Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 00:17, контрольная работа
Описание работы
Принцип дополнительности был сформулирован датским физиком Н. Бором в 1927 г. Это принципиальное положение квантовой механики, согласно которому получение информации об одних физических величинах, описывающих микрообъект, неизбежно связано с потерей информации о некоторых других величинах, дополнительных к первым. Такими взаимно дополнительными величинами являются, например, координата частицы и ее скорость (импульс) (принцип неопределенности - см. ТЕМУ 6.5).
Все это говорит
о большом значении симметрии
и асимметрии в живой и неживой
природе, показывает их связь с основными
свойствами материального мира, со структурой
материальных объектов на микро-, макро
- и мегауровнях, со свойствами пространства
и времени как форм существования материи.
Накопленные наукой факты показывают
объективный характер симметрии и асимметрии
как одних из важнейших характеристик
движения и структуры материи, пространства
и времени, наряду с такими характеристиками,
как прерывное и непрерывное, конечное
и бесконечное.
Развитие
современного естествознания приводит к выводу, что одним
из наиболее ярких проявлений закона единства
и борьбы противоположностей является
единство и борьба симметрии и асимметрии
в структуре симметрии и в процессах, имеющих
место в живой и неживой природе, что симметрия
и асимметрия являются парными относительными
категориями.
Таким образом,
симметрия играет роль в сфере
математического знания, асимметрия
- в сфере биологического знания.
Поэтому принцип симметрии - это
единственный принцип, благодаря которому
есть возможность отличать вещество биогенного происхождения
от вещества неживого. Парадокс: мы не
можем ответить на вопрос, что такое жизнь,
но имеем способ отличать живое от неживого.
Еще в прошлом
веке Л. Пастер и П. Кюри экспериментально
открыли тот факт, что аминокислоты,
из которых состоят живые организмы,
способны к поляризации света, который
через него проходит. Оптические изомеры
- два ряда молекул, обладающие правой
и левой симметрией. Они неразличимы по
своим физико-химическим свойствам. Фильтром,
позволяющим их различить, является особенность
их симметрии: живое вещество всегда построено
из однотипных, как правило, левых оптических
изомеров. Ответа - почему так? - пока нет.
Но благодаря этому есть возможность отличать
живое вещество от неживого.
В распоряжении
ученых сейчас есть определенное количества
вещества космического происхождения
- метеориты, лунный грунт, доставленные
американцами в 1968 г. Его изучение показывает,
что в космосе происходят процессы, в результате
которых могут возникать биологические
макромолекулы. Это приводит к мысли, что
усложнение организации материи и выход
ее в предбиологическую форму характерны
не только для нашей планеты, но пока, к
сожалению, нет ни одного фактора, доказывающего,
что в ближайшем космосе существует вещество
биогенного происхождения. Поэтому предположение,
что земная жизнь имеет земное происхождение
является наиболее естественной.
Таким образом,
открытие Пастера имеет огромное
значение для понимания особенностей
мирового эволюционного процесса и
возникновения жизни. Одним из возможных следствий этого открытия
является возможность нового осмысления
молекулярного аспекта проблемы происхождения
жизни.
Дисимметрией
называется внутренняя, или расстроенная,
симметрия, т.е. отсутствие у объекта
некоторых элементов симметрии.
Например, у рек, текущих вдоль земных
меридианов, один берег выше другого (в
Северном полушарии правый берег выше
левого, а в Южном - наоборот). По Пастеру,
дисимметричной является та фигура, которая
не совмещается простым наложением со
своим зеркальным отражением.
Величина симметрии дисимметричного
объекта может быть сколь угодно высокой.
Дисимметрию в самом широком смысле ее
понимания можно было бы определить как
любую форму приближения от бесконечного
симметричного объекта к бесконечно асимметричному.
Антисимметрией называется противоположная
симметрия, или симметрия противоположностей.
Она связана с переменой знака фигуры:
частицы - античастицы, выпуклость - вогнутость,
черное - белое, растяжение - сжатие, вперед
- назад и т.д.
Это понятие
можно объяснить примером с двумя парами черно-белых
перчаток. Если из куска кожи, две стороны
которой окрашены соответственно в белый
и черный цвета, сшить две пары черно-белых
перчаток, то их можно различать по признаку
правизны - левизны, по цвету - черноты
и белизны, иначе говоря, по признаку знакоинформатизма
и некоторому другому знаку. Операция
антисимметрии состоит из обыкновенных
операций симметрии, сопровождаемых переменой
второго признака фигуры.
Симметрию и
дисимметрию можно рассматривать,
по крайней мере, в трех аспектах:
как фундаментальные
(общеизвестные) объективные законы,
в соответствии с которыми должна
протекать материальная и духовная
жизнь человечества;
как особый предмет
исследования;
как средство
познания.
В последнем
качестве они могут выступать
сами по себе, а лишь в результате адекватного
отражения их человеком - в виде соответствующих
научных и эстетических категорий.
Познакомимся
с основными понятиями классической
симметрии, операциями симметрии. Можно
выделить следующие операции симметрии:
отражение в
плоскости симметрии (отражение
в зеркале);
поворот вокруг
оси симметрии (поворотная симметрия);
отражение в
центре симметрии (инверсия);
перенос (трансляция)
фигуры на расстояние;
винтовые
повороты.
Отражение - это
наиболее известная и чаще других
встречающаяся в природе разновидность
симметрии. Зеркало в точности воспроизводит
то, что оно "видит", но рассмотренный
порядок является обращенным: правая рука
у вашего двойника в действительности
окажется левой, так как пальцы расположены
на ней в обратном порядке. Всем, наверное,
с детства знаком фильм "Королевство
кривых зеркал", где имена всех героев
читались в обратном порядке.
Зеркальную
симметрию можно обнаружить повсюду:
в листьях и цветах растений, архитектуре,
орнаментах. Человеческое тело, если говорить
лишь о наружном виде, обладает
зеркальной симметрией, хотя и не вполне
строгой. Более того, зеркальная симметрия
свойственна телам почти всех живых существ,
и такое совпадение отнюдь не случайно.
Важность понятия зеркальной симметрии
вряд ли можно переоценить.
Зеркальной
симметрией обладает все, допускающее
разбиение на две зеркально равные
половинки. Каждая из половинок служит
зеркальным отражением другой, а разделяющая
их плоскость называется плоскостью
зеркального отражения, или просто
зеркальной плоскостью. Эту плоскость можно назвать
элементом симметрии, а соответствующую
операцию - операцией симметрии.
Отражение в
зеркале - это один из способов повторения
фигуры, приводящий к возникновению
симметричного узора. Если использовать
не одно, а два зеркала, то можно получить устройство,
названное калейдоскопом, открытое в 1819
г. Д. Брюстером. В калейдоскопе совмещаются
два вида симметрии: зеркальная и поворотная.
Расположив зеркала под определенным
углом, можно увидеть отражение, отражение
отражения и т.д. Вечно изменяющаяся череда
узоров завораживает взор каждого.
Если два
зеркала не пересекаются, а установлены
параллельно друг другу, то вместо орнамента
с элементами, расположенными по кругу,
получается бесконечный узор, который
повторяется и напоминает бордюр или ленту из ткани.
С трехмерными
симметричными узорами мы сталкиваемся
ежедневно: это многие современные
жилые здания, а иногда и целые
кварталы, ящики и коробки, громоздящиеся
на складах, атомы вещества в кристаллическом
состоянии образуют кристаллическую решетку - элемент трехмерной
симметрии. Во всех этих случаях правильное
расположение позволяет экономно использовать
пространство и обеспечивать устойчивость.
Внешний вид
узора не изменится, если его повернуть
на некоторый угол вокруг оси. Симметрия,
возникающая при этом, называется
поворотной симметрией. Примером может
служить детская игра "вертушка"
с поворотной симметрией. Во многих
танцах фигуры основаны на вращательных движениях,
нередко совершаемых только в одну сторону
(т.е. без отражения), например, хороводы.
Листья и
цветы многих растений обнаруживают
радиальную симметрию. Это такая
симметрия, при которой лист или
цветок, поворачиваясь вокруг оси
симметрии, переходит в себя. На поперечных
сечениях тканей, образующих корень или
стебель растения, отчетливо бывает видна
радиальная симметрия. Соцветия многих
цветков также обладают радиальной симметрией.
Примером
объекта наивысшей симметрии, характеризующим
эту операцию симметрии, является
шар. Шаровые формы распространены в природе
достаточно широко. Они обычны в атмосфере
(капли тумана, облака), гидросфере (различные
микроорганизмы), литосфере и космосе.
Шаровую форму имеют споры и пыльца растений,
капли воды, выпущенной в состоянии невесомости
на космическом корабле. На метагалактическом
уровне наиболее крупными шаровыми структурами
являются галактики шаровой формы. Чем
плотнее скопление галактик, тем ближе
оно к шаровой форме. Звездные скопления
- тоже шаровые формы.
Трансляция,
или параллельный перенос фигуры
на расстояние - это любой неограниченно
повторяющийся узор. Она может
быть одномерной, двумерной, трехмерной.
Трансляция в одном и том же
или противоположных направлениях
образует одномерный узор. Трансляция по двум непараллельным
направлениям образует двумерный узор.
Паркетные полы, узоры на обоях, кружевные
ленты, дорожки, вымощенные кирпичом или
плитками, кристаллические фигуры образуют
узоры, которые не имеют естественных
границ.
При изучении
орнаментов, используемых в книгопечатании,
были обнаружены те элементы симметрии,
что и в рисунке выложенных кафельными
плитами полов. Орнаментальные бордюры
связаны с музыкой. В музыке элементы симметричной
конструкции включают в себя операции
повторения (трансляции) и обращения (отражения).
Именно эти элементы симметрии обнаруживаются
и в бордюрах.
Хотя в
большинстве случаев музыка не отличается
строгой симметрией, в основе многих
музыкальных произведений лежат
операции симметрии. Особенно заметны
они в детских песенках, которые, видимо,
поэтому так легко и запоминаются. Операции
симметрии обнаруживаются в музыке средневековья
и Возрождения, в музыке эпохи барокко
(нередко в весьма изощренной форме). Во
времена И.С. Баха, когда симметрия была
важным принципом композиции, широкое
распространение получила своеобразная
игра в музыкальные головоломки. Одна
из них заключалась в решении загадочных
"канонов". Канон - это одна из форм
многоголосной музыки, основанной на проведении
темы, которую ведет один голос, в других
голосах. Композитор предлагал какую-нибудь
тему, а слушателям требовалось угадать
операции симметрии, которые он намеревался
использовать при повторении темы.
Природа задает
головоломки как бы противоположного
типа: нам предлагается завершенный
канон, а мы должны отыскать правила
и мотивы, лежащие в основе существующих
узоров и симметрий, и наоборот, отыскивать
узоры, возникающие при повторении мотива
по разным правилам. Первый подход приводит
к изучению структуры вещества, искусства,
музыки, мышления. Второй подход ставит
нас перед проблемой замысла или плана,
с древних времен волнующей художников,
архитекторов, музыкантов, ученых.
Трансляцию
можно комбинировать с отражением
или поворотом, при этом возникают
новые операции симметрии. Поворот
на определенное число градусов, сопровождаемый
трансляцией на расстояние вдоль оси поворота,
порождает винтовую симметрию - симметрию
винтовой лестницы. Пример винтовой симметрии
- расположение листьев на стебле многих
растений.
Головка подсолнечника
имеет отростки, расположенные по геометрическим
спиралям, раскручивающимся от центра
наружу. Самые молодые члены спирали находятся
в центре.
В таких системах
можно заметить два семейства
спиралей, раскручивающихся в противоположные
стороны и пересекающихся под
углами, близкими к прямым. Но какими бы интересными
и привлекательными ни были проявления
симметрии в мире растений, там еще много
тайн, управляющих процессами развития.
Вслед за Гете,
который говорил о стремлении
природы к спирали, можно предположить,
что движение это осуществляется по логарифмической
спирали, начиная всякий раз с центральной,
неподвижной точки и сочетая поступательное
движение (растяжение) с поворотом вращения.
Внимательно
приглядевшись к обступающей
нас природе, можно увидеть общее
даже в самых незначительных вещах и деталях.
Форма листа дерева не является случайной:
она строго закономерна. Листок как бы
склеен из двух более или менее одинаковых
половинок, одна из которых расположена
зеркально Относительно другой. Симметрия
листка упорно повторяется, будь то гусеница,
бабочка, жучок и т.п.
Радиально-лучевой
симметрией обладают цветы, грибы, деревья,
фонтаны. Здесь можно отметить, что
на не сорванных цветах и грибах,
растущих деревьях, бьющем фонтане
или столбе паров плоскости симметрии
ориентированы всегда вертикально.
Таким образом,
можно сформулировать в несколько
упрощенном и схематизированном
виде общий закон, ярко и повсеместно
проявляющийся в природе: все, что
растет или движется по вертикали, т.е.
вверх или вниз относительно земной
поверхности, подчиняется радиально-лучевой
симметрии в виде веера пересекающихся
плоскостей симметрии. Все то, что растет
и движется горизонтально или наклонно
по отношению к земной поверхности, подчиняется
билатеральной симметрии, симметрии листка.