Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 16:12, контрольная работа
В “Философской энциклопедии” методология определяется как философское учение о методах познания и преобразования действительности, о применении принципов мировоззрения к процессу познания, к духовному творчеству вообще и к практике. При этом имеются в виду не только общефилософские, но и конкретно-научные методы. Методологию иногда понимают также как определенную систему методов, которые применяются в процессе познания в рамках той или иной науки. Нет единого мнения и о том, что представляет собой методология как наука: является ли она философской дисциплиной или это частнонаучная область, или сама философия выступает методологией, поскольку каждое философское положение имеет методологическое значение.
Введение………………………………………………………………….3
Понятие методологии и ее роль в развитии естествознания…………………………………………………………...5
Возникновение биологии как науки и этапы ее развития..…………………………………………………………………8
Что такое «слабое взаимодействие»……………...…………………...17
Список использованной литературы………………..…………….......20
е) выявление качественных различий в природе, подобных различию между макро- и микрообъектами в физике; проблема скачка и форм его протекания, включая вопрос об антропогенезе, трудовую теорию которого выдвинул Ф. Энгельс;
ж) выяснение
соотношения между материей и
сознанием и законов
з) комплексное
изучение законов развития самого естествознания,
места естествознания в жизни общества,
структуры естествознания, организации,
управления и прогнозирования (науковедение)
в связи естествознания с техникой и другими
социальными институтами.
Теперь
мы точно знаем, что методология
- очень важный компонент в
современной науке, это её неотъемлемая
часть. Методология присутствует в
обыденной жизни, она выражается в каждом
поступке человека, но невооруженным глазом
её не заметить. Методология существенно
упростила познание мира человеком, сделала
этот мир проще и доступнее для человека.
Любая наука в своем составе имеет элементы
методологии, т. е методы. Методологию
нельзя отнести к какой – либо конкретной
науке, это просто невозможно. Методология
– это одновременно и наука, и её составляющая.
Человеку ещё многое неизвестно, ему ещё
так много нужно всего изучить и познать,
что ученым нашего времени и ученым будущего
всегда найдется над чем поработать. А
в этом им естественно поможет методология,
ведь без неё нет познания. А если нет познания,
то нет науки, что совершенно не допустимо!
ВОЗНИКНОВЕНИЕ
БИОЛОГИИ КАК НАУКИ И ЭТАПЫ
ЕЕ РАЗВИТИЯ
Момент зарождения какой-либо науки определяется появлением первого систематизированного обобщения человеческих знаний в этой области в письменном виде. Хотя много разнообразных и полезных сведений о растениях и животных было накоплено первобытными людьми, а затем в древних государствах Индии, Египта, Азии и Китая, обладавших уже письменностью, но все же первое письменное обобщение знаний о растениях и животных и, следовательно, возникновение биологии как науки связывают с трудами греческого ученого Теофраста (372-287 до н.э.).
Дальнейшее развитие биологии в античной Греции и в Риме шло под влиянием потребностей земледелия, скотоводства и медицины. Однако и в это время, и в последующий период средневековья, охвативший целое тысячелетие человеческой истории, развитие общества шло крайне медленно и никак не способствовало прогрессу наук.
Решительный перелом в развитии биологии произошел в 15 веке, в эпоху Возрождения. Как в социально-экономическом отношении, так и в области идеологии произошли колоссальные сдвиги. Капитализм, развившийся в недрах феодализма, требовал более полного использования природы, развития торговых связей и рынков. Этот период характеризуется многочисленными географическими открытиями. В 1492 году Колумб открыл Вест-Индию, а в 1497 году Кабот достиг Северной Америки, в 1498 году Васко де Гама, обогнув Африку, достиг Индии морским путем.
Колоссальными успехами биологии был отмечен 19 век. Оформились или возникли новые разделы ботаники-физиология и анатомия растений, эмбриология, география, экология и геоботаника, учения о водорослях, грибах и других низших организмах, палеоботаника и т.д.. По существу, именно в 19 веке ботаника приняла современный вид. Во всех ее разделах был накоплен громадный фактический материал.
Но не только накопление фактов было заслугой 19 века. В это время были созданы обобщающие теории, среди которых в первую очередь надо назвать теорию клеточного строения организмов и теорию эволюционного развития.
Общепризнано, что начиная с середины 20 века биология прочно заняла одно из ведущих мест в современном естествознании. Особенно значительными были успехи в 50-60-х годах молекулярной биологии- направления, рождение и развитие которого связано с широким проникновением в биологию методов и идей физики, химии и математики.
Раскрытие химической природы генетического материала (двойная спираль ДНК), способов хранения и реализации наследственной информации, объяснение принципов функционирования биологических систем процессами, происходящими на уровне молекул,- эти и другие достижения получили громкую известность (которую, вероятно, можно сравнить с популярностью теории относительности в 20-е годы или ядерной физики в 40-50-е годы) и стимулировали развитие многих традиционных биологических наук.
Этапы развития биологии:
Каждый из этапов связан с изменением представлений о мире живого, самих основ биологического мышления, со сменой биологических парадигм. Благодаря развитию современной биологии микромира, познанию молекулярных структур живого мира, отчетливо стало просматриваться единство природы, органического и неорганического мира.
Происхождение жизни - один из самых таинственных вопросов, исчерпывающий ответ на который вряд ли когда-нибудь будет получен. Множество гипотез и даже теорий о возникновении жизни, объясняющих различные стороны этого явления, неспособны пока что преодолеть существенное обстоятельство - экспериментально подтвердить факт появления жизни. Мы не знаем и, возможно, не узнаем никогда условий, в которых зародились структуры, обладающие свойствами живого мира. Вероятно, их воспроизведение в лабораториях - дело будущего, но повторение его в масштабах планеты - совершенно невероятно.
Возникновение жизни на Земле, по оценкам ученых, имело место 3-4 млрд. лет назад. В результате сложных космических и земных преобразований зародились простейшие формы жизни, которые положили начало почти миллиону видов животных и около 400 тыс. видов растений, конечное число которых неизвестно и сегодня. Проблема происхождения жизни на Земле - сложнейшая задача современной науки, интерес к которой никогда не ослабевал в связи с попытками человека проникнуть в собственную природу и историю. Решающая роль в прояснении тайны происхождения жизни отводится теоретическому познанию, изучению истории становления представлений о жизни и их философскому осмыслению. История взглядов на происхождение жизни уходит в далекое прошлое. Первые идеи возникновения жизни ограничивались рамками мифологических представлений. В мифах рождались легенды о возникновении одушевленных форм из неодушевленных. Охота и собирательство укрепляли связь людей с живой природой, углубляли понимание ее отличия от неживой.
Лишь
по мере становления культуры, совершенствования
средств познания, кристаллизации самосознания
формируются два
Креационизм - концепция, объясняющая происхождение многообразия форм органического мира как акт божественного творения. Название учения происходит от латинского слова creatio, creations -- “создание”, “сотворение”. Креационизм исходит из того, что, несмотря на присущее человеку стремление разрешить вопрос о происхождении мира, он сам по себе не может добиться этого без помощи Бога, которому мир обязан своим существованием.
Корни креационизма уходят в эпоху глубокой античности. До сих пор известен древневавилонский миф о герое-боге Мардуке, который, обладая колоссальной силой, разорвал надвое чудовище Тиамат и создал из его спины небо, а из живота - землю.
На новый уровень креационисткие представления выходят уже в библейские времена. Главная идея библейского ответа на вопрос о происхождении жизни, как частного случая сотворения мира, в том, что Бог создал мир из ничего - не из готовой материи и не из собственного своего существа. Всему сущему предшествовала безначальная вечность, в которой творил один Господь. Именно им было положено новое начало, бытие - мир видимый и невидимый.
В соответствии с Библией, начало жизни на Земле связано с пятым днем творения, когда появились рыбы и водяные твари, птицы и воздушные творения. На следующий день на земле появляются разного рода животные, обитающие на суше. Не ясно было только - для кого все это? И на седьмой день Бог сотворил человека “по образу Нашему, и по подобию Нашему”.
Креационистские представления о происхождении жизни и ее развитии господствовали в науке до возникновения эволюционного учения. Они являлись не только догмами официальной религии, их придерживалось подавляющее большинство естествоиспытателей. Отправляясь от факта многообразия форм органического мира, сторонники креационизма рассматривали это многообразие как результат Божественного творения. Они защищали идею неизменности видов и отрицали эволюцию.
Основу
эволюционного подхода к
Накопленный
длительным развитием биологической
науки фактический и
Дарвин вскрыл движущие силы эволюции живой природы. Он попытался понять и объяснить действительную природу внутренних противоречий органического мира. Его теория не только объясняет характер этих противоречий, но и указывает пути, по которым они разрешаются в мире животных и растений.
Доказательством эволюции служит и сходство органов животных, выражающееся в их положении, соотношении в общем плане строения и в развитии из сходного зачатка зародыша. Сходные органы называются гомологичными органами. Эволюционная теория объясняет сходство органов общностью происхождения сравниваемых форм, тогда как сторонники креационистских концепций истолковывали это сходство как волю творца, создававшего группы животных по определенному плану.
Подтверждением идеи эволюции является отражение истории развития организмов на их строении и на процессах зародышевого развития, а также географическое распространение организмов.
Теория самопроизвольного зарождения. Религиозные учения всех времен и всех народов приписывали обычно появление жизни тому или другому творческому акту божества. Весьма наивно решали этот вопрос и первые исследователи природы. Даже для такого выдающегося ума древности, каким являлся Аристотель, принять представление о том, что животные - черви, насекомые и даже рыбы - могли возникнуть из ила, не представляло особых затруднений. Напротив, этот философ утверждал, что всякое сухое тело, становясь влажным, и, наоборот, всякое мокрое тело, становясь сухим, родят животных.
Авторитет Аристотеля имел исключительное влияние на воззрения средневековых ученых. Мнение этого философа в их умах причудливо переплеталось с учением отцов церкви, зачастую давая нелепые и даже смешные на современный взгляд представления. Приготовление живого человека или его подобия, “гомункулуса”, в колбе, при помощи смешения и перегонки различных химических веществ, считалось в средние века хотя и весьма трудным и беззаконным, но, без сомнения, выполнимым делом. Получение же животных из неживых материалов представлялось ученым того времени настолько простым и обычным, что известный алхимик и врач Ван-Гельмонт прямо дает рецепт, следуя которому можно искусственно приготовить мышей, покрывая сосуд с зерном мокрыми и грязными тряпками.
Ряд сочинений, принадлежащих к XVI и XVII вв., подробно описывает превращение воды, камней и других неодушевленных предметов в пресмыкающихся, птиц и зверей. Гриндель фон Ах даже приводит изображение лягушек, образующихся из майской росы, а Альдрованд дает рисунки, показывающие, каким образом птицы и насекомые родятся из веток и плодов деревьев.
Чем дальше развивалось естествознание, чем большее значение в деле познания природы приобретали точное наблюдение и опыт, а не одни только рассуждения и мудрствования, тем более сужалась область применения теории самопроизвольного зарождения. Уже в половине XVII в. доктор Реди простыми опытами доказал неосновательность мнений о самозарождении червей в гниющем мясе. Он покрывал мясо легкой кисеей и таким образом преграждал доступ к нему мухам, из яиц которых развиваются черви. При этом мясо загнивало, но образования червей никогда не происходило. Так же просто было опровергнуто мнение о самозарождении насекомых.