Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 19:06, контрольная работа
Цели контрольной работы:
- объяснить смысл утверждения: «Человек - дитя Земли»;
- изложить сущность проблемы антропогенеза;
- показать основные этапы антропогенеза.
Введение……………………………………………………………………...3
1 Смысл утверждения: «Человек – дитя Земли»…………………………..4
2 Сущность проблемы антропогенеза……………………………………...7
3 Основные этапы антропогенеза…………………………………………10
Заключение…………………………………………………………………13
Список литературы………………………………………………………...14
Оглавление
Введение………………………………………………
1 Смысл утверждения: «Человек – дитя Земли»…………………………..4
2
Сущность проблемы антропогенеза……………………………………...
3
Основные этапы антропогенеза…………………………………………
Заключение…………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Еще с античной философии много внимания уделялось определению природы человека. Киники видели ее в естественном образе жизни и ограничении желаний и материальных потребностей; Эпикур – в чувствах, общих у человека и животных; Сенека и стоики – в разуме. В западной философии, особенно в марксизме, на передний план выдвинулось представление о социальной сущности человека.
Различие естественно-научного и гуманитарного знания, заключается в том, что естествознание изучает природу как она есть, а гуманитарные науки – духовные продукты творческой деятельности человека. Человек тоже естествен: во-первых, по своему происхождению и, во-вторых, по своей природе.
В
науке утвердилось
Цели контрольной работы:
- объяснить смысл утверждения: «Человек - дитя Земли»;
-
изложить сущность проблемы
-
показать основные этапы
1
Смысл утверждения:
«Человек – дитя
Земли»
Человек - сложная целостная система, которая в свою очередь является компонентом других более сложных систем. Ведь именно человек - субъект и носитель культуры, именно он интегрирует и замыкает в себе все формы и уровни организации материи, будучи одновременно существом и биологическим, и социальным, а главное - обладающим разумом - высшим результатом развития мира.
Вся природа в целом представляет собой необходимую предпосылку для генезиса человека. Одной стороной своего существования человек принадлежит природе, другой - социальному миру. Биологическое, таким образом, выступает лишь непосредственной предпосылкой в общей системе: Вселенная - Земля - Человек.
Если попытаться определить место человечества в истории Земли, то можно констатировать, что человек на Земле - существо еще очень молодое. Известный датский этнограф Й. Бьерре пишет, что если бы мы могли увидеть историю Земли, втиснутую в рамки одного года, то получилось бы примерно следующее: «В ноябре впервые появляется жизнь - амебы, ящеры, грибы. В середине декабря появляются гигантские животные, а за четверть часа до Нового года, т.е. примерно в 23.45 в новогоднюю ночь, на сцену выходит человек. Вся наша эра занимает только самую последнюю минуту уходящего года»1.
Даже если взять только развитие биосферы, то и в этом случае история человечества занимает лишь небольшой отрезок времени. Действительно, история биосферы представляет собой чередование целого ряда этапов эволюции, каждый из которых являл все более сложные формы развития жизни. И только в конце этого развития появляется человек и общество.
Человек, человеческий разум и общество - вершина естественного развития Земли и ее биосферы. Со всей определенностью можно сказать, что человек - дитя Земли. В истории Земли были разные периоды развития. С точки зрения места в ее истории человека и человечества, их можно разделить следующим образом:
1)
период чисто геологической
2) период геологобиологической эволюции, на последней стадии которого происходит формирование антропосоциогенеза;
3)
период духовной эволюции, сфера
разума. Это качественно новая
эпоха в эволюции Земли,
Рассматривая вопрос о место человечества в истории Земли, возникает проблема, касающаяся будущего судьбы человека как вида на этой планете. На данном этапе развития научного знания она не может быть решена однозначно. «Единственное определенное утверждение о будущем нашего вида состоит в том, что его существование конечно. Из всех когда-либо существовавших видов 99,999% исчезло. Среднее время существования рода плотоядных только 10 миллионов лет, а среднее время существования вида гораздо короче. Реально жизнь на Земле уже наполовину в прошлом; она началась, судя по ископаемым, около трех миллиардов лет назад, а Солнце примерно через 4 миллиарда лет превратится в красный гигант и поглотит в своем огне жизнь на Земле, а в конечном счете и саму Землю»2.
История homo sapiens показала, что человеческий разум и деятельность не имеют предела совершенствования и предела развития.
Развитие разума, деятельности, социальной организации жизни на Земле приведут к тому, что человечество, так или иначе, решит проблему собственного выживания.
Однако
людям, живущим на этой планете сегодня,
следует постоянно помнить, что
перед человечеством, кроме проблемы
будущего, стоит и другая, гораздо более
актуальная и сугубо земная задача - сохранение
существующей биосферы и создание адекватной
ей ноосферы.
2
Сущность проблемы
антропогенеза
Антропогенез (от гр. anthropos – человек и гр. genesis – происхождение) – учение о происхождении человека.
Проблема происхождения человека (антропогенез) — одна из сложнейших проблем естествознания. У многих древних народов южной Азии и Африки существовали предания о происхождении человека от обезьян (орангутанг по-малайски означает лесной человек). В западноевропейской культуре, основанной на христианстве, человек рассматривается как созданное Богом разумное существо. Проблема естественного происхождения человека была поставлена как научная проблема в западноевропейской культуре. К. Линей (1707—1778) в десятом издании своего знаменитого труда «Система природы» объединил человека и обезьяну на основании их сходства в один род (род биологический объединяет близкие по происхождению виды, К. Линей имел в виду лишь сходство). В его систематике в род «Homo» (человек) включались его виды: «человек лесной» и «человек пещерный». Ж.-Б. Ламарк в начале XIX в. высказал предположение о родстве человека и орангутанга. Но данных описания отдельных видов обезьян тогда не было.
Трудности, с которыми столкнулись первые исследователи при изучении антропогенеза, заключались, во-первых, в скудности находимых останков (в основном находили зубы и отдельные кости) и, во-вторых в отсутствии эффективных методов, позволяющих дать достоверное описание найденных останков.
Интенсивное научное осмысление и понимание проблемы антропогенеза началось в XIX в. Главное достижение в этой области было связано с утверждением эволюционной теории Ч. Дарвина.
Значительный
вклад в утверждение
Дарвин установил движущие силы эволюции органического мира и объяснил естественнонаучным путем процесс становления и развития биологических видов. Его теория дала объяснение развития видов и изложила основы научной концепции эволюции. Стало понятно, что настоящее состояние биологических видов, в том числе и человека, обусловлено их прошлым, а будущее основано на настоящем. Дарвин показал, что нет ничего сверхъестественного в происхождении человека.
Однако теория эволюции Ч.Дарвина не лишена недостатков, на многие вопросы в ней нет ответов. Разработав теорию естественного происхождения, человека, он не включил в нее влияние социального фактора на его развитие. Кроме того, в теории Дарвина отсутствует качественное отличие ума человека от животного. Это во многом объясняется тем, что он не затрагивает роли труда в процессе антропогенеза.
Внимание на это было обращено в трудовой теории антропогенеза, защитником которой был Ф. Энгельс. Представители данной теории считали, что труд не отменяет действие биологических законов, но влияет на характер действия естественного отбора. Труд развивает в человеке способность преобразовывать природу по своим меркам, а также способствует его собственному формированию. Сторонники данной теории именно с трудовой деятельностью связывают развитие руки, речи, мозга, мышления, сотрудничества людей и сплочения их в социальные коллективы.
При прямой походке рука освободилась для совершения трудовых операций. Однако только у человека рука стала вполне свободной и могла совершенствоваться в ловкости, гибкости и мастерстве. Таким образом, рука не только орган, но и продукт труда.
Труд расширял кругозор людей, сплачивал их в более тесные коллективы, общение в которых привело к появлению и развитию речи.
Под
влиянием труда и языка постепенно
совершенствовался мозг человека. Он,
в свою очередь, тоже оказывал соответствующее
влияние на язык и труд. Вместе с
человеком рождалось
Трудовая деятельность человека как охотника и рыболова привела его к постоянному потреблению мяса - более питательного продукта, чем растительная пища. Это способствовало необычайному сокращению процесса пищеварения, что позволило увеличить расход энергии на другие жизненные функции. Кроме того, мозг получил гораздо больше необходимых для своего развития веществ. Огромное значение в процессе эволюции человека имели использование огня и приручение животных. Необычайно важным следствием трудовой деятельности явилось расширение области расселения человека: он приспособился жить в разных, нередко очень трудных, природных и климатических условиях, а с течением времени научился даже изменять природу в своих интересах.
Свою
трудовую теорию происхождения человека
Энгельс сформулировал в тот
период, когда историческая наука
располагала еще небольшим
Таким
образом, становление человека и общества
- процесс взаимосвязанный, процесс антропосоциогенеза,
и главная роль в нем принадлежит трудовой
деятельности.
3
Основные этапы
антропогенеза
В
настоящее время линия
Дриопитек (древесная обезьяна) - останки были найдены в 1856 г. во Франции, описан уже в конце XIX в. Сведения о древних высших человекообразных обезьянах представлены останками (в основном зубы) в так называемом миоценовом периоде. Найденный в миоценовом слое породы на территории Африки дриопитек жил приблизительно 9 млн. лет тому назад.
Дриопитек, найденный в Кении (Африка), жил 14 млн. лет тому назад. Близкими к дриопитеку являются рамапитек и сивапитек (обезьяны Рамы и Шивы, названия от имен индийских богов), вначале их останки были найдены в Индии, затем и в Африке. Изучение эмали зубов дриопитека из Кении склонило исследователей к мнению, что именно этот дриопитек является пращуром человека. Считается что дриопитеки, жившие 14 - 9 млн. лет тому назад, обладали рядом особенностей, которые могли получить дальнейшее развитие по линии антропогенеза: развитая центральная нервная система, цветное бинокулярное зрение, хватательные передние и задние конечности.