Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2011 в 22:59, реферат
В наше время стало модой говорить о законах природы и общества. Применительно к природе это, строго говоря, неверно. Природа не знает законов. Это мы придумываем их, пытаясь хотя бы как-то систематизировать происходящее. Термин “закон природы” следует понимать в том смысле, что природные явления повторяемы и, следовательно, предсказуемы. Как бы-то ни было, повторяемость природных явлений дает возможность науке формулировать законы, которые принято называть законами природы. В их исследовании человечество руководствуется некоторыми чрезвычайно общими принципами, облегчающими процесс изучения природных явлений.
Введение 3
1. Наука естествознание. Предмет и цели естествознания. 3
2. Естественные науки. Классификация. 5
3. Самоорганизация систем как переход от беспорядка к порядку. Синергетика 7
Заключение 10
Список использованной литературы
Единство
естественных наук подтверждает и междисциплинарные
методы исследования, например системный
метод. Хотя, системы, встречающиеся
в природе, имеют разное строение
и разные признаки, но все они
самоорганизующиеся системы, и нельзя
противопоставлять живые и
Чтобы подчеркнуть
фундаментальный характер единства
всех важнейших знаний естественных
наук о природе, ученые ввели понятие
естественнонаучной картины мира, под
которой понимают систему важнейших
принципов и законов, лежащих
в основе окружающего нас мира.
3. Самоорганизация
систем как переход от беспорядка к порядку.
Синергетика
После
открытия самоорганизации в простейших
системах неорганической природы стало
ясным, что весь окружающий нас мир
и Вселенная представляют собой
совокупность разнообразных
Современная наука процесс самоорганизации систем определяет следующим образом. Система должна быть открытой, потому что закрытая изолированная система в соответствии со вторым законом термодинамики в конечном итоге должна придти в состояние, характеризуемое максимальным беспорядком или дезорганизацией.
Открытая система должна находиться достаточно далеко от точки термодинамического равновесия. Если система находится в точке равновесия, то она обладает максимальной энтропией и потому не способна к какой-либо организации: в этом положении достигается максимум её самодезорганизации. Если же система расположена вблизи или недалеко от точки равновесия, то со временем она приблизится к ней и, в конце концов, придёт в состояние полной дезорганизации.
Если упорядочивающим принципом для изолированных систем является эволюция в сторону увеличения их энтропии или усиления их беспорядка (принцип Больцмана), то фундаментальным принципом самоорганизации служит, напротив, возникновение и усиление порядка через флуктуации. Такие флуктуации, или случайные отклонения системы от некоторого среднего положения, в самом начале подавляются и ликвидируются системой. Однако в открытых системах благодаря усилению неравновесия эти отклонения со временем возрастают и в конце концов приводят к «расшатыванию» прежнего порядка и возникновению нового. Этот процесс обычно характеризуют как принцип организования порядка через флуктуации. Поскольку флуктуации носят случайный характер (а именно с них начинается возникновение нового порядка и структуры) то становится ясным, что появление нового в мире всегда связано с действием случайных факторов.
В отличие от принципа отрицательной обратной связи, на котором основывается управление и сохранение динамического равновесия систем, возникновение самоорганизации опирается на диаметрально противоположный принцип - положительную обратную связь, согласно которому изменения, появляющиеся в системе, не устраняются, а напротив накапливаются и усиливаются, что и приводит в конце концов к возникновению нового порядка и структуры.
Процессы самоорганизации, как и переходы от одних структур к другим, сопровождаются нарушением симметрии. Мы уже видели, что при описании необратимых процессов пришлось отказаться от симметрии времени, характерной для обратимых процессов в механике. Процессы самоорганизации, связанные с необратимыми изменениями, приводят к разрушению старых и возникновению новых структур.
Самоорганизация
может начаться лишь в системах обладающих
достаточным количеством
Перечисленные выше условия безусловно являются необходимыми для возникновения самоорганизации в различных природных системах. Но, конечно же, недостаточными. Так, в химических и биологических самоорганизующихся системах важная роль отводится факторам ускорения химических реакций (процессы катализа).
Синергетика - современная теория самоорганизующихся систем, основанная на принципах целостности мира, общности закономерностей развития всех уровней материальной и духовной организации; нелинейности (многовариантности, альтернативности) и необратимости, глубинной взаимосвязи хаоса и порядка, случайности и необходимости.
Главная
идея синергетики (предметом коей являются
самоорганизующиеся системы) - это идея
о принципиальной возможности спонтанного
возникновения порядка и
Становление самоорганизации во многом определяется характером взаимодействия случайных и необходимых факторов системы и её среды. Система самоорганизуется не гладко и просто, не неизбежно. Самоорганизация переживает и переломные моменты - точки бифуркации. Вблизи точек бифуркации в системах наблюдаются значительные флуктуации, роль случайных факторов резко возрастает.
В
переломный момент самоорганизации
принципиально неизвестно, в каком
направлении будет происходить
дальнейшее развитие: станет ли состояние
системы хаотическим или она
перейдёт на новый, более высокий
уровень упорядоченности и
Как выясняется, переход от Хаоса к Порядку вполне поддаётся математическому моделированию. И более того, в природе существует не так уж много универсальных моделей такого перехода. Качественные переходы в самых различных сферах действительности (в природе и обществе - его истории, экономике, демографических процессах, духовной культуре и др.) подчиняются подчас одному и тому же математическому сценарию.
Синергетика
убедительно показывает, что даже
в неорганической природе существуют
классы систем, способных к самоорганизации.
История развития природы - это история
образования всё более и
Заключение.
Все радикальные сдвиги в представлениях о мире и процедурах его исследования сопровождались формированием новых философских оснований науки. Идея исторической изменчивости научного знания, относительной истинности вырабатываемых в науке онтологических принципов соединялась с новыми представлениями об активности субъекта познания. Он рассматривался уже не как дистанцированный от изучаемого мира, а как находящийся внутри него, детерминированный им. Возникает понимание того обстоятельства, что ответы природы на наши вопросы определяются не только устройством самой природы, но и способом нашей постановки вопросов, который зависит от исторического развития средств и методов познавательной деятельности. На этой основе вырастало новое понимание категорий истины, объективности, факта, теории, объяснения и т.п. Радикально видоизменялась и "онтологическая подсистема" философских оснований науки.
Когда современная наука на переднем крае своего поиска поставила в центр исследований уникальные, исторически развивающиеся системы, в которые в качестве особого компонента включен сам человек, то требование экспликации ценностей в этой ситуации не только не противоречит традиционной установке на получение объективно-истинных знаний о мире, но и выступает предпосылкой реализации этой установки. Есть все основания полагать, что по мере развития современной науки эти процессы будут усиливаться.
Техногенная цивилизация ныне
вступает в полосу особого
типа прогресса, когда
Список использованной литературы.
1. Ахлибенский Б.В., Храленко Н.И. Основные концепции современного естествознания. Учебное пособие.- М., 2000.
2. Карпенков С.Х. Основные концепции естествознания. Учебное пособие для вузов.- М., 1998
3. Канке В.А. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов. - М.: Логос, 2001.
4. Аруцев
А. А., Ермолаев Б. В.,
Кутателадзе И. О., Слуцкий
М. С. Учебное пособие. Концепция современного
естествознания. [Электронный
ресурс] – Режим доступа: http://nrc.edu.ru/est/pos/