Основные этапы антропогенеза

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 19:06, контрольная работа

Описание работы

Цели контрольной работы:
- объяснить смысл утверждения: «Человек - дитя Земли»;
- изложить сущность проблемы антропогенеза;
- показать основные этапы антропогенеза.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3
1 Смысл утверждения: «Человек – дитя Земли»…………………………..4
2 Сущность проблемы антропогенеза……………………………………...7
3 Основные этапы антропогенеза…………………………………………10
Заключение…………………………………………………………………13
Список литературы………………………………………………………...14

Работа содержит 1 файл

Контрольная КСЕ.doc

— 69.50 Кб (Скачать)

    Открытия, сделанные в XIX в. в области антропогенеза, позволили исследователям конца  этого века выстроить следующую  линию антропогенеза: дриопитек - провал - древние люди - новые люди.

    Эта схема не имела сведений об австралопитеках. Немецкий ученый Э. Геккель высказал идею, что между обезьянами и древними людьми должна быть стадия, когда возникло существо, у которого человеческие биологические и социальные черты преобладают над чертами, которые свойственны обезьянам.

    В 1881 г. голландский врач и анатом Э. Дюбуа (1858 - 1940) обнаружил хорошо сохранившиеся останки существа, которого имел в виду Э. Геккель (черепная коробка, три зуба и бедренная кость). Это существо Э. Дюбуа назвал питекантропом (от соответствующих слов греческого языка: обезьяна и человек). В дальнейшем были найдены останки синантропа (китайского человека). Останки питекантропа и синантропа были найдены в Венгрии, Алжире, Южной Африке и в других местах, кроме Америки и Австралии. Найденный на Яве питекантроп имел объем мозга 900 см3, рост 170 см. Он пользовался огнем, создавал колюще-режущие орудия, имел строение головного мозга с отделами, которые управляют процессом понимания звуковых сигналов, что необходимо для развития речи и языка. Предложенная в XIX в. схема антропогенеза существенно изменилась с открытием австралопитека.

    Австралопитек (лат. australes — южный, греч. pitekos — обезьяна). В 1924 г. английский ученый Р. Дарт на территории бывшего государства ЮАР нашел  хорошо сохранившийся череп шестилетнего существа-детеныша, которого он назвал южной обезьяной (австралопитек). Р. Дарт высказал гипотезу, что австралопитеки, занявшие нишу длиною в 5 млн. лет в антропогенезе от дриопитека, приспособились к новым климатическим условиям: перешли на передвижение на двух ногах, сбросили шерстяной покров, жили стаями, пользовались огнем.

    Однако  в 1962 г. английские ученые М. Ликки и  Л. Ликки обнаружили в вулканическом  ущелье Олдувай (или Олдовай) в Центральной  Африке (Танзании) скелетные останки  австралопитека с объемом головного  мозга 642 см3 (объем головного мозга современного человека составляет в среднем от 1000 до 2000 см3). Затем стали находить останки австралопитека вместе со сверхпримитивными орудиями, предметами, форма которых была изменена другими естественными предметами. Этого австралопитека назвали (Homo habilis) человеком умелым. Его орудия представляют собою расколотую под определенным углом гальку, слегка заостренную. В природе расколотые таким способом гальки и камни не встречаются.

    Остается  загадкой найденный череп австралопитека, жившего 2 млн. лет тому назад, объем головного мозга которого 777 см3. Это время человека умелого, но объем головного мозга этого австралопитека существенно больше, чем у человека умелого. Время становления австралопитека относят к периоду от 9 до 5 млн. лет тому назад. Один миллион лет тому назад представители австралопитеков уступили место другой стадии в линии антропогенеза. В 1974 г. в Эфиопии нашли скелет австралопитека (сохранилось 40% костей), который жил 3 млн. лет тому назад. Не совсем понятен переход от дриопитека к австралопитеку, поскольку в самой своей заключительной стадии развития линии австралопитеков появляется человек умелый (Homo habilis), которому дают возраст 1,75 млн. лет.

    Главным фактором появления человека умелого  считается изменение климатических условий. Исследования в ХХ в. установили многообразие питекантропов и синантропов, поэтому эту стадию в антропогенезе называют архантропами (древнейшими людьми, близкими по биологическим, анатомическим и социальным поведенческим чертам к человеку). Архантропов называют общим названием Homo erectus (человек прямостоящий, выпрямленный). Найденный в Венгрии архантроп имел объем головного мозга около 1400 см3. 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение 

    В последние годы вопросы происхождения и эволюции человека находились под пристальным научным вниманием. В последние 30-40 лет в антропологии накопились данные, позволившие ответить на многие важные вопросы, связанные с происхождением человека.

    Для понимания сущности человека требуется  комплексной подход, который может быть выработан только на совокупной основе различных наук.

    Наука все более отказывается от так называемого «независимого наблюдателя» как идеального типа деятеля науки. Напротив, человек, его цели и ценности прямо и косвенно становятся в центр любого научного исследования, как бы далеко оно не отстояло, на первый взгляд, от собственно гуманистической проблематики.

    Следует отметить и то, что в современной  естественной науке постоянно усиливается  уровень математизации теорий на фоне роста уровня их абстрактности и сложности. Это привело к тому, что работа с новыми естественнонаучными теориями из-за высокого уровня абстракций вводимых в них понятий превратилась в новый и своеобразный вид деятельности. Речь идет о том, что появляются все чаще сложные, дорогостоящие приборные комплексы, которые обслуживают исследовательские коллективы и функционируют аналогично средствам промышленного производства.

    Решение проблемы антропогенеза позволяет  определить положение человека в  природе, историческом развитии и подтвердить концепцию происхождения жизни.

 

    Список  литературы 

    
  1. Концепции современного естествознания. Учебник  для вузов / Под ред. проф. Лавриненко, В.П. Ратникова. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997.
  2. Горелов А.А. Концепции современного естествознания: Учебное пособие. – М.: Высшее образование, 2006.
  3. Лихин А.Ф. Концепции современного естествознания: учеб. – М.: Проспект, 2007.
  4. http://www.xserver.ru/user/prois/3.shtml

Информация о работе Основные этапы антропогенеза