Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 16:32, реферат
Универсальная научно-философская система, созданная великим греческим ученым - Аристотелем из Стагиры явилась синтезом всех достижений греческой науки предшествовавшего периода. Это была первая в истории естествознания попытка обобщить представления о природе, характерные для античной натурфилософии, в целостную научную парадигму. Его научная парадигма просуществовала практически в неизменном виде до XVI века нашей эры, то есть почти 1800 лет.
Введение 3
1. Краткая биография Аристотеля 4
2. Вклад в науки 5
2.1. Категории. Первоматерия 9
2.2. Классификация механических форм движения 11
2.3. Открытия Аристотеля 12
Заключение 15
Литература 16
САРАНСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
АВТОНОМНОЙ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЦЕНТРОСОЮЗА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«РОССИЙСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ КООПЕРАЦИИ»
Факультет
бухгалтерского учета и прикладной
информатики
Кафедра
общеобразовательных дисциплин
РЕФЕРАТ
по курсу:«Современные концепции естествознания»
на тему: «Парадигма Аристотеля»
студентка 1 курса
специальности
«Прикладная
информатика»
Проверила:
САРАНСК 2012г
Содержание
Введение 3
1. Краткая биография Аристотеля 4
2. Вклад в науки 5
2.1. Категории. Первоматерия 9
2.2. Классификация механических форм движения 11
2.3. Открытия Аристотеля 12
Заключение 15
Литература 16
Введение
Универсальная научно-философская система, созданная великим греческим ученым - Аристотелем из Стагиры явилась синтезом всех достижений греческой науки предшествовавшего периода. Это была первая в истории естествознания попытка обобщить представления о природе, характерные для античной натурфилософии, в целостную научную парадигму. Его научная парадигма просуществовала практически в неизменном виде до XVI века нашей эры, то есть почти 1800 лет.
Цель науки Аристотель видел в полном определении предмета, объекта, достигаемом путем соединения дедукции и индукции:
1. Знание о каждом отдельном свойстве объекта должно быть приобретено из опыта ;
2. Убеждение в том, что это свойство – существенное, должно быть доказано умозаключением особой логической формы – категорическим силлогизмом.
Аристотель
показал, что совокупность научных
знаний не может быть сведена к
единой системе понятий, поскольку
существует огромное разнообразие предметов
и явлений. Поэтому он разделил все
предметы и явления на так называемые
категории, – объединения явлений
наивысшего порядка, на которые делится
все, существующее в мире. Представления
о категориях – фундаментальных
характеристиках вещи, та сторона
научной парадигмы Аристотеля, которой
мы пользуемся до сих пор. Категории
были введены им для того, чтобы
упорядочить подход к познанию объекта.
Есть предположение, что выделение категорий
Аристотель производил эмпирическим путем.
При исследовании предмета, он ставил
вопросы, какие различные определения
могут быть ему приписаны, а затем сводил
добытые сведения в известные рубрики
или категории.
1
Краткая биография
Аристотеля
Аристотель Стагирский, один из величайших философов античной Греции, родился в 384 г. до н. э. в Стагире, греческой колонии во Фракии, недалеко от Афона. От названия города производится имя Стагирит, которое часто давалось Аристотелю. Отец Аристотеля Никомах и мать Фестида были благородного происхождения. Никомах, придворный врач македонского царя Аминты III, прочил своего сына на ту же должность и, вероятно, сам первоначально обучал мальчика врачебному искусству и философии, которая в то время была нераздельна с медициной.
Рано
потеряв родителей, Аристотель отправился
сначала в Атарней, в Малой Азии,
а затем, в 367 году, – в Афины. Там Аристотель
стал учеником Платона и в течении
20 лет был участником платоновской Академии.
В 343 г. Аристотель был приглашен Филиппом
(царём Македонии) воспитывать его сына
– 13-летнего Александра. В 335 г. Аристотель
вернулся в Афины и создал там свою школу
(Ликей, или перипатетическую школу). После
смерти Александра Аристотель был обвинён
в безбожии и покинул Афины, чтобы, как
он говорил, явно намекая на смерть Сократа,
избавить афинян от нового преступления
против философии. Аристотель переселился
в Халкис на Эвбее, куда за ним последовала
толпа учеников и где через несколько
месяцев он скончался от болезни желудка
в 322 до нашей эры.
2
Вклад в науки
Аристотель
охватил почти все доступные
для его времени отрасли
По Аристотелю, всякая реально
существующая единичная вещь
есть единство «материи» и
«формы», причём «форма»» –
присущий самому веществу «вид»
В учении о познании и о
его видах Аристотель различал
«диалектическое» и «
Космология Аристотеля при всех достижениях (сведение всей суммы видимых небесных явлений и движений светил в стройную теорию) в некоторых частях была отсталой в сравнении с космологией Демокрита и пифагореизма. Влияние геоцентрической космологии Аристотеля сохранялось вплоть до Коперника. Аристотель руководствовался планетной теорией Евдокса Книдского, но приписал планетным сферам реальное физическое существование: Вселенная состоит из ряда концентрических сфер, движущихся с различными скоростями и приводимых в движение крайней сферой неподвижных звёзд. «Подлунный» мир, т. е. область между орбитой Луны и центром Земли, есть область беспорядочных неравномерных движений, а все тела в этой области состоят из четырёх низших элементов: земли, воды, воздуха и огня. Земля как наиболее тяжёлый элемент занимает центральное место, над ней последовательно располагаются оболочки воды, воздуха и огня. «Надлунный» мир, т. е. область между орбитой Луны и крайней сферой неподвижных звёзд, есть область вечно равномерных движений, а сами звёзды состоят из пятого – совершеннейшего элемента – эфира.
В области биологии одна из заслуг Аристотеля – его учение о биологической целесообразности, основанное на наблюдениях над целесообразным строением живых организмов. Образцы целесообразности в природе Аристотель видел в таких фактах, как развитие органических структур из семени, различные проявления целесообразно действующего инстинкта животных, взаимная приспособленность их органов и т.д. В биологических работах Аристотеля, служивших долгое время основным источником сведений по зоологии, дана классификация и описание многочисленных видов животных. Материей жизни является тело, формой – душа, которую Аристотель назвал «энтелехией». Соответственно трём родам живых существ (растения, животные, человек) Аристотель различал три души, или три части души: растительную, животную (ощущающую) и разумную.
В этике Аристотеля выше всего ставится созерцательная деятельность разума, которая, по его мысли, заключает в себе ей одной свойственное наслаждение, усиливающее энергию. В этом идеале сказалось характерное для рабовладельческой Греции 4 века до нашей эры отделение физического труда, составлявшего долю раба, от умственного, составлявшего привилегию свободных. Моральным идеалом Аристотеля является бог – совершеннейший философ, или «мыслящее себя мышление». Этическая добродетель, под которой Аристотель понимал разумное регулирование своей деятельности, он определял как середину между двумя крайностями. Например, щедрость – середина между скупостью и расточительностью.
Искусство
Аристотель рассматривал как особый,
основанный на подражании вид познания
и ставил его в качестве деятельности,
изображающей то, что могло бы быть
выше исторического познания, имеющего
своим предметом
Аристотель
различал три хорошие и три
дурные формы управления государством.
Хорошими он считал формы, при которых
исключена возможность
2.1
Категории. Первоматерия
В своих работах Аристотель выделял 10 категорий, состав которых со временем изменялся. Это : сущность – количество – качество – отношение (различие в активности) – место – время – положение (находиться) – обладание (иметь) – действование (воздействие предметов друг на друга) – страдание ( испытывать постороннее действие). Главной категорией является сущность. Все остальные не могут рассматриваться по отдельности, а являются дополнительными при раскрытии сущности предмета.
С течением времени менялось содержание этих категорий, уточнялись связи между ними, но необходимость этой формы дифференциации всего сущего в мире сохранилась и остается вполне актуальной сейчас.
Основой всякого бытия Аристотель считал так называемую первоматерию. Эта первичная материя, однако, не определена (принципиально неопределима) ни одной из категорий, которыми мы определяем реальные (конкретные) состояния сущего. Она образует потенциальную предпосылку существования. И хотя она является основой всякого бытия, ее нельзя отождествлять с ним и даже нельзя считать простой составной частью конкретного бытия.