (личность, группа и организация в целом) вступает в противоречия с интересами другой стороны. Поэтому управление конфликтом – это очень важный и сложный процесс, являющийся одной из главных функций руководителя. Знание природы конфликта, его видов, структурных элементов, применение навыков прогнозирования, использование методов и приёмов разрешения конфликтов, опора на правовые документы, такие как: Конституцию Российской Федерации, Трудовой Кодекс Российской Федерации - позволит руководителю эффективно на практике правильно использовать скрытые в конфликтах ресурсы и направлять их на развитие и повышение успешности своей организации.
Введение
Проблема конфликта на предприятии существует повсеместно. И, пожалуй, каждый руководитель сегодня согласится с высказыванием французского социолога Берната Гурнея о том, что “все мы бы хотели полностью избежать конфликтов. Но это абсурдная мечта”.
Действительно, на сегодняшний день
предприятие представляет собой
сложную комбинацию технических, материальных
и людских ресурсов. Технологическая
система и система социальной
организации предприятия
Работающие на предприятии люди различны между собой, так как обладают различными склонностями, интересами, возможностями, а также индивидуально – психологическими особенностями. При выявлении выраженности определённых индивидуальных качеств, свойств и состояний можно говорить о конфликтности личности, которая находится под воздействием психологических, социально-психологических, социальных факторов и поэтому воспринимает ситуации, в которых оказывается, по-разному. Различия в восприятии часто приводят к непониманию, разногласиям, а это в свою очередь ведет к конфликтным ситуациям, которые, если их не распознать и не предупредить, могут перерасти в затяжные конфликты.
Конфликт определяется тем, что сознательное поведение одной из сторон (личность, группа и организация в целом) вступает в противоречия с интересами другой стороны. Поэтому управление конфликтом – это очень важный и сложный процесс, являющийся одной из главных функций руководителя. Знание природы конфликта, его видов, структурных элементов, применение навыков прогнозирования, использование методов и приёмов разрешения конфликтов, опора на правовые документы, такие как: Конституцию Российской Федерации, Трудовой Кодекс Российской Федерации - позволит руководителю эффективно на практике правильно использовать скрытые в конфликтах ресурсы и направлять их на развитие и повышение успешности своей организации. Если конфликт окажется неразрешенным, то это скажется не только на взаимоотношениях в коллективе, но и косвенно повлияет на производственные показатели: производительность труда, объем производства, прибыль предприятия и т.д.
До недавнего времени конфликты, возникающие внутри предприятия, рассматривались как признак его неэффективной деятельности и их настоятельно советовали избегать. Сегодня среди теоретиков и практиков управления общепринятой является точка зрения, что конфликты даже в самой успешной организации при самых лучших взаимоотношениях не только возможны, но и желательны, так как в спорах рождается истина. Важно на сегодня научиться грамотно управлять ими. Тогда конфликты перестанут быть исключительно неприятным состоянием, а превратятся в факторы, способствующие интеграции и дальнейшему развитию организации, как в межличностной, так и производственной сферах.
В настоящее время при большом
объеме теоретических исследований
в области конфликтов в системе
управления, при значительном количестве
публикаций как зарубежных, так и
отечественных авторов эта
1. Является ли ситуация конфликтной? |
Конфликты свойственны любой сфере
человеческой деятельности. Актуальность дан |
2. Определение структуры конфликта. |
Исполнитель одного из отделов Генеральной
дирекции организации принес документ
на подпись заместителю |
3. Определение вида конфликта. |
Изначально конфликт носил межличностный характер. Субъектами данного конфликта стали секретарь заместителя генерального директора и исполнитель, оба они являются субъектами нулевого ранга. Затем межличностный конфликт перерастает в конфликт между личностью и группой. Позицию секретаря поддерживают старший инспектор и начальник отдела документационного обеспечения управления. При этом начальник ДОУ находится в первом, то есть в более высоком ранге, чем исполнитель, поскольку он курирует деятельность всех секретарей генерального директора. Наконец, конфликт становится межорганизационным, поскольку в него втягиваются организации и филиалы, которые сотрудничали с отделом, где работает исполнитель. Второстепенными участниками конфликта являются заместитель генерального директора и генеральный директор. Заместитель генерального директора становится пособником, способствуя своими действиями развитию конфликтной ситуации. Арбитром становится генеральный директор, который принимает окончательное решение о переводе исполнителя в один из филиалов фирмы, а так же объявлении строгих выговоров исполнителю и заместителю. |
4. Причина конфликта. |
Главной причиной стало разное отношение субъектов к оформлению документа. В обязанности секретаря, старшего инспектора и начальника отдела ДОУ входит осуществление контроля за правильным оформлением документов в соответствии с требованиями Инструкции по делопроизводству. Исполнителю же необходимо исполнить документы в срок, возможно, поэтому он не считает обязательным выполнять все требования Инструкции, поскольку это может занимать достаточно много времени. Таким образом, обнаруживается несовершенство существующей инструкции, а так же правил ее применения сотрудниками организации. Другой причиной конфликта стало нарушение исполнителем правил документооборота в организации, который передавал неверно оформленные документы на подпись руководителю, минуя секретаря. Именно это привело к утере важной информации. Причиной возникшего межорганизационного конфликта стал факт утери, а так же несвоевременной передачи информации филиалам и организациям-партнерам в ответ на их запросы. |
5. Динамика конфликта. |
На данной стадии конфликт не осознается
сторонами, однако возникают уже
все основные элементы, образующие
структуру конфликта, его причины
и главные участники. Во-первых, есть
две стороны, между которыми могут
возникнуть противоречия. В данном
случае одна сторона представлена исполнителем,
в обязанности которого входит оформление
документов; другая сторона – секретарем
заместителя генерального директора,
старшим инспектором и |
6. Имеющиеся и недостающие
ресурсы, потребности и |
Объектом конфликтной ситуации является соблюдение правил оформления документов. Данный объект физически неделим, поскольку в организации не может существовать нескольких инструкций, содержащих правила оформления документов. Соблюдение данных правил важно обеим сторонам, поскольку документ, оформленный не по правилам, предписанным инструкцией, не будет иметь юридической силы. Это в свою очередь будет препятствовать нормальному функционированию отдела, а также организации в целом. Объект доступен обеим сторонам: одна сторона обязана соблюдать данные правила, другая следит за их соблюдением. Объектом межорганизационного конфликта стала утерянная информация. |
7. Стиль конфликтного поведения. |
Данный конфликт можно определить как неадекватно понятый. Очевидно, что объективная конфликтная ситуация существует, и стороны воспринимают ситуацию как конфликтную, однако исполнитель подменяет реальный объект излишней требовательностью секретаря к оформлению документов, что, по его мнению, только задерживает важные документы. Со стороны секретаря, старшего инспектора и начальника ДОУ объект понят адекватно. |
8. Способ разрешения конфликта. |
Конфликт урегулируется |
9. Функции конфликта |
Конструктивная стадия. На данной стадии в конфликт вовлекается новый участник, старший инспектор. Однако конфликт остается легко разрешимым. Старший инспектор старается найти компромисс с исполнителем и предлагает ему внести в документ соответствующие изменения. Но исполнитель отказывается выполнить его рекомендацию, мотивировав это тем, что документ уже подписан заместителем генерального директора, то есть лицом старшим по должности. Таким образом, начинается деструктивная стадия конфликтной ситуации. Деструктивная стадия. Первая фаза – «трата ресурсов». В конфликт втягивается начальник отдела ДОУ, оппонент более высокого ранга, чем исполнитель. Он обязывает исполнителя внести изменения в документ. Таким образом, обе стороны используют тактику соперничества. Однако на этом конфликт не исчерпан. Вторая фаза – «окопная война». Исполнитель продолжает передавать документы заместителю генерального директора, минуя секретаря. Это приводит к началу нового конфликта между структурным подразделением, где работает исполнитель, и филиалами и организациями, сотрудничающими с ним. Данный конфликт является конструктивным, поскольку он позволил определить наличие слабых сторон организации делопроизводства в компании. В рассматриваемой ситуации разработка новой Инструкции по делопроизводству позволит не только избежать конфликтов с исполнителями, не желающими переделывать документы, но и ускорить процесс составления документов, что естественным образом приведет к более оперативной работе в организации. |
Заключение
В ходе данной работы были решены следующие
задачи:
Во-первых, конфликт был классифицирован
по нескольким признакам, что позволило
выявить некоторые его характерные особенности.
Таким образом, конфликт может быть определен
как межличностный, перерастающий в конфликт
типа личность – группа с возникающим
параллельно конфликтом группа – группа.
Конфликт так же является смешанным, статусно-ролевым
и структурным, информационным, по направленности
взаимодействия конфликт является смешанным,
а по наглядности конфликт, вероятнее
всего, преобразуется из латентного (очевидного
лишь для участников) в открытый.
Во-вторых, была рассмотрена структура
конфликта. Определены субъекты (секретарь,
исполнитель, старший инспектор, начальник
отдела ДОУ), второстепенные участники
(генеральный директор и его заместитель),
причины конфликта (разное отношение субъектов
к оформлению документа, нарушение исполнителем
правил документооборота в организации,
утеря важной информации), объект (соблюдение
правил оформления документа).
В-третьих, была рассмотрена динамика
конфликта, выявлена предконфликтная
ситуация, инцидент, конструктивная, деструктивная
стадии, а так же факт его урегулирования.
Было определено, что при разрешении конфликта
была использована технология медиации
(посредничества). Так же были раскрыты
законы эскалации конфликта и вовлечения,
определяющие динамику конфликта.
Наконец, были даны рекомендации по предотвращению
и профилактике подобных конфликтов. К
ним можно отнести: 1. издание руководством
организации указа об обязательном выполнении
требований Инструкции всеми сотрудниками
организации; 2. включение в приложения
к Инструкции по делопроизводству образцов
оформления основных видов документов;
3. включение в Инструкцию пункта об обязательном
соблюдении сотрудниками иерархии документооборота
в организации. Данный конфликт был определен
как конструктивный, поскольку он позволил
определить наличие слабых сторон способа
организации делопроизводства в компании.
Таким образом, все поставленные задачи
были решены, а следовательно цель данной
работы по выявлению особенностей данного
организационного конфликта была достигнута.