Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 00:30, контрольная работа
Научная революция – это закономерный и периодически повторяющийся в истории науки процесс качественного перехода от одного способа познания к другому, который отражает более глубинные связи и отношения природы. В ходе научной революции происходит выделение качественно нового типа объектов, резкое изменение системы методологических установок познания, идеалов познания, критериев оценки результатов познания, критика старых и утверждение новых ценностей познания. Этап научной революции сменяется периодом эволюционного развития науки.
Конец
XIX — середина XX века, преобразование
параметров классической науки, становление
неклассического
Четвертая
революция
Конец
XX — начало XXI века, радикальные изменение
в снованиях научного знания и
деятельности — рождение новой постнеклассической
науки. События — компьютеризация
науки, усложнение приборных комплексов,
возрастание междисциплинарных исследований,
комплексных программ, сращивание эмпирических
и теоретических, прикладных и фундаментальных
исследований, разработка идей синергетики.
Основные характеристики: НКМ — взаимодействие
различных картин реальности; превращение
их во фрагменты общей картины мира, взаимодействие
путем «парадигмальных прививок» идей
из других наук, стирание жестких разграничительных
линий; на передний план выходят уникальные
системы — объекты, характеризующиеся
открытостью и саморазвитием, исторически
развивающиеся и эволюционно преобразующиеся
объекты, «человекоразмерные» комплексы;
знания об объекте соотносятся не только
со средствами, но и с ценностно-целевыми
структурами деятельности; осознается
необходимость присутствия субъекта,
это выражается прежде всего в том, что
включаются аксиологические факторы в
объяснения, а научное знание с необходимостью
рассматривается в контексте социального
бытия, культуры, истории как нераздельное
с ценностями и мировоззренческими установками,
что в целом сближает науки о природе и
науки о культуре. При методологическом
анализе процессов развития и роста науки
остается не проясненным вопрос: универсально
ли понятие «научная революция» или оно
применимо лишь к отдельным ситуациям
в истории естествознания, имеющим достаточно
уникальный характер. Обоснованию применимости
этого понятия в естественных науках посвящено
много исследований, как отечественных,
так и зарубежных.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе эволюции познания возникают новые регулятивные представления о характеристиках наблюдаемых процессов, о нормах объяснения, доказательства, обоснованности и организации знаний. Обнаруживается, что новая теория строится не через уточнение данных наблюдений, но на исходном принципе, полученном путем критики старой теоретической концепции.
Открывается, что точные