Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 16:53, контрольная работа
Развитие физики, биологии, общественных наук дало нам необозримое множество факторов, которые невозможно охватить единым взглядом. Ученые, работающие в близких областях, перестают понимать друг друга. Можно ли с этой точки зрения говорить о физиках, экономистах, юристах, биологах и т. д. как о представителях единой культуры, вносящих вклад в общую цивилизацию?
1. Причины, критерии разделения научного знания на естествознание и гуманитарное научное знание, аргументы абсурдности разделения и эволюционизм как основа одной науки 3
2. Задачи, логика и архитектоника курса Концепции современного естествознани………………………………………………………….........11
3. Причины возникновения науки в Античности и принципы классического естествознания…………………………………………………………………17
Список используемой литературы………………………………….…………….26
Появляется много междисциплинарных работ, свидетельствующих о широком приложении естественнонаучных моделей в различных областях социокультурной практики.
Наука - это многогранное и вместе с тем целостное образование, в котором все его отдельные компоненты в своих глубинных, мировоззренческих и методологических основаниях теснейшим образом связаны между собой. В ходе всей истории познания существовали мощные токи знаний, идей, образов, представлений от естественных наук к гуманитарным и от гуманитарных к естественным, имело место теснейшее взаимодействие между науками о природе и науками об обществе и человеке. Особенно важную роль такое взаимодействие играло в периоды научных революций, т.е. глубинных преобразований способа познания, принципов и методов научной деятельности.
Основой
этого взаимодействия на сегодняшнем
этапе развития науки становится эволюционизм.
Следует констатировать переориентацию
с локального эволюционизма на глобальный.
Сегодня эволюция понимается не как последовательность
реакций на внешние воздействия, а как
совокупность актов самоорганизации.
На основе идеи глобального эволюционизма
возникает образ мира как саморазвивающейся
суперсистемы, любой объект предстает
как составляющая целостности: и как событие,
и как система одновременно. Здесь любой
объект рассматривается в системном качестве,
а состояние не противопоставляется процессу.
Процессуальность становится универсальной
характеристикой. Но важно и другое - учитывать
целостность Универсума, в которой все
составляющие сами являются системами
(космос как система галактик, звезд, планет;
геосфера как система геологических объектов;
биосфера как система живого вещества;
системы взаимодействий частиц, информационные
системы и т.д.), они взаимосвязаны и в то
же время сохраняют целостность. [7]
К началу XXI века в полной мере проявилась глубокая зависимость дальнейшего развития нашей цивилизации от тех способностей и качеств личности, которые закладываются в образовании. Новые требования к уровню научной грамотности и общей культуры диктуются задачами выживания человечества, поэтому проблема совершенствования и развития высшего образования является одной из актуальных проблем, находящихся в центре внимания мирового культурного сообщества.
Преодоление исторически сложившегося разобщения естественнонаучной и гуманитарной компонент культуры, выявление их взаимообогащения, взаимопроникновения, поиск единой целостной культуры, воспитание широко образованной личности, способной отойти от профессиональной замкнутости, культурной ограниченности, - это основные направления инновационных процессов, направления поиска новых образовательных систем. Осознание этого факта привело в последние годы к формированию новой образовательной парадигмы, основу которой составляет фундаментальность, целостность и ориентация на интересы формирования человеческой личности. [3, С.55]
По
общему мнению, образование может
считаться фундаментальным
В рамках этой образовательной парадигмы разработан и успешно внедряется в практику работы высшей школы курс «Концепции современного естествознания». В нем концепции современного естествознания рассматриваются на основе синтетического подхода, который позволяет рассматривать отдельные естественнонаучные дисциплины не как совокупность традиционных автономных курсов (например, физики, химии, биологии), а интегрировать их в единый курс фундаментальных дисциплин, связанных общей целевой функцией и междисциплинарными связями, обеспечивая целостность фундаментального естественнонаучного образования.
В
курсе «Концепции современного естествознания»
в результате накопленной современным
научным знанием эмпирической и теоретической
информации должны формироваться новые
парадигмы мировидения, базирующиеся
на междисциплинарных подходах. Поэтому
эффективное изучение курса возможно
на основе применения новой парадигмы,
способной объединить естественнонаучный
и гуманитарный компоненты культуры, и
раскрыть универсальную роль метаязыка,
синтезирующего фундаментальные законы
естественных и гуманитарных наук. [3, С.56]
Государственный образовательный стандарт (дидактические единицы) курса «Концепции современного естествознания» можно представить следующим образом:
Причинами появления в учебных планах гуманитариев курса, который, в том числе, должен заложить основы эволюционного системного мышления, осветить глобальные проблемы бытия, стали:
Новые
условия существования
Введение курса Концепции современного естествознания в образовательную практику является одним из способов интеграции естественнонаучного и гуманитарного знания.
Задачами курса являются:
Для того чтобы решить эти задачи в учебном процессе необходимо преодолеть следующую последовательность ступеней:
Курс КСЕ следует понимать как:
Курс не “технократичен”, а “гуманистичен”: пронизан и объединён идеей антропоцентризма – гуманистического восприятия мира. Спираль курса раскручивается от анализа кризиса цивилизации, истории естествознания к рассмотрению истории Вселенной с выходом на проблемы будущего цивилизации. В рамках модели Универсальной истории, история человеческой цивилизации представлена как одна из фаз самоорганизации Вселенной, а человек понимается как открытая, целостная система во взаимосвязанной Вселенной.
Основные этапы эволюции (космофизический, химический, биологический, история человечества) Вселенной коррелируют с основными разделами современного естествознания: Большой взрыв и эволюция микро- и мегамиров – физика и космология, самоорганизация молекул и химических реакций, макромолекул и гиперцикл – эволюционная химия, происхождение и эволюция биосферы – биология, антропосоциогенез, социально-историческая стадия эволюции, перспективы цивилизации, холистическое и экологическое восприятие человека – гуманитарное естествознание. Такая логика построения архитектоники курса помогает целостному изучению разделов естествознания.
Естественнонаучный материал излагается в контексте актуальных проблем земной цивилизации. Обсуждая проблему будущего необходимо иметь представление о законах роста энтропии и эволюции Вселенной, причинах возникновения психики и сознания, роли человека во Вселенной.
Курс Концепции современного естествознания в новой парадигме образования должен максимально способствовать постановке и попытке самостоятельно разрешить мировоззренческие проблемы. Сегодня входящему в нестабильный мир молодому человеку чрезвычайно важно осознать своё место в мире, составить иерархию ценностей и смыслов, понять и организовать себя, почувствовать ответственность за судьбы страны и цивилизации в целом – и это конечная цель и предельно широкая задача курса.
Курс
должен занять своё место в формировании
целостной картины мира, когда
мир становится понятнее, когда приходит
видение и понимание
Самые первые знания человека о природе сложились в глубокой древности. Уже первобытные люди в борьбе с природой, добывая себе пищу и защищаясь от диких зверей, постепенно накапливали знания о природе, ее явлениях и свойствах окружавших их материальных вещей. Однако знания первобытных людей не являлись научными, поскольку не были ни систематизированы, ни объединены какой-либо теорией. Порожденные материальной деятельностью человека и добыванием средств к существованию, эти знания имели форму практического опыта.
Наука — это сложное многогранное общественное явление, которое вне общества не могло возникнуть и развиваться. Поэтому наука появляется только тогда, когда для этого создаются особые объективные условия, отвечающие введенным нами критериям науки. Этим условиям соответствует древнегреческое знание VI—IV вв. до н.э. В то время древнегреческая культура обрела принципиально новые черты, которыми не обладала культура Древнего Востока, общепризнанного центра рождения человеческой цивилизации.
Появлению таких критериев науки, как системность и рациональность, в конечном счете способствовала единственная в своем роде революция, которая произошла в эпоху архаики, — появление частной собственности. Весь остальной мир, в частности цивилизации Востока, демонстрировали так называемый «азиатский способ производства» и соответствующий ему тип государства — восточную деспотию. В таком обществе властные отношения являются первичными, а отношения собственности — вторичными. Собственностью в таком обществе распоряжается тот, в чьих руках находится власть, — чиновники разных рангов и, конечно, верховный правитель государства. Они создают хорошо отлаженную систему учета и контроля, в которой любой человек занимает отведенное ему место и находится в полной воле правителя и чиновников, общение с которыми невозможно строить на чисто логических и рациональных принципах. Случай или каприз чиновника могут навсегда изменить жизнь человека. Это приводит к фатализму, характерному для восточных цивилизаций, а также к отсутствию приоритета личности, отказу от рационального способа познания мира и другим специфическим чертам этих цивилизаций. [4, С.54]
Информация о работе Причины возникновения науки в античности