Понятие методологии и ее роль в развитии естествознания. Возникновение биологии как науки и этапы ее развития. Что такое «слабое взаимодей

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 16:12, контрольная работа

Описание работы

В “Философской энциклопедии” методология определяется как философское учение о методах познания и преобразования действительности, о применении принципов мировоззрения к процессу познания, к духовному творчеству вообще и к практике. При этом имеются в виду не только общефилософские, но и конкретно-научные методы. Методологию иногда понимают также как определенную систему методов, которые применяются в процессе познания в рамках той или иной науки. Нет единого мнения и о том, что представляет собой методология как наука: является ли она философской дисциплиной или это частнонаучная область, или сама философия выступает методологией, поскольку каждое философское положение имеет методологическое значение.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3
Понятие методологии и ее роль в развитии естествознания…………………………………………………………...5
Возникновение биологии как науки и этапы ее развития..…………………………………………………………………8
Что такое «слабое взаимодействие»……………...…………………...17
Список использованной литературы………………..…………….......20

Работа содержит 1 файл

КР по КСЕ.doc

— 155.00 Кб (Скачать)

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования 

«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ» 

Кафедра гуманитарных дисциплин 
 
 
 
 
 
 
 

К О Н Т Р О  Л Ь Н А Я  Р А Б О Т  А 

по дисциплине «Концепции современного естествознания» 

на темы «Понятие методологии и ее роль в развитии естествознания. Возникновение биологии как науки и этапы ее развития.

Что такое «слабое взаимодействие»». 
 
 
 
 

            Выполнил: студент 1-го курса заочной фор-

            мы  обучения факультета таможенного дела, группа 1141 В.В. Трибушинина 
             
             

                Проверил: А.И. Федорищенко 
           

            Оценка: 

                Подпись 

            «    »                        2006 г. 
             
             

                Москва

              2006

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

  1. Введение………………………………………………………………….3
  2. Понятие методологии и ее роль в развитии естествознания…………………………………………………………...5
  3. Возникновение биологии как науки и этапы ее развития..…………………………………………………………………8
  4. Что такое «слабое взаимодействие»……………...…………………...17
  5. Список использованной литературы………………..…………….......20
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

      В “Философской энциклопедии” методология определяется как философское учение о методах познания и преобразования действительности, о применении принципов мировоззрения к процессу познания, к духовному творчеству вообще и к практике. При этом имеются в виду не только общефилософские, но и конкретно-научные методы. Методологию иногда понимают также как определенную систему методов, которые применяются в процессе познания в рамках той или иной науки. Нет единого мнения и о том, что представляет собой методология как наука: является ли она философской дисциплиной или это частнонаучная область, или сама философия выступает методологией, поскольку каждое философское положение имеет методологическое значение. Существует, например, мнение, что методология как совокупность методов познания — это одно, а учение о методологии — это совсем другое. Причем учение о методологии рассматривается как частнонаучная дисциплина, ибо философия не исчерпывает содержания методологии. Есть и предположение, что методология — вообще не наука и стоит она вне науки являясь искусством подбора принципов и методов исследования.

      Такое разнообразие мнений о методологии  на современном этапе ее развития естественно, так как нет какого-либо систематизированного изложения ни методологии науки, ни методологии  конкретных наук, ни самих методологических принципов и методов научного познания. Кроме того, в познавательной практике ни один ученый, приступая к экспериментальному либо теоретическому исследованию, не обращается к какому-то “руководству по методологии”. Он опирается, прежде всего, на свой научный и жизненный опыт, исходит из того стиля мышления, из тех стереотипов, которые у него сформировались в процессе обучения и работы, общения с учителями и коллегами. В то же время большинство специалистов в области методологии науки решают конкретные либо общие методологические проблемы науки и научных теорий, анализируют методологические принципы, методы познания самым частным образом, не имея в виду, во всяком случае, явно, какую-то целостную методологическую систему.

      В современном понимании методология – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. В частности, методология естествознания – это учение о принципах построения, формах и способах естественнонаучного познания. 

      Биология  развивалась под влиянием практических потребностей человеческого общества. Развитие биологии нельзя отделить от общей истории человечества – развитие и смены общественных формаций, развития культуры. Конкретное время возникновения того или иного раздела биологии, и особенности его дальнейшего формирования во многом зависели от состояния смежных наук. Развитие науки подчиняется общим законам познания  - от простого к сложному, от внешнего и случайного к глубоким внутренним закономерностям.

      Проблема  происхождения жизни на Земле и возможности ее существования в других областях Вселенной издавна привлекала внимание как ученых и философов, так и простых людей. За последние годы интерес к этой "вечной проблеме" значительно возрос.

      Это обусловлено двумя обстоятельствами: во-первых, значительными успехами в лабораторном моделировании некоторых этапов эволюции материи, проведшей к зарождению жизни, и, во-вторых, стремительным развитием космических исследований, делающих все более реальным непосредственный поиск каких-либо форм жизни на планетах Солнечной системы, а в будущем и за ее пределами. 

      Элементарные  частицы, в точном значении этого  термина, - это первичные, далее неразложимые частицы, из которых, по предположению, состоит вся материя.

      Частицы, претендующие на роль первичных элементов материи, иногда называют "истинно элементарные частицы". Первой открытой элементарной частицей был электрон. Его открыл английский физик Томсон в 1897 году.

      Первой  открытой античастицей был позитрон - частица с массой электрона, но положительным электрическим зарядом. Эта античастица была обнаружена в составе космических лучей американским физиком Андерсоном в 1932 году.

      В современной физике к группе элементарных относятся более 350 частиц, в основном нестабильных, и их число продолжает расти.

      Если раньше элементарные частицы обычно обнаруживали в космических лучах, то с начала 50-х годов ускорители превратились в основной инструмент для исследования элементарных частиц.

      Микроскопические  массы и размеры элементарных частиц обусловливают квантовую  специфику их поведения: квантовые закономерности являются определяющими в поведении элементарных частиц.

      Наиболее  важное квантовое свойство всех элементарных частиц - это способность рождаться  и уничтожаться (испускаться и  поглощаться) при взаимодействии с другими частицами. Все процессы с элементарными частицами протекают через последовательность актов их поглощения и испускания.

      Различные процессы с элементарными частицами  заметно отличаются по интенсивности  протекания.

      В соответствии с различной интенсивностью протекания взаимодействия элементарных частиц феноменологически делят на несколько классов: сильное, электромагнитное и слабое. Кроме того, все элементарные частицы обладают гравитационным взаимодействием. 

ПОНЯТИЕ МЕТОДОЛОГИИ И ЕЕ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ 

      Современная наука держится на определении методологии  – совокупности используемых методов  и учении о методе – и обязана  ей очень многим. В то же время  каждая наука имеет не только свой особый предмет исследования, но и  специфический метод, имманентный предмету. Единство предмета и метода познания обосновал немецкий философ Гегель.

      Следует четко представлять различия между  методологиями естественнонаучного и гуманитарного познания, вытекающими из различия их предмета. В методологии естественных наук обычно не учитывают индивидуальность предмета, поскольку его становление произошло давно и находится вне внимания исследователя. Замечают только вечное круговращение. В истории же наблюдают самостановление предмета в его индивидуальной полноте. Отсюда и специфичность методологии исторического познания.

      Вообще, методология социального познания отличается от методологии естественнонаучного познания из-за различий в самом предмете: социальное познание дает саморазрущающийся результат («знание законов биржи разрушает эти законы», - говорил основатель кибернетики Н. Винер) если в естественнонаучном познании все единичные факторы равнозначны, то в социальном познании это не так. Поэтому методология социального познания должна не только обобщать факты, но и иметь дело с индивидуальными фактами большого значения. Именно из них проистекает и ими объясняется объективный процесс.

      Если  понять связи между процессами естествознания, то можно построить картину современного естествознания. Естествознание прошло несколько стадий: сбор естественнонаучной информации, затем её анализ. Стадия анализа уже некоторая составляющая методологии. Наука с ее развитием все более усложняется в методах.

      В иерархическом плане при классификации  методологии может быть выделены три уровня:

      • философский,

      • общенаучный,

      • частнонаучный.

Общеметодологические  проблемы естествознания:

    • раскрытие всеобщей связи явлений природы (живой и неживой), установление сущности жизни, ее происхождение, физико-химические основы наследственности;
    • раскрытие сущности явлений как в глубь материи (область элементарных частиц), так и в сторону макро (околоземных) и мега (далее) объектов;
    • раскрытие реальных противоречий объектов природы, таких как корпускулярно-волновой дуализм, частица и античастица, взаимоотношение динамических и статистических закономерностей (динамические законы отражают жесткую детерминированную связь между объектами, эта связь однозначна и предсказуема, если мы приложили силу к определенной точке, то мы знаем в какой момент и в каком месте она будет находиться);
    • статистические закономерности (иногда их называют вероятностными законами, используют для описания анализа в системах, где очень много компонентов, где невозможно все точно предсказать), случайности и необходимости;
    • выявление сущности качественного преобразования в природе (в естествознании важен не сам переход, а важны условия перехода в реальности и природа скачка, т.е. механизм), выявление соотношения между материей и сознанием.

 На  современном этапе необходимы  совершенно новые подходы.

      Методология естествознания ориентирована на решение  главной проблемы, проблемы управляемого развития научного знания.

      Метод - это совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. Метод вооружает  исследователя системой принципов, требований, правил, руководствуясь которыми он может достичь намеченной цели. Владением методом означает знание того, каким образом, в какой последовательности совершать те или иные действия.

      Методология - это область знания, занимающаяся изучением методов, оценкой их эффективности, сущности и применимости, методы научного познания принято подразделять по степени их общности, т.е. широте применимости в процессе научного исследования:

      Цель  методологии - создать новые способы  и методы для решения проблем современной науки.

      Общеметодологические  проблемы естествознания группируются вокруг вопросов, которые связывают между собой все отрасли естествознания:

    а) раскрытие  всеобщей связи явлений природы, их взаимопереходов, их взаимообусловленности, особенно живой и неживой природы (сущность жизни и её химизм, её происхождение; физико-химические основы наследственности), проблемы междисциплинарных наук — биокибернетики, биохимии, биофизики, молекулярной биологии, бионики;

    б) движение естествознания к сущности явлений, раздвижение ранее достигнутых пределов как в глубь материи (область элементарных частиц и вообще атомного мира), так и в сторону макро- и мегаобъектов;

    в) обнаружение  нераздельности материи и форм её бытия — движения, пространства и времени. Теория относительности, ядерная физика, учение об элементарных частицах развиваются в этом направлении;

    г) взаимосвязь  принципов развития и единства природы, дающая возможность раскрывать в  их взаимозависимости структуру  и генезис объектов природы (космогонические гипотезы в звёздной и планетной астрономии, аналогичные гипотезы в исторической геологии, в биологии и палеонтологии;

    д) дальнейшее раскрытие реальных противоречий объектов природы (корпускулярно-волновой характер физических микрообъектов, частиц и античастиц; абстрактно-математические, в том числе кибернетические, и конкретно-материальные стороны изучаемых процессов, динамических и статистических закономерностей, соответственно — случайности и необходимости, прерывности и непрерывности процессов природы);

Информация о работе Понятие методологии и ее роль в развитии естествознания. Возникновение биологии как науки и этапы ее развития. Что такое «слабое взаимодей