Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 19:07, реферат
Естественнонаучную картину мира нельзя понять, не проследив ее истории и путей ее формирования. Другими словами, анализ исторических путей развития естествознания должен опираться на представления о том, как происходило это развитие.
Введение……………………………………………………………………..…….2
1. Общие модели развития науки……………………………………….……3
2. Кумулятивная модель развития науки…………………………….……..6
3. Революционная модель развития науки………………………………….8
3.1. Взгляды Т. Куна на проблему революций в науке …………………….8
3.2. Идеи И. Лакатоса на закономерности развития науки …………….…..13
4. Третья модель реконструкции науки «Кейс стадис»…………….……16
Заключение………………………………………………………………………20
Литература………………………………………………………………..…….21
Возможно, в этом заключается одна из причин большой результативности естественных наук и весьма скромных достижений гуманитарных: первые, построив фундамент, давно приступили к сооружению самого здания, а вторые, в основном, занимаются только тем, что постоянно строят и перестраивают фундамент.
Особую известность ему принесла публикация в 1962 г. книги «Структура научных революций», выдержавшей множество переизданий, и изданной в том числе на русском языке. В этой книге содержится острая критика не только неопозитивистской, но и попперовской философии и провозглашается необходимость и приоритетность историко-научного анализа. Классический образец такого рода анализа был дан самим Куном в его более ранней работе «Коперниканская революция».
В работе Т. Куна «Структура
научных революций» была отражена кумулятивная
модель, рассматривающая развитие науки
как непрерывный процесс. Наука
предстает как все возрастающее
здание научного знания. Идеалом выступает
«нормальная наука», включающая в
свою структуру две составляющие
– парадигму и научное
Сам термин «парадигма» (от греч. Paradigma- образец, пример) многозначен. Т. Кун использует данный термин в двух различных смыслах. Во-первых, как выражение всей совокупности убеждений, ценностей, технических средств, характерных для определенного сообщества людей. В этом случае речь идет о социологическом аспекте. Научное сообщество является совокупностью людей с определенными убеждениями и ценностями. Во-вторых, научная парадигма приобретает методологический смысл и воспринимается как модель или образец для решения головоломок нормальной науки. «Ученые, - отмечает Т. Кун, - исходят в своей работе моделей, усвоенных в процессе обучения, и из последующего изложения их в литературе, часто не зная и не испытывая никакой потребности знать, какие характеристики придали этим моделям статус парадигм научного сообщества»¹.
Парадигма приобретает качество методологического средства потому, что ее использование в качестве образца приводит к успеху. При этом успех определяется не по отношению к той или иной отдельной проблеме, а по отношению к целому классу проблем.
Парадигма, в широком смысле слова, — это совокупность каких-либо идей, взглядов, положений и т.п. Научная парадигма представляет собой систему наиболее общих, широких научных представлений об окружающем мире. Приведем несколько примеров научных парадигм.
¹ Цвык И.В. Пространственно-временные факторы цивилизационного развития: хронотипический контекст// Актуальные проблемы социогуманитарного знания. Сб. науч. Тр. Гуманитарного факультета МАИ. –Вып. IV. – М., 2005. –С.35-41
Вселенной находится Солнце, а Земля вместе с другими небесными телами движется вокруг него. Эта парадигма просуществовала примерно 500 лет.
Можно привести и другие примеры научных парадигм, среди которых механика Ньютона, теория относительности Эйнштейна, теория эволюции Дарвина и т.п.
Та или иная парадигма
какое-то время господствует в науке,
определяет направление ее развития;
в рамках парадигмы накапливаются
факты, делаются научные открытия, создаются
новые теории. Содержание научной
парадигмы отражено в трудах крупнейших
ученых и учебниках, а основные ее
идеи проникают даже в массовое создание
через научно-популярную литературу.
Причем во время господства той или
иной парадигмы ее положения признаются
и разделяются всеми
Решающая же новизна концепции Т. Куна заключалась в том, что смена парадигм в развитии науки не является детерминированной однозначно, или, как модно сейчас выражаться, не носит линейного характера. Развитие науки, рост научного знания нельзя, допустим, представлять себе в виде тянущегося строго вверх, к солнцу, дерева (познания добра и зла). Скорее это похоже на развитие кактуса, прирост которого в принципе может начаться с любой точки поверхности этого растительного «ежика» и продолжаться в любую сторону. И где, с какой стороны нашего научного «кактуса» возникнет вдруг «точка роста» новой парадигмы — непредсказуемо принципиально! Причем не потому, что процесс этот произволен или случаен, а потому, что в каждый критический момент перехода от одного состояния к другому имеется несколько возможных продолжений. Какая именно точка из многих возможных «пойдет в рост», зависит от стечения самых разнообразных обстоятельств. Таким образом, логика развития науки содержит в себе закономерность, но закономерность эта «выбрана» случаем из целого веера других, ничуть не менее закономерных возможностей.
Согласно Куну, любая наука проходит в своем движении три фазы: допарадигмальную, парадигмальную и постпарадигмальную. Эти три фазы можно представить как генезис науки, нормальную науку и кризис науки. Смена парадигм выступает как научная революция. В этом смысле наука изменяется не поступательно-непрерывно, а дискретно-прерывно, посредством научных революций. Смена парадигм происходит, как считает Кун, подобно выбору между конкурирующими политическими институтами и является выбором между несовместимыми моделями жизни сообщества.
В естествознании также случаются
перестройки фундамента научного знания,
но крайне редко. Это происходит тогда,
когда очередная парадигма
Концепция Куна о структуре научных революций не проясняла реальных проблем развития науки, а была лишь моделью понимания основных факторов развития науки. К числу таких факторов он относил научное сообщество и научную парадигму. Реальные процессы развития науки оставались непроясненными.
3.2. Идеи И. Лакатоса на закономерности развития науки
Альтернативную модель развития науки, также ставшую весьма популярной, предложил И. Лакатос. Его концепция, названная методологией научно-исследовательских программ, по своим общим контурам довольно близка к куновской, однако расходится с ней в принципиальнейшем пункте. И. Лакатос считает, что выбор научным сообществом одной из многих конкурирующих исследовательских программ может и должен осуществляться рационально, на основе четких, рациональных же критериев.
В общем виде лакатосовская модель развития науки может быть описана так. Исторически непрерывное развитие науки представляет собой конкуренцию научно-исследовательских программ. Эти программы имеют следующую структуру:
Благодаря позитивной эвристике
ученые, работающие внутри какой-либо
научно-исследовательской
Так, все тот же И. Ньютон вначале разработал свою программу для планетарной системы, состоящей всего их двух элементов: точечного центра (Солнца) и единственной точечной планеты (Земли). Но такая модель противоречила третьему закону динамики и потому была заменена Ньютоном на модель, в которой и Солнце, и планеты вращались вокруг общего центра притяжения. Затем были последовательно разработаны модели, в которых учитывалось большее число планет, но игнорировались межпланетные силы притяжения; потом Солнце и планеты предстали уже не точечными массами, а массивными сферами; и наконец, была начата работа над моделью, учитывающей межпланетные силы и возмущения орбит.
В связи с этим в любой программе выделяются две стадии: вначале программа является прогрессирующей, ее теоретический рост предвосхищает ее эмпирический рост и программа с достаточной долей вероятности предсказывает новые факты; на более поздних стадиях программа становится регрессирующей, ее теоретический рост отстает от ее эмпирического и она может объяснять либо случайные открытия, либо факты, которые были открыты конкурирующей программой. Следовательно, главным источником развития выступает конкуренция исследовательских программ, которая обеспечивает непрерывный рост научного знания.
Лакатос в отличие от Куна не считает, что возникшая в ходе революции научно-исследовательская программа является завершенной и вполне оформившейся. Положительная эвристика программы определяет проблемы, подлежащие решению, а также предсказывает аномалии и превращает их в подтверждающие примеры. Развитие, совершенствование программы в послереволюционный период - необходимое условие научного прогресса. Поэтому, говорит Лакатос, деятельность ученого в межреволюционные периоды носит творческий характер. Даже в ходе доказательства, обоснования знания, полученного в ходе последней более или менее значительной революции, это знание трансформируется.
«Еще одно отличие этих концепций
заключается в следующем. По Куну,
все новые и новые
В результате получается, что главным источником развития науки выступает конкуренция исследовательских программ, каждая из которых имеет в свою очередь внутреннюю стратегию развития (позитивную эвристику). Этот «двойной счет» развития науки и обусловливает картину непрерывного роста научного знания.
4. Третья модель реконструкции науки «Кейс стадис»
Третья модель реконструкции науки,
которая зарождается в
Такого рода исследования представлены в научной литературе. Например, Р. Телнер в статье «Логические и психологические аспекты открытия циркуляции крови» пишет, что научное открытие следует изображать как историческое событие, в котором смешались идеи, содержание и цели предшествующей науки, а также культурные и социальные условия того времени, когда открытие было сделано. По его мнению, только такое исследование может дать информацию о новом аспекте научного открытия, описать, как развивался новый взгляд, каким путем и какими средствами он вошел в историю или почему не вошел. Еще одной иллюстрацией метода «кейс стадис» может служить статья Т. Пинча (1985), где он рассматривает два эпизода из истории науки: определение в 1967 г. солнечных нейтрино и измерение тогда же сплющенности Солнца. По Пинчу, предметом «кейс стадис» становится непосредственная научная практика, выраженная в анализе эпизодов научного диспута, эпизодов жизнедеятельности отдельных лабораторий, научных коллективов. Индивидуальные случаи наблюдения можно связать с более широкими интересами и ресурсами других групп ученых, включенных в научную практику.