Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 00:30, контрольная работа
Научная революция – это закономерный и периодически повторяющийся в истории науки процесс качественного перехода от одного способа познания к другому, который отражает более глубинные связи и отношения природы. В ходе научной революции происходит выделение качественно нового типа объектов, резкое изменение системы методологических установок познания, идеалов познания, критериев оценки результатов познания, критика старых и утверждение новых ценностей познания. Этап научной революции сменяется периодом эволюционного развития науки.
ВВЕДЕНИЕ
История человеческого познания – это история возникновения, развития и замены одних научных картин мира другими, которые возникают в недрах предыдущих и в процессе эволюции приближаются к объективной научной картине мира.
Научная революция – это закономерный и периодически повторяющийся в истории науки процесс качественного перехода от одного способа познания к другому, который отражает более глубинные связи и отношения природы.
Таких четко и однозначно фиксируемых радикальных смен научной картины мира, научных революций в истории развития науки можно выделить три, обычно их принято персонифицировать по именам трех ученых сыгравших наибольшую роль в происходивших изменениях:
1.
Аристотелевская (VI-IV века до нашей
эры) в результате этой
2.
Ньютоновская научная
Классическое естествознание заговорило языком математики, сумело выделить строго объективные количественные характеристики земных тел (форма величина, масса, движение) и выразить их в строгих математических закономерностях.
Наука Нового времени нашла мощную опору в методах экспериментального исследования, явлений в строго контролируемых условиях.
Естествознания этого времени отказалось от концепции гармоничного, завершенного, целесообразно организованного космоса, по их представления Вселенная бесконечна и объединена только действием идентичных законов.
Доминантой классического естествознания, становится механика, все соображения, основанные на понятиях ценности, совершенства, целеполагания, были исключены из сферы научного поиска.
В познавательной деятельности подразумевалась четкая оппозиция субъекта и объекта исследования. Итогом всех этих изменений явилась механистическая научная картина мира на базе экспериментально математического естествознания.
3.
Эйнштейновская революция (
История человеческого познания – это история возникновения, развития и замены одних научных картин мира другими, которые возникают в недрах предыдущих и в процессе эволюции приближаются к объективной научной картине мира.
Научная
революция – радикальное
Научная
революция – это
закономерный и периодически
повторяющийся в истории
науки процесс качественного
перехода от одного
способа познания к
другому, который отражает
более глубинные связи
и отношения природы. В ходе научной
революции происходит выделение качественно
нового типа объектов, резкое изменение
системы методологических установок познания,
идеалов познания, критериев оценки результатов
познания, критика старых и утверждение
новых ценностей познания. Этап научной
революции сменяется периодом эволюционного
развития науки.
НЬЮТОНОВСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
(Период:
XVI-XVIII века)
Великий
английский физик И. Ньютон (1643-1727 гг.)
завершил коперниковскую революцию. Он
доказал существование
И. Ньютон создал свой вариант дифференциального и интегрального исчисления непосредственно для решения основных проблем механики: определения мгновенной скорости как производной от пути по времени движения и ускорения, как производной от скорости по времени или второй производной от пути по времени. Благодаря этому ему удалось точно сформулировать основные законы динамики и закон всемирного тяготения. Ньютон был убежден в объективном существовании материи, пространства и времени, в существовании объективных законов мира, доступных человеческому познанию. Несмотря на свои огромные достижения в области естествознания, Ньютон глубоко верил в Бога, очень серьезно относился к религии. Он был автором «Апокалипсиса», «Хронологии». Эта приводит к выведу, что для И. Ньютона не было конфликта между наукой и религией, в его мировоззрении уживалось и то и другое.
Отдавая дань столь великому вкладу ученого в становление и развитие научной картины мира, научную парадигму этого периода или научную революцию XVI-XVII вв. называют ньютоновской.
И это вторая в истории европейской науки картина мира после аристотелевской. Ее основными достижениями можно считать:
1) натурализм-идею
самодостаточности природы,
2) механицизм - представление мира в качестве машины, состоящей из элементов разной степени важности и общности;
3) квантитативизм-универсальный метод количественного сопоставления и оценки всех предметов и явлений мира, отказ от качественного мышления античности и Средневековья;
4) причинно-следственный
автоматизм жесткую
5) аналитизм
- примат аналитической
6) геометризм-утверждение картины безграничного однородного, и управляемого едиными законами космического универсума.
Еще одним важнейшим итогом научной революции Нового времени стало соединение умозрительной натурфилософской традиции античности и средневековой науки с ремесленно-технической деятельностью, с производством. Кроме того, в результате этой революции в науке утвердился гипотетико-дедуктивный метод познания.
В
прошлом веке физики дополнили механистическую
картину мира электромагнитной. Электрические
и магнитные явления были известны
давно, но изучались обособленно друг
от друга. Их изучение показало, что между
ними существует глубокая взаимосвязь,
что заставило ученых искать эту связь
и создать единую электромагнитную теорию.
РЕВОЛЮЦИЯ ЭЙНШТЕЙНА
(Период:
рубеж XIX-XX веков)
В 30-е гг. XX в. было сделано другое важное открытие, которое показало, что элементарные частицы, например электроны, обладают не только корпускулярными, но и волновыми свойствами. Таким путем было доказано экспериментально, что между веществом и полем не существует непроходимой границы: в определенных условиях элементарные частицы вещества обнаруживают волновые свойства, а частицы поля - свойства корпускул. Это явление получило название дуализма волны и частицы.
Еще более радикальные изменения в учении о пространстве и времени произошли в связи с созданием общей теории относительности, которую нередко называют новой теорией тяготения. Эта теория впервые ясно и четко установила связь между свойствами движущихся тел и их пространственно-временной метрикой. А. Эйнштейн (1879-1955), выдающийся американский ученый, физик-теоретик, сформулировал некоторые , основные свойства пространства и времени исходя из своей теории:
1)
их объективность и
2)неразрывную связь друг с другом и с движущейся материей;
3)единство прерывности и непрерывности в их структуре - наличие отдельных тел, фиксированных в пространстве при отсутствии каких-либо «разрывов» в самом пространстве;
По
существу относительность
1)
найти объективную истину
2)
знать одновременно и
3)
установить, имеем мы в микромире
дело с частицами или с
Учитывая
столь огромный вклад в современную
науку и большое влияние на нее А. Эйнштейна,
третью фундаментальную парадигму в истории
науки и естествознания назвали эйнштейновской.
АРИСТОТЕЛЕВСКАЯ
РЕВОЛЮЦИЯ (Период: VI-IV
века до нашей эры)
В результате этой научной революции возникла сама наука, произошло отделение науки от других форм познания и освоения мира, созданы определенные нормы и образцы научного знания. Наиболее полно эта революция отражена в трудах Аристотеля. Он создал формальную логику, т.е. учение о доказательстве, главный инструмент выведения и систематизации знания, разработал категориально понятийный аппарат. Он у твердил своеобразный канон организации научного исследования (история вопроса, постановка проблемы, аргументы за и против, обоснование решения), дифференцировал само знание, отделив науки о природе от математики и метафизики
НАУЧНЫЕ
РЕВОЛЮЦИИ
Первая
революция
XVII
— первая половина XVIII века —
становление классического
Вторая
революция
Конец
XVIII — первая половина XIX века, переход
естествознания в дисциплинарно
организованную науку. Основные характеристики:
механическая картина мира перестает
быть общенаучной, формируются биологические,
химические и другие картины реальности,
не сводимые к механической картине мира;
объект понимается в соответствии с научной
дисциплиной не только в понятиях механики,
но и таких, как «вещь», «состояние», «процесс»,
предполагающих развитие и изменение
объекта; субъект должен быть элиминирован
из результатов познания; возникает проблема
разнообразия методов, единства и синтеза
знаний, классификации наук; сохраняются
общие познавательные установки классической
науки, ее стиля мышления.
Третья
революция