Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 15:09, контрольная работа
В наше время стало модой говорить о законах природы и общества. Применительно к природе это, строго говоря, неверно. Природа не знает законов. Это мы придумываем их, пытаясь хотя бы как-то систематизировать происходящее.
Введение 3
Наука естествознание. Предмет и цели естествознания. 3
Естественные науки. Классификация. 5
Самоорганизация систем как переход от беспорядка к порядку. Синергетика 7
Заключение 10
Список использованной литературы 10
«ПЕРМСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ» |
Факультет: Экономический
Кафедра: Общих гуманитарных, социально-экономических и естественнонаучных дисциплин
Контрольная работа
по дисциплине: «Концепции современного естествознания»
Тема: Основные концепции современного естествознания
Выполнил: |
Россомагин Руслан Владимирович | ||
Группа: |
М1-10-С(И) | ||
Контактная информация: |
293-28-02 | ||
Отметка о регистрации: |
|||
Проверил: |
|||
Дата: |
Оценка: |
||
Примечания: |
|||
Пермь 2011г.
Содержание:
Введение
Заключение
Список использованной литературы
Введение.
В наше время стало модой
говорить о законах природы и
общества. Применительно к природе
это, строго говоря, неверно. Природа
не знает законов. Это мы придумываем
их, пытаясь хотя бы как-то систематизировать
происходящее. Термин “закон природы”
следует понимать в том смысле,
что природные явления
Если попытаться, хотя бы в самом общем виде, представить себе историю мысленного овладения миром, то в ней обнаруживаются, "переплетаются" три линии, три направления, образующие единство цивилизационного процесса: действие, знание, понимание. Они не только взаимодействуют - они дополняют, взаимно инициируют друг друга. Так, в предельно сжатой и упрощенной форме можно определить суть именно человеческого существования - овладение миром в процессе деятельностного, познавательного, осмысленного существования в нем.
Осваивая природу, человек обобщает, сохраняет в знании прежний опыт, осмысливает достигнутое, прорывается в новые сферы неведомого, реализуя на новом уровне бесконечной спирали свои возможности созидания, творения нового, преобразуемого трудом, разумом и творческим осмыслением природы.
Представления о свойствах и особенностях окружающей нас природы возникают на основе тех знаний, которые в каждый исторический период дают нам разные науки, изучающие различные процессы и явления природы.
Поскольку природа представляет собой нечто единое и целое, постольку и знания о ней должны иметь целостный характер, т.е. представлять собой определенную систему. Такую систему научных знаний о природе издавна называют естествознанием. Раньше в естествознание входили все сравнительно немногочисленные знания, которые были известны о природе, но уже с эпохи Возрождения возникают и обособляются отдельные его отрасли и дисциплины, начинается процесс дифференциации научного знания. Ясно, что не все эти знания являются одинаково важными для понимания природы.
Чтобы подчеркнуть фундаментальный характер основных и важнейших знаний о природе, ученые ввели понятие научной картины мира, под которой понимают систему важнейших принципов и законов, лежащих в основе окружающего нас мира. Сам термин "картина мира" указывает, что речь идет здесь не о части или фрагменте знания, а о целостной системе. Как правило, в формировании такой картины наиболее важное значение приобретают концепции и теории, наиболее развитых в определенный исторический период отраслей естествознания, которые выдвигаются в качестве его лидеров. Не подлежит сомнению, что лидирующие науки накладывают свою печать на представления и научное мировоззрение ученых соответствующей эпохи. Но это отнюдь не означает, что другие науки не участвуют в формировании картины природы. В действительности она возникает как результат синтеза фундаментальных открытий и результатов исследования всех отраслей и дисциплин естествознания.
Существующая картина
природы, рисуемая естествознанием, в
свою очередь оказывает воздействие
на другие отрасли науки, в том
числе и социально-
Однако, без учета результатов исследования экономических, социальных и гуманитарных наук наши знания о мире в целом будут заведомо неполными и ограниченными. Поэтому следует различать научную картину мира, которая формируется из достижений и результатов познания наук о природе, и картину мира в целом, в которую в качестве необходимого дополнения входят важнейшие концепции и принципы общественных наук.
Курс "Концепции современного естествознания" аккумулирует историю науки, теоретические, общеначальные и философские аспекты прогресса естественных наук, объяснение и оценку их роли в решении современных технических и, в определенной мере, социальных проблем.
В рамках дисциплины "Концепции
современного естествознания" рассматривается
научная картина природы такой,
какой она исторически
По философскому словарю: «естествознание - наука о природе; совокупность естественных наук, взятая как целое; одна из трех основных областей человеческого знании (наряду с науками об обществе и мышлении). Естествознание - теоретическая основа промышленной и сельскохозяйственной техники и медицины; естественнонаучный фундамент философского материализма и диалектического понимания природы. Предмет естествознание - различные виды материи и формы их движения, проявляющиеся в природе, их связи и закономерности…».
2. Естественные
науки: классификация,
По предмету и методу познания можно выделить науки о природе - естествознание, и обществе - обществознание (гуманитарные, социальные науки), о познание, мышлении (логика, гносеология и др.). Отдельную группу составляют технические науки. В свою очередь каждая группа наук может быть подвергнута более подробному членению. Естественные науки, получившие свое право на существование с 18 в., - это совокупность всех наук, занимающихся исследованием природы. Главные сферы естественных наук - материя, жизнь, человек, Земля, Вселенная - позволили сгруппировать их следующим образом:
- физика, химия, физическая химия;
- биология, ботаника, зоология;
-анатомия, физиология, учение о происхождении и развитии, учение о наследственности;
- геология, минералогия, палеонтология, метеорология, география;
- астрономия вместе с астрофизикой и астрохимией.
В естествознании первыми фундаментальными науками, столкнувшимися с необходимостью учитывать особенности исторически развивающихся систем были биология, астрономия и науки о Земле. В них сформировались картины реальности, включающие идею историзма и представления об уникальных развивающихся объектах (биосфера, Метагалактика, земля как система взаимодействия геологических, биологических и техногенных процессов). В последние десятилетия на этот путь вступила физика. Представление об исторической эволюции физических объектов постепенно входит в картину физической реальности, с одной стороны, через развитие современной космологии (идея "Большого взрыва" и становления различных видов физических объектов в процессе исторического развития Метагалактики), а с другой - благодаря разработке идей термодинамики неравновесных процессов и синергетики. Именно идеи эволюции и историзма становятся основой того синтеза картин реальности, вырабатываемых в фундаментальных науках, которые сплавляют их в целостную картину исторического развития природы и человека и делают лишь относительно самостоятельными фрагментами общенаучной картины мира, пронизанной идеями глобального эволюционизма.
Внимательно рассмотрим какую-нибудь естественную науку, скажем физику. Что изучает физика? Ответ кажется тривиальным. Наука физика изучает природу. Или точнее, некоторые аспекты природы (в отличие, например, от химии). Ну, а что изучают физики? Казалось бы, какая разница? Но тут есть тонкое различие. Физики вовсе не изучают природу непосредственно, они не занимаются явлениями природы, как таковыми. Физик-экспериментатор, ставя эксперимент, смотрит на движение каких-то стрелок, изучает фотографии треков каких-то частиц, и тому подобное. Физик-теоретик что-то пишет на бумаге, делает какие-то вычисления, приходит к каким-то выводам о результатах тех или иных экспериментов. Вот непосредственно чем занимаются физики.
Ну, а какое
имеет отношение к природе
их деятельность? Очень простое.
Прежде чем ставить
Математика, по мнению ряда натурфилософов, не относится к естественным наукам, но является решающим инструментом их мышления (по Пифагору - это число).
Дифференциация научного
знания была необходимым этапом в
развитии науки. Частные науки
При условии, если окружающий нас мир един и образует единое и целостное образование, то и знание о нем имеет фундаментальное единство. И хотя наука разделена на дисциплины, но существуют фундаментальные законы, отображающие единство и целостность природы, законы, составляющие фундаментальное единство естественных наук.
Воплощением единства всех форм знаний о мире представляет собой научный метод, которым пользуются все естественные науки. Тот факт, что познание в естественных науках в целом совершается по некоторым общим принципам, правилам и способам деятельности, свидетельствуют, с одной стороны об общем, едином источнике их познания, с другой стороны, - о взаимосвязи и единстве этих наук.
Единство естественных наук
подтверждает и междисциплинарные
методы исследования, например системный
метод. Хотя, системы, встречающиеся
в природе, имеют разное строение
и разные признаки, но все они
самоорганизующиеся системы, и нельзя
противопоставлять живые и
Чтобы подчеркнуть фундаментальный характер единства всех важнейших знаний естественных наук о природе, ученые ввели понятие естественнонаучной картины мира, под которой понимают систему важнейших принципов и законов, лежащих в основе окружающего нас мира.
3. Самоорганизация систем как переход от беспорядка к порядку. Синергетика
После открытия самоорганизации в простейших системах неорганической природы стало ясным, что весь окружающий нас мир и Вселенная представляют собой совокупность разнообразных самоорганизующихся процессов, которые служат основой любой эволюции.
Информация о работе Основные концепции современного естествознания