Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2011 в 17:10, реферат
Активное обсуждение трансдисциплинарности в мировой науке началось с середины 80-х годов XX века. Однако, в силу своего семантического потенциала, термин «трансдисциплинарность» до сих пор не получил однозначного определения.
Данная работа посвящена теме: Основные идеи трансдисциплинарного подхода к описанию природы
Введение……………………………………………………………………….3
1. Понятие трансдисциплинарности. Виды трансдисциплинарности. Классификация научных подходов. Методологии трансдисциплинарного исследования………………………………………………………………………….4
2. Основания трансдисциплинарной единой теории …………………...12
3. Концепция трансдисциплинарного подхода в изучении природы… 13
Заключение …………………………………………………………………..25
Список литературы…………………………………………………………..26
Трансдисциплинарный системный подход
Термин система, применяющийся в дисциплинарных и междисциплинарных мультидисциплинарных (полидисциплинарных) подходах для выделения, в окружающем мире, объекта исследования, имеет ряд очевидных трудностей, при исследовании самого окружающего мира. Так, например, с позиции равновесной или классической термодинамики, объекты, представляющие собой изолированные системы, не обменивающиеся с внешней средой энергией и/или веществом, и находящихся при этом в состояниях, близких к равновесным, ожидала «тепловая смерть». С позиции неравновестной термодинамики, разработанной Пригожиным, и руководимой им брюссельской школой термодинамики, все разномасштабные развивающиеся системы, изучаемые в разных научных дисциплинах, являются открытыми неравновесными системами. Это означает, что все такие системы в той или иной степени взаимодействуют с внешней средой, обмениваясь с ней энергией и/или веществом. Но и в той и в другой позиции сам окружающий мир оставался «за скобками» исследований. От него можно изолировать систему, либо начать обмениваться с ним энергией и/или веществом, но что такое сам окружающий мир? Ограничивается ли обмен системы с окружающим миром веществом и энергией или в состав обмена входят законы, закономерности и программы, благодаря которым открытые неравновесные системы обретают самоорганизацию?
Попытки устранения этих трудностей ведут своё начало от Платона и Платина. В свою очередь, от их представления о Едином, ведёт своё начало Трансдисциплинарности-4 и, соответственно, её трансдисциплинарный системный подход. С точки зрения трансдисциплинарного системного подхода (Трансдисциплинарность-4), Мир является единой упорядоченной средой (One Orderly Medium). Элементами единой упорядоченной среды (ЕУС) являются: совокупность причин и следствий ее существования; общих и частных закономерностей и законов; явлений, объектов и процессов, а также их свойств, связей и взаимодействий на любом уровне реальности. В рамках этой лингвистической формулы единая среда выступает в роли единственной (всеобщей) среды. Применительно к такой среде, множественность принципиально возможных сред, в том числе и объектов, требующих осмысления и исследования, будет рассматриваться не иначе, как совокупность её естественных фрагментов.
Быть естественным фрагментом — означает иметь ряд атрибутов, признаков, свидетельствующих о его органической принадлежности к ЕУС, но теряющих смысл при его принципиально независимом существовании. Главным из них является то, что каждый естественный фрагмент имеет принципы внутреннего устройства, внешних и внутренних взаимодействий, тождественные порядку, обусловливающему единство упорядоченной среды. Из него следует предрасположенность фрагментов иметь строго определённые размеры собственного пространства, позволяющие воплотить и реализовать такой порядок, а также свойство непрерывно отражать и отображать общее состояние ЕУС, позволяющие осуществлять внешние и внутренние взаимодействия. Эти атрибуты имеют определяющее значение для формирования методологии трансдисциплинарного исследования.
В
методологии
Единая упорядоченная среда (и, следовательно, каждая уникальная упорядоченная среда), обладает потенцией (от лат, potentiа — сила) — скрытой силой, присутствующей в ней естественным образом, или заложенной в неё человеком (для искусственных упорядоченных сред). Следует отметить, что утверждение «обладает потенцией», в данном случае, имеет отношение к внутреннему устройству ЕУС, благодаря которому она способна проявлять своё состояние, различающее напряженностью и устремлённостью. При определённых условиях, потенция способна не только проявлять общее состояние ЕУС, но и поддерживать его преобразование.
Трансдисциплинарные понятия излагаются в виде лингвистических формул и логико-геометрических моделей, максимально приближающих их суть к однозначному толкованию, в том числе и при их использовании в других научных дисциплинах. В результате, удалось «не создавать сущности без надобности», а расширить смысл и сферу практического применения существующих научных понятий. Это обстоятельство необходимо учитывать при первоначальном знакомстве с обновлёнными формулировками этих понятий. Распознаванию ЕУС способствуют её атрибуты — форма и содержание имеющие объективный характер. В соответствии с логикой трансдисциплинарного системного подхода, форма ЕУС является способом существования её многогранного (всестороннего) содержания, и, следовательно, также должна быть многогранной (всеохватывающей). Именно многогранность формы обусловливает «всестороннюю упорядоченность содержания, его внутреннюю связь и порядок». Благодаря многогранности формы и многогранности содержания, ЕУС обретает естественные физические и/или логические границы, являющиеся необходимыми условиями её существования в статусе единой и/или уникальной среды.
Лингвистические формулы основных «граней» формы представлены следующими базовыми понятиями: Пространство — это форма существования ЕУС; Информация — это форма проявления общего состояния ЕУС; Время — это форма преобразования общего состояния ЕУС; Система — это форма организации (порядок) пространства, времени и информации, обусловливающая единство упорядоченной среды.
В свою очередь, основные «грани» содержания представлены базовыми понятиями, лингвистические формулы которых, выглядят следующим образом:
Функция — это способность общего состояния ЕУС воплощаться в строго определенные процессы; Энергия — это способность общего состояния ЕУС совершать конкретную работу в строго определенных процессах; Развитие — это способность общего состояния ЕУС направлено преобразоваться в определённых процессах; Цель — это способность общего состояния ЕУС полностью раскрывать своё многогранное содержание.
Так
как речь идёт о единой упорядоченной
среде, то трансдисциплинарные базовые
понятия, раскрывающие многогранность
формы и многогранность содержания, представлены
единым блоком. В таком блоке, смысл формулировок
каждого понятия вытекает «один из другого»
и продолжается «один в другом», проявляя
их причинно-следственные связи.
2. Основания трансдисциплинарной единой теории
Наиболее плодотворный подход к трансдисциплинарной унификации наук может заключаться в принятии эволюции в качестве основного понятия. Термин “эволюция” происходит от латинского evolvere, что означает развертываться, раскрываться.
Понятия и теории, развитые за последнее время в эмпирических естественных науках, превратили эволюцию как общее явление из предмета философских умозрительных построений в предмет научного исследования. Такие сочинения, как “Творческая эволюция” Бергсона, “Первые принципы” Герберта Спенсера, “Пространство, время и божество” Сэмюэла Александера, “Феномен человека” Пьера Тейяра де Шардена и “Процесс и реальность” Альфреда Норта Уайтхеда, хотя каждое из них является вехой непреходящего значения в эволюционном мышлении, все же в основном носит умозрительный характер. В случае современных эволюционных теорий есть сдвиг от частной метафизики к науке bona fide в значительной мере произошел благодаря созданию неравновесной термодинамики - термодинамики необратимых процессов.
Эволюция
есть изучение прогрессирующего и продолжающегося,
но не обязательно непрерывного и линейного
и заведомо не вполне предсказуемого (хотя
и логически объяснимого в обратную сторону)
изменения, приводящего со статистической
необратимостью от зарождения космоса
к его нынешним и будущим состояниям.
3.
Концепция трансдисциплинарного
подхода в изучении
природы
Мир, в котором мы живем, состоит из разномасштабных открытых систем, развитие которых подчиняется общим закономерностям. При этом он имеет свою долгую историю, в общих чертах известную современной науке.
Приведем хронологию наиболее важных событий .
20 млрд лет назад — Большой взрыв.
3 минуты спустя — образование вещественной основы Вселенной (фотоны, нейтрино и антинейтрино с примесью ядер водорода, гелия и электронов).
Через несколько сотен тысяч лет — появление атомов (легких элементов).
19—17
млрд лет назад — образование
разномасштабных структур
15
млрд лет назад —
появление звезд первого
5 млрд лет назад — рождение Солнца.
4,6 млрд лет назад — образование Земли.
3,8 млрд лет назад — зарождение жизни.
450 млн лет назад — появление растений.
150 млн лет назад — появление млекопитающих.
2 млн лет назад — начало антропогенеза.
Картина мира, рисуемая современным естествознанием, необыкновенно сложна и проста одновременно. Эти качества ей придают ведущие принципы построения и организации современного научного знания: системность; глобальный эволюционизм; самоорганизация; историчность.
Данные принципы построения научной картины мира в целом соответствуют фундаментальным закономерностям существования и развития самой Природы.
Системность означает воспроизведение наукой того факта, что Вселенная предстает как наиболее крупная из известных нам систем, состоящая из огромного множества элементов (подсистем) разного уровня сложности и упорядоченности.
Под
системой обычно понимают некое упорядоченное
множество взаимосвязанных
Другой важной характеристикой системной организации является иерархичность, субординация — последовательное включение систем нижних уровней в системы более высокие уровней.
Системный
способ объединения элементов выражает
их принципиальное единство: благодаря
иерархичному включению систем разных
уровней друг в друга каждый элемент
любой системы оказывается
Глобальный
эволюционизм — это признание
невозможности существования
Самоорганизация
— наблюдаемая способность
Эти принципиальные особенности современной естественнонаучной картины мира и определяют в главном ее общий контур, а также сам способ организации разнообразного научного знания в нечто целое и последовательное.
Однако есть еще одна особенность современной научной картины мира, отличающая ее от прежних вариантов. Она заключается в признании историчности, а следовательно, принципиальной незавершенности настоящей, да и любой другой научной картины мира. Та, которая есть сейчас, порождена как предшествующей историей, так и специфическими социокультурными особенностями нашего времени. Развитие общества, изменение его ценностных ориентации, осознание важности исследования уникальных природных систем, в которые составное частью включен и человек, меняют стратегию научного поиска, само отношение человека к миру.
Информация о работе Основные идеи трансдисциплинарного подхода к описанию природы