Память

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 07:34, реферат

Описание работы

Память является основным условием успешного обучения и воспитания индивида, в то же время, и сама развивается в процессе обучения и воспитания. Значение памяти в жизни человека огромна, без нее была бы невозможна никакая деятельность. Если у человека проблемы с памятью возникают проблемы обучения, трудовой деятельности, приобретения простейших бытовых навыков. Проблемы памяти могут поставить под вопрос формирование и развитие личности человека. В отдельных же случаях при распаде памяти наступает и распад личности.

Содержание

I. Память ……………………………………………………………………….4
1.Память…………………………………………………………………………….4
2.Свойства и процессы памяти……………………………………………………5
3.Нарушения памяти…………………………………………………………….....6
II.Виды памяти…………………………………………………………………8
1.Виды памяти и их особенности…………………...…………………………….8
III. Ингибиторы и Активаторы……………………………………………....11
1.Ингибиторы…………………………………………………………………..…11
2.Активаторы……………………………………………………………………...12
IV.Тесты на память……………………………………………………..……..13
1.Упражнений по Ф.Лёзеру …………...………………………………...……….13
2.Тест на запоминание несвязанных слов……………………………………...17
Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

ксе2 семестр.doc

— 136.50 Кб (Скачать)

 

Учёные показали, что в после 1-2-ух недельной терапии  у больных наблюдается снижение мощьности тета-волн и усиливается кратковременная память. Однако, при сравнении со здоровыми людьми, оказалось, что память усиливается незначительно.

  1. Активаторы.

 

Активаторы  – вещества, которые повышают скорость ферментативных реакций, увеличивают  активность ферментов. Они бывают органической и неорганической природы.

 

Активаторы органической природы: желчные кислоты (активируют поджелудочную  ли пазу), энтерокиназа (активирует трипсиноген), глутатион, цистеин, витамин С (повышают активность оскидоредуктаз).

Активаторы неорганической природы: например, HCl активирует пепсиноген, ионы ме таллов (Na, Cl, K, Mg, Mn, Zn) активируют очень  многие ферменты. Ионы металлов: а) спо  собствуют образованию ферментсубстратного  комплекса; б) служат донорами и акцептора  ми электронов; в) принимают участие в образовании активного центра ферментов (Zn в со ставе карбангидразы, Fe – в составе цитохромов, каталазы, пероксидазы); г) выступают в ро ли аллостерических регуляторов.

 

Американские ученые выявили, что  знакомые запахи или мелодии гораздо эффективнее способствуют активизации воспоминаний во время сна, чем в моменты бодрствования.

Последующие исследования показали, что наш мозг совершенно по-разному  воспринимает воспоминания в моменты  активной деятельности и сна. Это, по мнению ученых, можно будет учитывать при терапии, направленной на разрушение плохих событий в прошлом.

В ходе исследований ученые изучали  группу молодых людей. Для запоминания  им предлагалось несколько карт, причем в процессе просмотра в комнату  подавался неприятный запах. После этого часть волонтеров оставили бодрствовать, а другую часть отправили спать. Через некоторое время их воспоминания решено было активировать при помощи все того же неприятного запаха.

После окончания процесса подопытных снова попросили сыграть в игру. При этом проверялось, насколько хорошо они помнят старое расположение карт. Было выявлено, что те люди, которые не спали, смогли вспомнить при помощи запаха лишь чуть более 40% карт. Без применения активизации при помощи запаха не спавшие люди вспоминали около половины карт. А вот те из них, кому во время сна подавался неприятный запах, вспоминали почти 90% карт.

 

 

    1. Тесты на память

 

    1. Упражнения по Ф.Лёзеру.

 

    • Тренировка запоминания логически не связанного текста.

Ниже приведены 20 названий (каждое под соответствующим порядковым номером), которые следует запомнить. Для запоминания дается 40 секунд. Исследуемый должен написать все 20 слов с их номерами так, как он их запомнил. Ответ считается правильным, если одновременно с названием указывается и его порядковый номер.

 

1. Украинец 

2. Экономка

3. Каша 

4. Татуировка 

5. Нейрон 

6. Любовь 

7. Ножницы 

8. Совесть

9. Словарь

10. Глина 

11. Масло 

12. Бумага 

13.Сладости 

14. Логика 

15. Социализм 

16. Глагол 

17. Прорыв 

18. Дезертир

19. Свеча 

20. Вишня 

 

 Эффективность запоминания  вычисляется по формуле: 

 Число правильно воспроизведенных  слов делим на 20 и умножаем  на 100, получаем % эффективного запоминания. 

 

        • Запоминание чисел.

За 40 секунд нужно запомнить 20 чисел  с их порядковыми номерами. После этого написать все, что вы запомнили.

 

1. 43

2. 57

3. 12

4. 33

5. 81

6. 72

7. 15

8. 44

9. 96

10. 7

11. 37

12. 38

13. 86

14. 56

15. 47

16. 6

17. 78

18. 61

19. 83

20. 73

 

 Эффективность  запоминания в % вычисляется по формуле:

 Количество  правильно названных чисел делится  на 20 и умножается на 100.

 

        • Запоминание лиц с именами и фамилиями.

Запомнить предлагается 10 фотографий с именами и фамилиями. На это  дается 30 секунд. После этого те же фотографии, но в другом порядке, вновь предлагаются исследуемому, и он должен "опознать" их. Эффективность запоминания определяется по аналогичной формуле.

 

        • Запоминание логически связанного материала.

 Предлагается запомнить 10 основных  положений подчеркнутых в нижеследующем тексте (они приведены в определенном порядке). Испытуемый должен прочесть текст и через 1 минуту воспроизвести содержание основных положений и порядок предложений.

 

 

"Роботы, которым  доступны определенные поведенческие  реакции. 

РОБОТЫ МОГУТ АНАЛИЗИРОВАТЬ СОЗНАНИЕ (1), создавая программы для его развития. ОНИ ВЫРАБАТЫВАЮТ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ (2).

 ЭТО МИРАЖ  (3) ИЛИ РЕАЛЬНАЯ НАУЧНАЯ ПЕРСПЕКТИВА  (4)?

ДЕОНТОЛОГИЯ или логика норм поведения ПОЗВОЛЯЕТ  ОТВЕТИТЬ НА ЭТОТ ВОПРОС (5).

 СОВРЕМЕННАЯ ЖИЗНЬ ЛЮДЕЙ ВСЕГДА РЕГУЛИРУЕТСЯ ОПРЕДЕЛЕННЫМИ НОРМАМИ ПОВЕДЕНИЯ (6).

 ОБЩЕСТВО  НЕ МОГЛО БЫ (7) существовать без  подобных норм.

 ВОЗРАСТАЮЩАЯ СЛОЖНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННЫХ  ОТНОШЕНИЙ (8) ДИКТУЕТ НЕОБХОДИМОСТЬ  ВЫРАБОТКИ НАУЧНЫХ ОСНОВ, ПРАВОВЫХ  И МОРАЛЬНЫХ НОРМ (9).

Это является АКТУАЛЬНОЙ СОВРЕМЕННОЙ  ЗАДАЧЕЙ (10).

 

 Эффективность запоминания  в % выражается формулой:

Число правильно воспроизведенных основных положений разделить на 10 и умножить на 100.

 

Средняя продуктивность запоминания.

 Средняя продуктивность запоминания вычисляется по результатам проведенных упражнений. Сумма результатов проведенных упражнений делится на их число (в данном случае 4).

 

 Например:

 упр. № 1……..%

 упр. № 2……..%

 упр. № 3……..%

 упр. № 4……..%

 Сумма этих % делится на 4

 

 В результате ряда исследований установлено, что при 90-100% эффективности запоминания память человека можно квалифицировать как отличную, при 70-90% - как очень хорошую, при 50-70% - как хорошую, при 30-50% - как удовлетворительную, при 10-30% - как плохую и при 0-10% - как очень плохую.

При систематической тренировке, если даже программа составлена самим  тренирующимся, память постепенно улучшается.

 

    1. Тест на запоминание несвязанных  слов.

 

В течение 1 минуты — положите перед  собой часы — прочтите 25 слов, закройте текст и за 5 минут запишите в любом порядке все слова, которые вам удалось запомнить. Подсчитайте число написанных слов и оцените каждое написанное слово в 1 балл.

По сумме баллов определите, к  какой категории вы можете себя отнести.

Слова теста:

сено

тротуар

ключ

столетие

самолет

фильм

поезд

аромат

картина

Карпаты

месяц

Гималаи

певец

неподвижность

радио

календарь

трава

мужчина

перевал

женщина

автомобиль

абстракция

сердце

вертолет

букет

 

Результаты теста:

6 баллов и меньше. Ваша память (в первую очередь зрительная) не в лучшем состояний. Но это вовсе не безнадежно — займитесь регулярными упражнениями по тренировке памяти, например чтением книг, запоминанием текстов и т. д. Помогает и счет в уме. Употребляйте витамины. При случае посоветуйтесь с врачом или психологом об индивидуальных методах профилактики забывчивости.

7-12 баллов. Память у вас не  так уж плоха, но вы, видимо, не умеете сосредоточиться, а  это всегда мешает запоминанию.

13-17 баллов. Результаты ваши вполне  приличны, и вы можете рассчитывать, что в большинстве случаев память вас не подведет.

18-21 балл. Отличный результат, который  доказывает, что у вас незаурядная  память. Вы можете заставить себя  сосредоточиться, следовательно,  обладаете достаточной волей.  За память свою не беспокойтесь.

Свыше 22 баллов. У вас прекрасная, если не сказать, феноменальная, память!

 

 

Заключение

 

  То, что воспринимается человеком,  не исчезает бесследно: в коре  больших полушарий мозга сохраняются  следы от процесса возбуждения.  Эти следы создают возможность  повторного возникновения возбуждения и тогда, когда раздражитель, его вызвавший, отсутствует. Благодаря этому человек может запомнить и сохранить, впоследствии воспроизвести образ предмета в отсутствие его или воспроизвести усвоенные ранее знания. Память выступает  самостоятельным психическим процессом, связанным с восприятием, когда предмет воспроизводится в отсутствие его

Основными процессами памяти являются запоминание, сохранение, узнавание  и воспроизведение.

 В результате жизни, деятельности, особенностей нервной системы у человека складываются индивидуальные и типологические особенности памяти. С особенностями личности, с особенностями деятельности человека связано преимущественное формирование одного из видов памяти.

В зависимости  от содержания запоминаемого, от того, что запоминается, память делят на четыре вида: двигательная, эмоциональная, смысловая, образная.

Различие в  способах заучивания лежит в основе деления на типы памяти Типы памяти зависят от врожденных особенностей высшей нервной деятельности, развивающихся в процессе деятельности.

Произвольное  запоминание характеризуется наличием сознательной цели  запомнить материал. Для этого организуется процесс  заучивания, прилагаются волевые  усилия. В процессе заучивания используются специальные приемы, способствующие запоминанию: выделение основных мыслей, составление плана, повторение и т. д.

Развитие памяти происходит в процессе обучения. Оно  является результатом запаса знаний, развития отвлеченного мышления, развития воли и самосознания, т. е. личности в целом.

 

Список литературы

 

      1. Выготский Л.С. Психология / Серия "Мир психологии".: Москва, ЭКСМО-Пресс ., 2000. – 678с.
      2. Крутецкий В. А., Психология ./ Учебник для учащихся педагогических училищ.: Москва, «Просвещение», 1986 – 85с.
      3. Маклаков А. Г. Общая психология / Серия «Учебник нового века».: Санкт-Петербург, «Питер», 2001 - 247с.
      4. www.azps.ru.
      5. www.psyznaiyka.net.
      6. www.psylist.net



Информация о работе Память