Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 15:09, контрольная работа
В наше время стало модой говорить о законах природы и общества. Применительно к природе это, строго говоря, неверно. Природа не знает законов. Это мы придумываем их, пытаясь хотя бы как-то систематизировать происходящее.
Введение                                                                                                                               3
Наука естествознание. Предмет и цели естествознания.                                             3
Естественные науки. Классификация.                                                                          5
Самоорганизация систем как переход от беспорядка к порядку. Синергетика      7
Заключение                                                                                                                         10
Список использованной литературы                                                                                10
Современная наука процесс самоорганизации систем определяет следующим образом. Система должна быть открытой, потому что закрытая изолированная система в соответствии со вторым законом термодинамики в конечном итоге должна придти в состояние, характеризуемое максимальным беспорядком или дезорганизацией.
Открытая система должна находиться достаточно далеко от точки термодинамического равновесия. Если система находится в точке равновесия, то она обладает максимальной энтропией и потому не способна к какой-либо организации: в этом положении достигается максимум её самодезорганизации. Если же система расположена вблизи или недалеко от точки равновесия, то со временем она приблизится к ней и, в конце концов, придёт в состояние полной дезорганизации.
Если упорядочивающим 
принципом для изолированных 
систем является эволюция в сторону 
увеличения их энтропии или усиления 
их беспорядка (принцип Больцмана), 
то фундаментальным принципом 
В отличие от принципа отрицательной обратной связи, на котором основывается управление и сохранение динамического равновесия систем, возникновение самоорганизации опирается на диаметрально противоположный принцип - положительную обратную связь, согласно которому изменения, появляющиеся в системе, не устраняются, а напротив накапливаются и усиливаются, что и приводит в конце концов к возникновению нового порядка и структуры.
Процессы самоорганизации, 
как и переходы от одних структур 
к другим, сопровождаются нарушением 
симметрии. Мы уже видели, что при 
описании необратимых процессов 
пришлось отказаться от симметрии времени, 
характерной для обратимых 
Самоорганизация может начаться 
лишь в системах обладающих достаточным 
количеством взаимодействующих 
между собой элементов и, следовательно, 
имеющих некоторые критические 
размеры. В противном случае эффекты 
от синергетического взаимодействия будут 
недостаточны для появления кооперативного 
(коллективного) поведения элементов 
системы и тем самым 
Перечисленные выше условия безусловно являются необходимыми для возникновения самоорганизации в различных природных системах. Но, конечно же, недостаточными. Так, в химических и биологических самоорганизующихся системах важная роль отводится факторам ускорения химических реакций (процессы катализа).
Синергетика - современная теория самоорганизующихся систем, основанная на принципах целостности мира, общности закономерностей развития всех уровней материальной и духовной организации; нелинейности (многовариантности, альтернативности) и необратимости, глубинной взаимосвязи хаоса и порядка, случайности и необходимости.
Главная идея синергетики (предметом 
коей являются самоорганизующиеся системы) 
- это идея о принципиальной возможности 
спонтанного возникновения 
Становление самоорганизации 
во многом определяется характером взаимодействия 
случайных и необходимых 
В переломный момент самоорганизации 
принципиально неизвестно, в каком 
направлении будет происходить 
дальнейшее развитие: станет ли состояние 
системы хаотическим или она 
перейдёт на новый, более высокий 
уровень упорядоченности и 
Как выясняется, переход от Хаоса к Порядку вполне поддаётся математическому моделированию. И более того, в природе существует не так уж много универсальных моделей такого перехода. Качественные переходы в самых различных сферах действительности (в природе и обществе - его истории, экономике, демографических процессах, духовной культуре и др.) подчиняются подчас одному и тому же математическому сценарию.
Синергетика убедительно показывает, что даже в неорганической природе существуют классы систем, способных к самоорганизации. История развития природы - это история образования всё более и сложных нелинейных систем. Такие системы и обеспечивают всеобщую эволюцию природы на всех уровнях её организации - от низших и простейших к высшим и сложнейшим (человек, общество, культура).
Заключение.
Все радикальные сдвиги в представлениях о мире и процедурах его исследования сопровождались формированием новых философских оснований науки. Идея исторической изменчивости научного знания, относительной истинности вырабатываемых в науке онтологических принципов соединялась с новыми представлениями об активности субъекта познания. Он рассматривался уже не как дистанцированный от изучаемого мира, а как находящийся внутри него, детерминированный им. Возникает понимание того обстоятельства, что ответы природы на наши вопросы определяются не только устройством самой природы, но и способом нашей постановки вопросов, который зависит от исторического развития средств и методов познавательной деятельности. На этой основе вырастало новое понимание категорий истины, объективности, факта, теории, объяснения и т.п. Радикально видоизменялась и "онтологическая подсистема" философских оснований науки.
Когда современная наука 
на переднем крае своего поиска поставила 
в центр исследований уникальные, 
исторически развивающиеся 
    Техногенная цивилизация 
ныне вступает в полосу 
Список использованной литературы.
1. Ахлибенский Б.В., Храленко Н.И. Основные концепции современного естествознания. Учебное пособие.- М., 2000.
2. Карпенков С.Х. Основные концепции естествознания. Учебное пособие для вузов.- М., 1998
3. Канке В.А. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов. - М.: Логос, 2001.
4. Аруцев А. А., Ермолаев 
Б. В., Кутателадзе И. О., Слуцкий М. С. Учебное пособие. Концепция 
современного естествознания. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://nrc.edu.ru/est/pos/
Информация о работе Основные концепции современного естествознания