Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 13:44, реферат
Понятие "научная картина мира" и его составляющие носят конкретно-исторический характер и меняются на протяжении развития человеческой цивилизации и самой науки. Все три термина - "научная", "картина", "мир" являются весьма многозначными, неся значительную философски-мировоззренческую нагрузку.
В настоящее время термином "мир" обозначают различные фрагменты объективной реальности:
1) масштабные земные процессы;
2) метагалактику и космические образования (космические миры);
3) саму Вселенную;
4) совокупность разнокачественных вселенных;
Одна
из самых больших проблем
Один из признаков научности знания – использование математических методов. Математика – это наука о структурах. Структура – это, например, множество натуральных чисел вместе с операциями и отношениями на нем, множество векторов в трехмерном пространстве. В простейшем случае структура – это :
1)множество некоторых элементов (например, натуральных чисел 1,2,3,…),
2)множество
операций, заданных на этом множестве
(например, операции сложения и
умножения на натуральных
3)множество
свойств и отношений, также
заданных на множестве
Настоящая наука немыслима без научного эксперимента, но понять, что такое научный эксперимент не так уж просто. Вплоть до открытия Галилеем закона инерции в физике господствовала механика Аристотеля. Великий древнегреческий философ Аристотель полагал, что сила пропорциональна не ускорению, как это позднее предположил Ньютон, а скорости, т.е. F=mv. Например, если лошадь тащит телегу с грузом, то до тех пор пока лошадь прикладывает силу, телега движется, т.е. скорость не равна нулю. Если же лошадь перестанет тянуть телегу (сила станет равной нулю), то телега остановится – ее скорость будет равна нулю. На самом деле здесь присутствует не одна, но две силы – сила, с которой лошадь тянет телегу, и сила трения, но Аристотель думал иначе. Галилей, размышляя над проблемой механического движения, построил такой мысленный эксперимент. Галилей представлял, что будет с телом, которое получило толчок и движется по гладкой поверхности. Получив толчок, тело продолжает некоторое время двигаться и затем останавливается. Если поверхность делать все более и более гладкой, то от одного и того же толчка тело будет проходить все большее расстояние до остановки. Это можно проверить и в реальном эксперименте. И тогда Галилей, представив последовательность таких ситуаций, в которых тело движется по все более гладкой поверхности, переходит к пределу – к случаю такой идеальной ситуации, когда поверхность уже абсолютно гладкая. Доводя тенденцию все далее двигаться после толчка до предела, Галилей теперь утверждает, что на идеально гладкой поверхности тело после толчка уже никогда не остановится. Но после толчка на тело сила не действует, следовательно, тело будет бесконечно долго двигаться, скорость не равна нулю в этом случае, а сила будет равна нулю. Таким образом, сила не пропорциональна скорости, как это считал Аристотель, и возможно бессиловое движение, которое мы сегодня называем равномерным прямолинейным движением. Эксперимент предполагает некоторое преобразование реальной ситуации, и в этом преобразовании реальная ситуация в той или иной степени приближается к некоторому идеальному пределу. Важно, чтобы в эксперименте можно было бы достигать все большей идеализации реальной ситуации, выстраивая как бы предельную последовательность экспериментальных ситуаций, стремящихся к некоторому идеалу-пределу. Сам этот предел уже не может быть реализован в природе, но природу через эксперимент можно как-угодно близко приблизить к этому пределу. Эксперимент и играет в научном познании роль своего рода “выделителя” предельных состояний из реальных природных ситуаций. Эти пределы обычно называются “моделями” и являются реализациями тех или иных математических структур. Еще один шаг к науке – это использование таких структур, которые получены как пределы экспериментальных ситуаций.
Научная картина мира предполагает, что окружающий нас мир состоит из двух начал – формы и материи. Формы – это просто другое название для различных математических структур, составляющих как бы закономерный и логический скелет всех процессов и явлений в мире. В основе всего лежат структурные формы, выражающие себя в числах, операциях и отношениях. Такого рода философия близка к философии “пифагореизма”, названной так по имени великого древнегреческого философа Пифагора, который учил, что в основе всего лежат числовые структуры. Научная картина мира предполагает далее, что структуры-формы облекаются в материю и реализуются таким образом в виде бесконечного разнообразия чувственно воспринимаемых явлений и процессов. Структуры не просто повторяют себя в чувственно-материальном мире, они во многом преобразуются, ослабляются и смешиваются. Поэтому нужен специальный метод, который бы мог позволить увидеть чистые структуры за их материальными реализациями. Это метод эксперимента, метод единства индукции и дедукции, метод математики. Научная картина мира предполагает, что мы можем понять окружающий нас мир лишь в той мере, в какой мы сможем увидеть за ним лежащие в основе формы-структуры. Структуры составляют постигаемую для нашего разума часть мира. Формы-структуры составляют логическую основу не только лежащей вне нашего сознания реальности, но они же являются логическим фундаментом человеческого разума. Структурное единство человеческого разума и мира – это условие познаваемости мира, причем, познаваемости его именно через структуры.
Наука – это во многом особый метод познания, своеобразный способ получения структурного знания. Но в науке всегда есть и другая составляющая, которая предполагает ту или иную философию или даже религию. Например, в эпоху Возрождения наука была тесно связана с так называемым “пантеизмом” - представлением о Боге как проникающем собою любую часть мира и совпадающим с бесконечным Космосом. Позднее наука приняла философию материализма и атеизма. Можно поэтому говорить о двух видах принципов научной картины мира:
1)внутренние
принципы науки,
2)внешние
принципы науки, определяющие
соединение науки как метода
познания с той или картиной
мира. Наука может соединиться
с любой картиной мира, лишь
бы не были разрушены
1)пантеистической
научной картине мира – здесь
внутренние принципы науки
2)деистической
научной картине мира – здесь
внутренние принципы науки
3)атеистической
научной картине мира – здесь
внутренние принципы науки
4)теистической
научной картины мира (“теизм”
– это учение о сотворении
мира Богом и постоянной
Научная
картина мира всегда состоит из двух
видов принципов – внутренних
и внешних. То, что объединяет все
научные картины мира, - это именно
наличие в них внутренних принципов
науки, обеспечивающих ее как специфический,
структурно-эмпирический метод познания
и предполагающий философию материи
и формы-структуры. Различие научных
картин мира вытекает из возможности
принятия разных внешних принципов
научного знания, согласующихся с
его внутренними принципами.
3. Общие
контуры современной
естественно-научной
картины мира
Мир,
в котором мы живем, состоит из
разномасштабных открытых систем, развитие
которых подчиняется общим
Приведем хронологию наиболее важных событий.
- 20 млрд. лет назад — Большой взрыв.
- 3 минуты спустя — образование вещественной основы Вселенной (фотоны, нейтрино и антинейтрино с примесью ядер водорода, гелия и электронов).
- Через несколько сотен тысяч лет — появление атомов (легких элементов).
- 19-17 млрд. лет назад образование разномасштабных структур (галактик).
-
15 млрд. лет назад — появление
звезд первого поколения,
- 5 млрд. лет назад — рождение Солнца.
- 4,6 млрд. лет назад — образование Земли.
- 3,8 млрд. лет назад — зарождение жизни.
- 450 млн. лет назад — появление растений.
- 150 млн. лет назад — появление млекопитающих.
- 2 млн. лет назад — начало антропогенеза.
Современной науке известны не только «даты», но во многом и сами механизмы эволюции Вселенной от Большого взрыва до наших дней.
Наиболее крупные открытия тайн истории Вселенной осуществлены во второй половине нашего века:
Информация о работе Принципиальные особенности современной научной картины мира