Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2011 в 22:59, реферат
В наше время стало модой говорить о законах природы и общества. Применительно к природе это, строго говоря, неверно. Природа не знает законов. Это мы придумываем их, пытаясь хотя бы как-то систематизировать происходящее. Термин “закон природы” следует понимать в том смысле, что природные явления повторяемы и, следовательно, предсказуемы. Как бы-то ни было, повторяемость природных явлений дает возможность науке формулировать законы, которые принято называть законами природы. В их исследовании человечество руководствуется некоторыми чрезвычайно общими принципами, облегчающими процесс изучения природных явлений.
Введение 3
1. Наука естествознание. Предмет и цели естествознания. 3
2. Естественные науки. Классификация. 5
3. Самоорганизация систем как переход от беспорядка к порядку. Синергетика 7
Заключение 10
Список использованной литературы
«ПЕРМСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ» |
Факультет: Экономический
Кафедра: Общих
гуманитарных, социально-экономических
и естественнонаучных
дисциплин
Контрольная работа
по дисциплине: «Концепции современного естествознания»
Тема:
Основные концепции современного естествознания
Выполнил: | Россомагин Руслан Владимирович | ||
Группа: | М1-10-С(И) | ||
Контактная информация: | 293-28-02 | ||
Отметка о регистрации: | |||
Проверил: | |||
Дата: | Оценка: | ||
Примечания: | |||
Пермь
2011г.
Содержание:
Введение
Заключение
Список
использованной литературы
Введение.
В
наше время стало модой говорить
о законах природы и общества.
Применительно к природе это,
строго говоря, неверно. Природа не
знает законов. Это мы придумываем
их, пытаясь хотя бы как-то систематизировать
происходящее. Термин “закон природы”
следует понимать в том смысле,
что природные явления
Если
попытаться, хотя бы в самом общем
виде, представить себе историю мысленного
овладения миром, то в ней обнаруживаются,
"переплетаются" три линии, три
направления, образующие единство цивилизационного
процесса: действие, знание, понимание.
Они не только взаимодействуют - они дополняют,
взаимно инициируют друг друга. Так, в
предельно сжатой и упрощенной форме можно
определить суть именно человеческого
существования - овладение миром в процессе
деятельностного, познавательного, осмысленного
существования в нем.
Осваивая природу, человек обобщает, сохраняет в знании прежний опыт, осмысливает достигнутое, прорывается в новые сферы неведомого, реализуя на новом уровне бесконечной спирали свои возможности созидания, творения нового, преобразуемого трудом, разумом и творческим осмыслением природы.
Представления о свойствах и особенностях окружающей нас природы возникают на основе тех знаний, которые в каждый исторический период дают нам разные науки, изучающие различные процессы и явления природы.
Поскольку природа представляет собой нечто единое и целое, постольку и знания о ней должны иметь целостный характер, т.е. представлять собой определенную систему. Такую систему научных знаний о природе издавна называют естествознанием. Раньше в естествознание входили все сравнительно немногочисленные знания, которые были известны о природе, но уже с эпохи Возрождения возникают и обособляются отдельные его отрасли и дисциплины, начинается процесс дифференциации научного знания. Ясно, что не все эти знания являются одинаково важными для понимания природы.
Чтобы
подчеркнуть фундаментальный
Существующая
картина природы, рисуемая естествознанием,
в свою очередь оказывает воздействие
на другие отрасли науки, в том
числе и социально-
Однако, без учета результатов исследования экономических, социальных и гуманитарных наук наши знания о мире в целом будут заведомо неполными и ограниченными. Поэтому следует различать научную картину мира, которая формируется из достижений и результатов познания наук о природе, и картину мира в целом, в которую в качестве необходимого дополнения входят важнейшие концепции и принципы общественных наук.
Курс "Концепции современного естествознания" аккумулирует историю науки, теоретические, общеначальные и философские аспекты прогресса естественных наук, объяснение и оценку их роли в решении современных технических и, в определенной мере, социальных проблем.
В
рамках дисциплины "Концепции современного
естествознания" рассматривается
научная картина природы такой,
какой она исторически
По
философскому словарю: «естествознание
- наука о природе; совокупность естественных
наук, взятая как целое; одна из трех
основных областей человеческого знании
(наряду с науками об обществе и мышлении).
Естествознание - теоретическая основа
промышленной и сельскохозяйственной
техники и медицины; естественнонаучный
фундамент философского материализма
и диалектического понимания природы.
Предмет естествознание - различные виды
материи и формы их движения, проявляющиеся
в природе, их связи и закономерности…».
2.
Естественные науки:
По предмету и методу познания можно выделить науки о природе - естествознание, и обществе - обществознание (гуманитарные, социальные науки), о познание, мышлении (логика, гносеология и др.). Отдельную группу составляют технические науки. В свою очередь каждая группа наук может быть подвергнута более подробному членению. Естественные науки, получившие свое право на существование с 18 в., - это совокупность всех наук, занимающихся исследованием природы. Главные сферы естественных наук - материя, жизнь, человек, Земля, Вселенная - позволили сгруппировать их следующим образом:
- физика, химия, физическая химия;
- биология, ботаника, зоология;
-анатомия, физиология, учение о происхождении и развитии, учение о наследственности;
- геология, минералогия, палеонтология, метеорология, география;
-
астрономия вместе с
В естествознании первыми фундаментальными науками, столкнувшимися с необходимостью учитывать особенности исторически развивающихся систем были биология, астрономия и науки о Земле. В них сформировались картины реальности, включающие идею историзма и представления об уникальных развивающихся объектах (биосфера, Метагалактика, земля как система взаимодействия геологических, биологических и техногенных процессов). В последние десятилетия на этот путь вступила физика. Представление об исторической эволюции физических объектов постепенно входит в картину физической реальности, с одной стороны, через развитие современной космологии (идея "Большого взрыва" и становления различных видов физических объектов в процессе исторического развития Метагалактики), а с другой - благодаря разработке идей термодинамики неравновесных процессов и синергетики. Именно идеи эволюции и историзма становятся основой того синтеза картин реальности, вырабатываемых в фундаментальных науках, которые сплавляют их в целостную картину исторического развития природы и человека и делают лишь относительно самостоятельными фрагментами общенаучной картины мира, пронизанной идеями глобального эволюционизма.
Внимательно рассмотрим какую-нибудь естественную науку, скажем физику. Что изучает физика? Ответ кажется тривиальным. Наука физика изучает природу. Или точнее, некоторые аспекты природы (в отличие, например, от химии). Ну, а что изучают физики? Казалось бы, какая разница? Но тут есть тонкое различие. Физики вовсе не изучают природу непосредственно, они не занимаются явлениями природы, как таковыми. Физик-экспериментатор, ставя эксперимент, смотрит на движение каких-то стрелок, изучает фотографии треков каких-то частиц, и тому подобное. Физик-теоретик что-то пишет на бумаге, делает какие-то вычисления, приходит к каким-то выводам о результатах тех или иных экспериментов. Вот непосредственно чем занимаются физики.
Ну, а какое имеет отношение
к природе их деятельность? Очень
простое. Прежде чем ставить
эксперимент или производить
какие-то вычисления, человек создает
в своем уме некую модель
тех явлений, которые он хочет
изучить, исследовать.
Математика, по мнению ряда натурфилософов, не относится к естественным наукам, но является решающим инструментом их мышления (по Пифагору - это число).
Дифференциация научного знания была необходимым этапом в развитии науки. Частные науки классифицировались с точки зрения их предмета или метода.
При
условии, если окружающий нас мир
един и образует единое и целостное
образование, то и знание о нем
имеет фундаментальное
Воплощением единства всех форм знаний о мире представляет собой научный метод, которым пользуются все естественные науки. Тот факт, что познание в естественных науках в целом совершается по некоторым общим принципам, правилам и способам деятельности, свидетельствуют, с одной стороны об общем, едином источнике их познания, с другой стороны, - о взаимосвязи и единстве этих наук.