Причины возникновения науки в античности

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 16:53, контрольная работа

Описание работы

Развитие физики, биологии, общественных наук дало нам необозримое множество факторов, которые невозможно охватить единым взглядом. Ученые, работающие в близких областях, перестают понимать друг друга. Можно ли с этой точки зрения говорить о физиках, экономистах, юристах, биологах и т. д. как о представителях единой культуры, вносящих вклад в общую цивилизацию?

Содержание

1. Причины, критерии разделения научного знания на естествознание и гуманитарное научное знание, аргументы абсурдности разделения и эволюционизм как основа одной науки 3
2. Задачи, логика и архитектоника курса Концепции современного естествознани………………………………………………………….........11
3. Причины возникновения науки в Античности и принципы классического естествознания…………………………………………………………………17
Список используемой литературы………………………………….…………….26

Работа содержит 1 файл

Контр КСЕ.doc

— 139.00 Кб (Скачать)

     Появляется много междисциплинарных работ, свидетельствующих о широком приложении естественнонаучных моделей в различных областях социокультурной практики.

    Наука - это многогранное и вместе с  тем целостное образование, в  котором все его отдельные  компоненты в своих глубинных, мировоззренческих  и методологических основаниях теснейшим образом связаны между собой. В ходе всей истории познания существовали мощные токи знаний, идей, образов, представлений от естественных наук к гуманитарным и от гуманитарных к естественным, имело место теснейшее взаимодействие между науками о природе и науками об обществе и человеке. Особенно важную роль такое взаимодействие играло в периоды научных революций, т.е. глубинных преобразований способа познания, принципов и методов научной деятельности.

    Основой этого взаимодействия на сегодняшнем  этапе развития науки становится эволюционизм. Следует констатировать переориентацию с локального эволюционизма на глобальный. Сегодня эволюция понимается не как последовательность реакций на внешние воздействия, а как совокупность актов самоорганизации. На основе идеи глобального эволюционизма возникает образ мира как саморазвивающейся суперсистемы, любой объект предстает как составляющая целостности: и как событие, и как система одновременно. Здесь любой объект рассматривается в системном качестве, а состояние не противопоставляется процессу. Процессуальность становится универсальной характеристикой. Но важно и другое - учитывать целостность Универсума, в которой все составляющие сами являются системами (космос как система галактик, звезд, планет; геосфера как система геологических объектов; биосфера как система живого вещества; системы взаимодействий частиц, информационные системы и т.д.), они взаимосвязаны и в то же время сохраняют целостность. [7] 
 
 
 
 
 

    2. Задачи, логика и  архитектоника курса  Концепции современного естествознания

 

     К началу XXI века в полной мере проявилась глубокая зависимость дальнейшего развития нашей цивилизации от тех способностей и качеств личности, которые закладываются в образовании. Новые требования к уровню научной грамотности и общей культуры диктуются задачами выживания человечества, поэтому проблема совершенствования и развития высшего образования является одной из актуальных проблем, находящихся в центре внимания мирового культурного сообщества.

     Преодоление исторически сложившегося разобщения естественнонаучной и гуманитарной компонент культуры, выявление их взаимообогащения, взаимопроникновения, поиск единой целостной культуры, воспитание широко образованной личности, способной отойти от профессиональной замкнутости, культурной ограниченности, - это основные направления инновационных процессов, направления поиска новых образовательных систем. Осознание этого факта привело в последние годы к формированию новой образовательной парадигмы, основу которой составляет фундаментальность, целостность и ориентация на интересы формирования человеческой личности. [3, С.55]

     По  общему мнению, образование может  считаться фундаментальным только тогда, когда оно направлено на выявление  глубинных сущностных связей и отношений  между разнообразными процессами окружающего мира; образование может считаться целостным, если общие дисциплины представляют собой не просто совокупность традиционных курсов, а образуют единые циклы фундаментальных дисциплин, объединенные общей целевой функцией и междисциплинарными связями; образование можно признать направленным на интересы формирования личности, если оно способствует гармонизации отношения человека с Природой, обеспечивает оптимальные условия для взаимодействия различных типов мышления и создает внутреннюю потребность в саморазвитии и самообразовании на протяжении всей жизни человека.

    В рамках этой образовательной парадигмы  разработан и успешно внедряется в практику работы высшей школы курс «Концепции современного естествознания». В нем концепции современного естествознания рассматриваются на основе синтетического подхода, который позволяет рассматривать отдельные естественнонаучные дисциплины не как совокупность традиционных автономных курсов (например, физики, химии, биологии), а интегрировать их в единый курс фундаментальных дисциплин, связанных общей целевой функцией и междисциплинарными связями, обеспечивая целостность фундаментального естественнонаучного образования.

    В курсе «Концепции современного естествознания» в результате накопленной современным научным знанием эмпирической и теоретической информации должны формироваться новые парадигмы мировидения, базирующиеся на междисциплинарных подходах. Поэтому эффективное изучение курса возможно на основе применения новой парадигмы, способной объединить естественнонаучный и гуманитарный компоненты культуры, и раскрыть универсальную роль метаязыка, синтезирующего фундаментальные законы естественных и гуманитарных наук. [3, С.56] 

    Государственный образовательный стандарт (дидактические единицы) курса «Концепции современного естествознания» можно представить следующим образом:

  • Новая парадигма образования: цивилизация в начале третьего тысячелетия: причины и пути выхода из кризиса; естественнонаучная и гуманитарная научная компоненты науки; проблемы современной культуры.
  • История естествознания: наука: метод и структура познания; закон сохранения энергии и принцип роста энтропии; необратимость времени; динамические и статистические законы природы; корпускулярная и континуальная концепции; пространство и время; взаимодействие: близко- и дальнодействие; принципы суперпозиции, относительности, неопределённости, дополнительности; панорама современного естествознания.
  • Теория Универсальной истории: порядок и беспорядок в природе; самоорганизация в живой и неживой природе; принципы Универсального эволюционизма; структурные уровни организации материи; законы сохранения; тенденции развития.
  • Космофизическая эволюции: хаос и космос; микро-, макро- и мегамиры; квантовая лестница и этапы космической эволюции; принципы симметрии; антропный космологический принцип.
  • Химическая эволюция: химические системы; энергетика химических процессов; реакционная способность веществ; открытые автокаталитические системы; высший химизм: органогены и макромолекулы; гиперцикл.
  • Эволюция биосферы: особенности биологического уровня организации материи; принципы воспроизводства и развития живых систем; этапы эволюции форм жизни; многообразие живых организмов – основа организации и устойчивости биосферы; факторы эволюции биосферы; генетика и эволюция; природа психики.
  • Антропосоциогенез и эволюция человека: переходные формы приматы – человек; наследственность и среда; модели сознания; физиология и здоровье; эмоции, творчество и работоспособность; биоэтика; экология и здоровье; человек, биосфера и космические циклы; ноосфера; на пути к новой культуре. [1]

    Причинами появления в учебных планах гуманитариев курса, который, в том числе, должен заложить основы эволюционного системного мышления, осветить глобальные проблемы бытия, стали:

  • учёт общемировых тенденций в образовании и начало реформирования системы высшего образования в России;
  • междисциплинарные, интегративные тенденции в современной науке. [1]

    Новые условия существования человечества требуют перехода к новой стратегии  развития общества. Приоритетное развитие должны получить фундаментальные знания о законах эволюции природы и общества, перспективах развития, об основных свойствах информационных процессов.

    Введение  курса Концепции современного естествознания в образовательную практику является одним из способов интеграции естественнонаучного и гуманитарного знания.

    Задачами  курса являются:

  • содействие наметившейся в современном интеллектуальном мире тенденции сближения, синтеза “оторвавшихся” друг от друга естественнонаучной и гуманитарной компонент культуры;
  • формирование целостного научного взгляда на мир как на самоорганизующееся многообразие структур;
  • понимание человека во Вселенной не только как созерцателя, покорителя и экспериментатора, но и как монады этого мира. [1]

    Для того чтобы решить эти задачи в  учебном процессе необходимо преодолеть следующую последовательность ступеней:

  • осознать социально-историческую обусловленность и опасность для современной цивилизации отчуждения естественнонаучной и гуманитарной компонент культуры;
  • понять задачи, возможности и ограничения рационального естественнонаучного метода познания, его дополнительную природу по отношению к иным способам освоения действительности;
  • понять специфику античного, классического, неклассического и постнеклассического идеалов рациональности, логику развития научных парадигм и логику научного исследования;
  • изучить фундаментальные законы движения и развития физических, химических, биологических и социальных систем;
  • сформировать представление о принципах Универсальной истории;
  • привить навыки логического оперирования элементами метаязыка, позволяющего моделировать эволюцию природы и общества на основе фундаментальных законов развития природы и общества;
  • укреплять и развивать чувство гражданского достоинства на основе ознакомления с вкладом российских и коми мыслителей в становление современной постнеклассической научной парадигмы;
  • сформировать устойчивое убеждение в необходимости следования требованиям экологического императива, составляющего интеллектуальный стержень “эпохи ноосферы”;
  • осознать глобальные проблемы современной цивилизации, перспективы Интеллекта и на основе междисциплинарной теории Универсальной истории познакомиться с условиями выживания цивилизации. [1]

    Курс  КСЕ следует понимать как:

  • эволюционный: центральной идеей современного естествознания является идея Универсальной истории;
  • философский, мировоззренческий и футурологический: обсуждаются проблемы происхождения, настоящего и будущего Вселенной и человека;
  • гуманитарный: единая модель Универсальной истории Вселенной, биосферы и человека синтезирует данные “естественных” и гуманитарных наук, выступает основой трансдисциплинарной единой теории. [1]

    Курс не “технократичен”, а “гуманистичен”: пронизан и объединён идеей антропоцентризма – гуманистического восприятия мира. Спираль курса раскручивается от анализа кризиса цивилизации, истории естествознания к рассмотрению истории Вселенной с выходом на проблемы будущего цивилизации. В рамках модели Универсальной истории, история человеческой цивилизации представлена как одна из фаз самоорганизации Вселенной, а человек понимается как открытая, целостная система во взаимосвязанной Вселенной.

    Основные  этапы эволюции (космофизический, химический, биологический, история человечества) Вселенной коррелируют с основными разделами современного естествознания: Большой взрыв и эволюция микро- и мегамиров – физика и космология, самоорганизация молекул и химических реакций, макромолекул и гиперцикл – эволюционная химия, происхождение и эволюция биосферы – биология, антропосоциогенез, социально-историческая стадия эволюции, перспективы цивилизации, холистическое и экологическое восприятие человека – гуманитарное естествознание. Такая логика построения архитектоники курса помогает целостному изучению разделов естествознания.

    Естественнонаучный  материал излагается в контексте актуальных проблем земной цивилизации. Обсуждая проблему будущего необходимо иметь представление о законах роста энтропии и эволюции Вселенной, причинах возникновения психики и сознания, роли человека во Вселенной.

    Курс  Концепции современного естествознания в новой парадигме образования должен максимально способствовать постановке и попытке самостоятельно разрешить мировоззренческие проблемы. Сегодня входящему в нестабильный мир молодому человеку чрезвычайно важно осознать своё место в мире, составить иерархию ценностей и смыслов, понять и организовать себя, почувствовать ответственность за судьбы страны и цивилизации в целом – и это конечная цель и предельно широкая задача курса.

    Курс  должен занять своё место в формировании целостной картины мира, когда  мир становится понятнее, когда приходит видение и понимание абстрактных  и глобальных структур, причинно-следственных связей, сути вещей. Когда меняются ориентиры, и факт оценивается не только с точки зрения психолога, юриста или филолога, но с точки зрения “человека мира”, и обнаруживаются скрытые и доселе непонятные причины и механизмы процессов, которые на самом деле не так запутанны и сложны. Мир становится своим, поскольку натиску чужих интерпретаций противостоит уже собственная рефлексия на факты. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Причины возникновения  науки в Античности  и принципы классического  естествознания

 

    Самые первые знания человека о природе сложились в глубокой древности. Уже первобытные люди в борьбе с природой, добывая себе пищу и защищаясь от диких зверей, постепенно накапливали знания о природе, ее явлениях и свойствах окружавших их материальных вещей. Однако знания первобытных людей не являлись научными, поскольку не были ни систематизированы, ни объединены какой-либо теорией. Порожденные материальной деятельностью человека и добыванием средств к существованию, эти знания имели форму практического опыта.

    Наука — это сложное многогранное общественное явление, которое вне общества не могло возникнуть и развиваться. Поэтому наука появляется только тогда, когда для этого создаются особые объективные условия, отвечающие введенным нами критериям науки. Этим условиям соответствует древнегреческое знание VI—IV вв. до н.э. В то время древнегреческая культура обрела принципиально новые черты, которыми не обладала культура Древнего Востока, общепризнанного центра рождения человеческой цивилизации.

    Появлению таких критериев науки, как системность и рациональность, в конечном счете способствовала единственная в своем роде революция, которая произошла в эпоху архаики, — появление частной собственности. Весь остальной мир, в частности цивилизации Востока, демонстрировали так называемый «азиатский способ производства» и соответствующий ему тип государства — восточную деспотию. В таком обществе властные отношения являются первичными, а отношения собственности — вторичными. Собственностью в таком обществе распоряжается тот, в чьих руках находится власть, — чиновники разных рангов и, конечно, верховный правитель государства. Они создают хорошо отлаженную систему учета и контроля, в которой любой человек занимает отведенное ему место и находится в полной воле правителя и чиновников, общение с которыми невозможно строить на чисто логических и рациональных принципах. Случай или каприз чиновника могут навсегда изменить жизнь человека. Это приводит к фатализму, характерному для восточных цивилизаций, а также к отсутствию приоритета личности, отказу от рационального способа познания мира и другим специфическим чертам этих цивилизаций. [4, С.54]

Информация о работе Причины возникновения науки в античности