Основные идеи трансдисциплинарного подхода к описанию природы

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2011 в 17:10, реферат

Описание работы

Активное обсуждение трансдисциплинарности в мировой науке началось с середины 80-х годов XX века. Однако, в силу своего семантического потенциала, термин «трансдисциплинарность» до сих пор не получил однозначного определения.

Данная работа посвящена теме: Основные идеи трансдисциплинарного подхода к описанию природы

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3

1. Понятие трансдисциплинарности. Виды трансдисциплинарности. Классификация научных подходов. Методологии трансдисциплинарного исследования………………………………………………………………………….4

2. Основания трансдисциплинарной единой теории …………………...12

3. Концепция трансдисциплинарного подхода в изучении природы… 13

Заключение …………………………………………………………………..25

Список литературы…………………………………………………………..26

Работа содержит 1 файл

трансдисциплинарность .doc

— 162.50 Кб (Скачать)

      Трансдисциплинарный системный подход

      Термин  система, применяющийся в дисциплинарных и междисциплинарных мультидисциплинарных (полидисциплинарных) подходах для выделения, в окружающем мире, объекта исследования, имеет ряд очевидных трудностей, при исследовании самого окружающего мира. Так, например, с позиции равновесной или классической термодинамики, объекты, представляющие собой изолированные системы, не обменивающиеся с внешней средой энергией и/или веществом, и находящихся при этом в состояниях, близких к равновесным, ожидала «тепловая смерть». С позиции неравновестной термодинамики, разработанной Пригожиным, и руководимой им брюссельской школой термодинамики, все разномасштабные развивающиеся системы, изучаемые в разных научных дисциплинах, являются открытыми неравновесными системами. Это означает, что все такие системы в той или иной степени взаимодействуют с внешней средой, обмениваясь с ней энергией и/или веществом. Но и в той и в другой позиции сам окружающий мир оставался «за скобками» исследований. От него можно изолировать систему, либо начать обмениваться с ним энергией и/или веществом, но что такое сам окружающий мир? Ограничивается ли обмен системы с окружающим миром веществом и энергией или в состав обмена входят законы, закономерности и программы, благодаря которым открытые неравновесные системы обретают самоорганизацию?

      Попытки устранения этих трудностей ведут своё начало от Платона и Платина. В  свою очередь, от их представления о Едином, ведёт своё начало Трансдисциплинарности-4 и, соответственно, её трансдисциплинарный системный подход. С точки зрения трансдисциплинарного системного подхода (Трансдисциплинарность-4), Мир является единой упорядоченной средой (One Orderly Medium). Элементами единой упорядоченной среды (ЕУС) являются: совокупность причин и следствий ее существования; общих и частных закономерностей и законов; явлений, объектов и процессов, а также их свойств, связей и взаимодействий на любом уровне реальности. В рамках этой лингвистической формулы единая среда выступает в роли единственной (всеобщей) среды. Применительно к такой среде, множественность принципиально возможных сред, в том числе и объектов, требующих осмысления и исследования, будет рассматриваться не иначе, как совокупность её естественных фрагментов.

      Быть  естественным фрагментом — означает иметь ряд атрибутов, признаков, свидетельствующих о его органической принадлежности к ЕУС, но теряющих смысл при его принципиально независимом существовании. Главным из них является то, что каждый естественный фрагмент имеет принципы внутреннего устройства, внешних и внутренних взаимодействий, тождественные порядку, обусловливающему единство упорядоченной среды. Из него следует предрасположенность фрагментов иметь строго определённые размеры собственного пространства, позволяющие воплотить и реализовать такой порядок, а также свойство непрерывно отражать и отображать общее состояние ЕУС, позволяющие осуществлять внешние и внутренние взаимодействия. Эти атрибуты имеют определяющее значение для формирования методологии трансдисциплинарного исследования.

      В методологии трансдисциплинарного исследования, каждый фрагмент Мира или, проще говоря, всякая его область, имеющая естественные физические и/или  логические границы, изначально рассматривается, как «упорядоченная среда», к исследованию которой можно применить одни и те же принципы, подходы и модели. Среда естественного фрагмента, в отличие от ЕУС, трактуется, как уникальная упорядоченная среда. Уникальной упорядоченной средой являются: атом и Галактика, банк и государство, опушка леса и автомобиль, человек и идея, предприятие и технология.

      Единая  упорядоченная среда (и, следовательно, каждая уникальная упорядоченная среда), обладает потенцией (от лат, potentiа — сила) — скрытой силой, присутствующей в ней естественным образом, или заложенной в неё человеком (для искусственных упорядоченных сред). Следует отметить, что утверждение «обладает потенцией», в данном случае, имеет отношение к внутреннему устройству ЕУС, благодаря которому она способна проявлять своё состояние, различающее напряженностью и устремлённостью. При определённых условиях, потенция способна не только проявлять общее состояние ЕУС, но и поддерживать его преобразование.

      Трансдисциплинарные понятия излагаются в виде лингвистических формул и логико-геометрических моделей, максимально приближающих их суть к однозначному толкованию, в том числе и при их использовании в других научных дисциплинах. В результате, удалось «не создавать сущности без надобности», а расширить смысл и сферу практического применения существующих научных понятий. Это обстоятельство необходимо учитывать при первоначальном знакомстве с обновлёнными формулировками этих понятий. Распознаванию ЕУС способствуют её атрибуты — форма и содержание имеющие объективный характер. В соответствии с логикой трансдисциплинарного системного подхода, форма ЕУС является способом существования её многогранного (всестороннего) содержания, и, следовательно, также должна быть многогранной (всеохватывающей). Именно многогранность формы обусловливает «всестороннюю упорядоченность содержания, его внутреннюю связь и порядок». Благодаря многогранности формы и многогранности содержания, ЕУС обретает естественные физические и/или логические границы, являющиеся необходимыми условиями её существования в статусе единой и/или уникальной среды.

      Лингвистические формулы основных «граней» формы  представлены следующими базовыми понятиями: Пространство — это форма существования ЕУС; Информация — это форма проявления общего состояния ЕУС; Время — это форма преобразования общего состояния ЕУС; Система — это форма организации (порядок) пространства, времени и информации, обусловливающая единство упорядоченной среды.

      В свою очередь, основные «грани» содержания представлены базовыми понятиями, лингвистические формулы которых, выглядят следующим образом:

      Функция — это способность общего состояния ЕУС воплощаться в строго определенные процессы; Энергия — это способность общего состояния ЕУС совершать конкретную работу в строго определенных процессах; Развитие — это способность общего состояния ЕУС направлено преобразоваться в определённых процессах; Цель — это способность общего состояния ЕУС полностью раскрывать своё многогранное содержание.

      Так как речь идёт о единой упорядоченной  среде, то трансдисциплинарные базовые  понятия, раскрывающие многогранность формы и многогранность содержания, представлены единым блоком. В таком блоке, смысл формулировок каждого понятия вытекает «один из другого» и продолжается «один в другом», проявляя их причинно-следственные связи. 

      2. Основания трансдисциплинарной  единой теории  

       

      Наиболее плодотворный подход к трансдисциплинарной унификации наук может заключаться в принятии эволюции в качестве основного понятия. Термин “эволюция” происходит от латинского evolvere, что означает развертываться, раскрываться.

      Понятия и теории, развитые за последнее время в эмпирических естественных науках, превратили эволюцию как общее явление из предмета философских умозрительных построений в предмет научного исследования. Такие сочинения, как “Творческая эволюция” Бергсона, “Первые принципы” Герберта Спенсера, “Пространство, время и божество” Сэмюэла Александера, “Феномен человека” Пьера Тейяра де Шардена и “Процесс и реальность” Альфреда Норта Уайтхеда, хотя каждое из них является вехой непреходящего значения в эволюционном мышлении, все же в основном носит умозрительный характер. В случае современных эволюционных теорий есть сдвиг от частной метафизики к науке bona fide в значительной мере произошел благодаря созданию неравновесной термодинамики - термодинамики необратимых процессов.

      Эволюция есть изучение прогрессирующего и продолжающегося, но не обязательно непрерывного и линейного и заведомо не вполне предсказуемого (хотя и логически объяснимого в обратную сторону) изменения, приводящего со статистической необратимостью от зарождения космоса к его нынешним и будущим состояниям.  

      3.  Концепция трансдисциплинарного подхода в изучении природы   

      Мир, в котором мы  живем, состоит  из разномасштабных открытых систем, развитие которых подчиняется общим закономерностям. При этом он имеет свою долгую историю, в общих чертах известную современной науке.

      Приведем хронологию наиболее важных событий .

      20 млрд лет назад        —                    Большой взрыв.

      3 минуты спустя         — образование вещественной основы Вселенной (фотоны, нейтрино и антинейтрино с примесью ядер водорода, гелия и электронов).

      Через несколько сотен тысяч лет  — появление атомов (легких элементов).

      19—17 млрд лет назад  — образование  разномасштабных структур                                          (галактик).

      15 млрд лет назад      —  появление звезд первого поколения,  образование                                         атомов тяжелых элементов.

      5 млрд лет назад        — рождение Солнца.

      4,6 млрд лет назад     —  образование Земли.

      3,8 млрд лет назад     —   зарождение жизни.

      450 млн лет назад      —  появление растений.

      150 млн лет назад      —  появление млекопитающих.

      2 млн лет назад          — начало антропогенеза.

      Картина мира, рисуемая современным естествознанием, необыкновенно сложна и проста одновременно. Эти качества ей придают ведущие принципы построения и организации современного научного знания: системность; глобальный эволюционизм; самоорганизация; историчность.

      Данные  принципы построения научной картины  мира в целом соответствуют фундаментальным закономерностям существования и развития самой Природы.

      Системность означает воспроизведение наукой того факта, что Вселенная  предстает  как наиболее крупная из известных  нам систем, состоящая из огромного  множества элементов (подсистем) разного уровня сложности и упорядоченности.

      Под системой обычно понимают некое упорядоченное  множество взаимосвязанных элементов. Эффект системности обнаруживается в появлении у целостной системы  новых свойств, возникающих в  результате взаимодействия элементов (атомы водорода и кислорода, например, объединенные в молекулу воды, радикально меняют свои обычные свойства).

      Другой  важной характеристикой системной  организации является иерархичность, субординация — последовательное включение систем нижних уровней в системы более высокие уровней.

      Системный способ объединения элементов выражает их принципиальное единство: благодаря  иерархичному включению систем разных уровней друг в друга каждый элемент  любой системы оказывается связан со всеми элементами всех возможных систем. (Например: человек — биосфера — планета Земля — Солнечная система — Галактика и т.д.) Именно  такой принципиально единый характер демонстрирует нам окружающий мир. Подобным образом организуются и научная картина мира, и создающее ее естествознание. Все его части ныне теснейшим образом взаимосвязаны — сейчас уже нет практически ни одной "чистой" науки. Все пронизано и преобразовано физикой и химией.

      Глобальный  эволюционизм — это признание  невозможности существования Вселенной и всех порождаемых ею менее масштабных систем вне развития, эволюции. Эволюционирующий характер Вселенной,  кроме того, свидетельствует о принципиальном единстве мира, каждая составная часть которого есть историческое следствие глобального эволюционного процесса, начатого Большим взрывом.

      Самоорганизация — наблюдаемая способность материи  к самоусложнению и созданию все более упорядоченных структур в ходе эволюции. Механизм перехода материальных систем в более сложное и упорядоченное состояние,  по-видимому, сходен для систем всех уровней.

      Эти принципиальные особенности современной  естественнонаучной картины мира и определяют в главном ее общий контур, а также сам способ организации разнообразного научного знания в нечто целое и последовательное.                

      Однако  есть еще одна особенность современной  научной картины мира, отличающая ее от прежних вариантов. Она заключается в признании историчности, а следовательно, принципиальной незавершенности настоящей, да  и любой другой научной картины мира. Та,  которая есть сейчас, порождена как предшествующей историей, так и специфическими социокультурными особенностями нашего времени. Развитие общества, изменение его ценностных ориентации, осознание важности исследования уникальных природных систем, в которые составное частью включен и человек, меняют стратегию научного поиска, само отношение человека к миру.

Информация о работе Основные идеи трансдисциплинарного подхода к описанию природы