Обряды и обычаи древних славян

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2010 в 21:29, курсовая работа

Описание работы

Сейчас в нашу жизнь возвращается огромный пласт православной культуры. И порою приходится слышать, что религия, достойная называться религией, появилась у нас только после принятия христианства – тысячу лет назад. А до этого, мол, были разве что варварские, примитивные культы, вдобавок порою связанные с человеческими жертвами. Одним словом, “мрак язычества”. Духовная первобытность. Разберемся, справедливо ли это. Иногда говорят, будто о славянском язычестве почти ничего не известно. На самом деле ученые уже не первое столетие расшифровывают старинные рукописи, истолковывают обряды, объясняют археологические находки. В этой работе я постараюсь рассказать о том, что удалось выяснить ученым и доказать, что древняя религия наших предков продолжает жить в наших повседневных обычаях.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3


1. Возникновение божеств………………………………………………...4


2. Разнообразие божеств…………………………………………………..6


3. Религиозные праздники славян………………………………………..11


4. Религиозный культ……………………………………………………..13


5.Изображение богов……………………………………………………..21


6. Храмы……………………………………………………………………23


Заключение…………………………………………………………………….24


Список использованной литератур…………………………………………..25

Работа содержит 1 файл

Культурология.doc

— 97.50 Кб (Скачать)

Негосударственное образовательное  учреждение

   высшего профессионального  образования 
 

«Московский институт права» 
 
 
 

Специальность: «Менеджмент организации» 

Учебная дисциплина: «Культурология» 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

на  тему:«Обряды и  обычаи древних славян» 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                       Студентка:  Уймёнова Маргарита

                                       Руководитель: 
 
 
 
 

Волгоград  2010

Содержание 

    Введение………………………………………………………………………..3 

    1.  Возникновение божеств………………………………………………...4 

    2.  Разнообразие божеств…………………………………………………..6 

      3.  Религиозные праздники славян………………………………………..11 

      4.  Религиозный культ……………………………………………………..13 

  1. Изображение богов……………………………………………………..21

     

          6.  Храмы……………………………………………………………………23 

     Заключение…………………………………………………………………….24 

     Список использованной литератур…………………………………………..25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

   Сейчас  в нашу жизнь возвращается огромный пласт православной культуры. И порою приходится слышать, что религия, достойная называться религией, появилась у нас только после принятия христианства – тысячу лет назад. А до этого, мол, были разве что варварские, примитивные культы, вдобавок порою связанные с человеческими жертвами. Одним словом, “мрак язычества”. Духовная первобытность. Разберемся, справедливо ли это. Иногда говорят, будто о славянском язычестве почти ничего не известно. На самом деле ученые уже не первое столетие расшифровывают старинные рукописи, истолковывают обряды, объясняют археологические находки.  В этой работе я постараюсь рассказать о том, что удалось выяснить ученым и доказать, что древняя религия наших предков продолжает жить в наших повседневных обычаях.  
 
 
 
 
 
 
 
 

   1. Возникновение божеств.

     До христианства и других монотеистических религий все народы были язычниками. Язычество – от «языки» (суть: народы, племена); это слово объединяет в себе принцип веры разных народов. Культура землян насчитывает тысячелетия. Слово "культура" происходит от слова "культ" – вера, обычаи и традиции предков. Тот, кто забывает это,– не имеет права считаться культурным человеком.

   Большую роль в жизни славян играло огромное количество божеств, в которых они верили. Откуда же они взялись? История человечества показывает нам, что до того еще, как человек не знал искусства делать себе изображения богов, чтил он некоторые предметы, предлагаемые ему природою. С удивлением смотрел он на огненный шар, катящийся над его головою, стоял у порывистого ручья, шумно ниспадающего с горы в долину, чувствовал приятное дуновение воздуха, изумлялся, был вне себя от восторга; он не примечал, чтобы существо, подобное ему, всем этим управляло. Тут стал он в первый раз умствовать о чудном мироздании: солнце, вода, ветер  казались ему существами особенными и притом высшими, нежели он сам. Изумление его перешло в почтение и боготворение. Сам того, не зная, познакомился он с чувствами зла и блага: иногда он целый день был счастлив на охоте, а на другой день чувствовал физическую боль. Он не усматривал тому причины, и думал, что есть какое-то злое существо, которое находит в том удовольствие, чтобы ему вредить.  В другой раз поймал или убил он необыкновенно много дичи –  душа его была открыта для радости; он столь же мало примечал тому причины и создал себе доброе божество. Впоследствии ему не довольно было сего малого числа богов своих: он творил себе беспрестанно новых; каждая новая потребность приносила с собою новое божество, и таким образом  произошло их большое множество. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   2. Разнообразие божеств.

   Как представляли себе свой мир славяне  – язычники? Древние славяне считали Землю и Небо двумя живыми существами, более того – супружеской парой, чья любовь и породила все живое на свете. Бога Неба, Отца всего сущего звали Сварогом. Легенда рассказывает, что некогда Сварог установил первые законы, в частности, велел каждому мужчине иметь только одну жену, а женщине одного мужа. К Земле славяне относились с величайшей любовью. 10 мая справляли «именины Земли»: в этот день ее нельзя было беспокоить – пахать, вскапывать. Земля была свидетельницей торжественных клятв; при этом ее касались ладонью, а то вынимали кусок дерна и возлагали себе на голову, мистическим образом делая ложь невозможной: считалось, Земля не станет носить обманщика. И сейчас мы еще иногда требуем в качестве нерушимой клятвы: «Ешь землю!». Древние славяне считали Солнце, Молнию и Огонь – два небесных Пламени и одно земное – родными братьями, сыновьями Неба и Земли. Бога Солнца звали Даждьбогом. Славяне верили, что славный бог Солнца поможет им, где бы они не находились – в Дневном Мире или в Ночном. Солнце считали всевидящим оком, которое строго присматривает за нравственностью людей, за справедливым соблюдением законов. Бога грома и молнии звали Перун Сварожич. Давно замечено, как чист воздух и как легко дышится, когда отгремела гроза. Славяне по этому поводу говорили, что нечистая сила в страхе разбегается перед гневом Перуна, прячется в норы и долго еще не смеет высунуться наружу!  Если славянскому народу грозило несчастье, Перуну приносились жертвоприношения, в частности проливали жертвенную кровь от животных, но иногда была кровь и человеческая, что было чрезвычайно исключительным актом. Третьим братом Солнца и Молнии был Огонь Сварожич. Огонь прогонял прочь тьму, холод и хищных зверей. Во время трапезы Огонь угощали первым и лучшим кусочком. У славян было великое множество примет и поверий, связанных с Огнем. Например: русская сваха, явившаяся сватать невесту, непременно протягивала руки к печи, грея ладони, в какое бы время года это не происходило: тем самым она призывала Огонь себе в союзники, заручалась его поддержкой. Новобрачную молодой муж торжественно обводил трижды вокруг очага. А если в момент рождения ребенка Огонь неожиданно угасал, то в этом видели верный признак рождения будущего злодея и многое другое. Огонь был поистине центром того мира, в котором проходила вся жизнь человека, да и после смерти его тело нередко ожидал погребальный костер. Сжигали умерших в ладьях (лодьях), отправляя их души в небесное плавание, полагали, что, если тело сжечь,– душа быстрее поднимется на небо и там преставится каждая к своей звезде (отсюда – преставился).

   Для сжигания умерших и для приношения языческих жертв, в древности у славян существовали определённые места – алтари под открытым небом в виде треугольника, квадрата ила круга, которые именовались крада (ср. санскритская священная жертва в честь мёртвых), крадой назывался также горящий жертвенный костёр. "Крады и требища идольские",– писал Нестор - летописец. Было и божество, охранявшее алтарь, вероятно, оно называлось Крада (Кродо). Существовало поверье, что сожжённый уносится в рай-вырий (ирий, арий; отсюда древнее название арийцев) немедленно, на глазах любящих его близких.  Душа ассоциировалась с дыханием и дымом (о том, у кого прекратилось дыхание,  говорили: отдал Богу душу). Далее душу подхватывали жаворонки, первые птицы, прилетавшие весной из вырия-рая. День прилёта жаворонков – 9 марта –  считался днем поминовения предков и назывался Радуница. В период борьбы с языческими богами им приписывались худшие демонические черты; говоря современным языком, создавался образ врага, поэтому день поминовения умерших по славянским обычаям, вначале, в связи с насаждавшимся пасхальным календарём, был перенесён на 1 мая и считался бесовским, нечистым днём, вернее – ночью (Вальпургиева ночь). Но позже, незаметно славянский день поминовения умерших и  христианская Пасха сблизились.

   Наиболее  древние неперсонифицированные  боги славян – Род и Рожаницы.  Они были особо «ответственные» за процветание и приплод всего живого в природе, а также за преумножение рода людского, за брак и любовь между людьми. Рожаниц было две: Мать и Дочь – безликие Божества женского пола, помогавшие в различных женских заботах и работах, а также при рождении детей. Рожаница – Мать связывалась славянами с периодом летнего плодородия, когда созревает, тяжелеет, наливается урожай. Позже Род и Рожаницы стали выполнять больше функций, унифицировались в верховных богов и в разных племенах славян персонифицировались – получили имена собственные: Яровит, Световид, Ригевит, Макошь, Златая Баба, Дидилия, Зная и т. д.

   К древнеславянским обычаям относятся  поклонения упырям и берегиням. Берегини (наподобие греческих пенатов) хранили благополучие разных мест и видов природы, а также дом. Домовых духов тоже было множество: домовой, кутный бог, дед, спорыньи и спехи (духи, способствующие человеческим делам), дрема (домашнее мирное божество сна), баюнок (сказочник, песенник колыбельной), лень, отеть (крайняя степень лени), окоемы, прокураты, прокуды (плуты, неслухи, проказники), банник (дух бани), злыдни (украинское "бодай вас злыдни побылы!"), бесы, черти, шишиги (черти с торчащими шишом волосами), кикимора или шишимора (чертиха с торчащими шишом волосами, божество неспокойных снов и ночных явлений)".

   Берегинь  было много, они оберегали человека повсюду: дома, в лесу, в поле, на воде, оберегали посевы, скотные дворы и. т. д. Баба Яга - изначально древнее положительное божество славянского пантеона, хранительница рода и традиций, детей, а в период насаждения христианства превращена в злобного демона. Семаргл - священная крылатая собака, охраняющая семена и посевы и др. Стратим - мать всем птицам, старейшая и большая. Сирин - сладкозвучная птица, возрождающаяся из пепла Феникса. Чур - божество границ, он освящает и защищает право собственности "чур-мое". Стрибог - бог воздушных течений и стихий. Сварог - бог неба. Хорс - бог солнца. Ярило, Даждьбог, Световид -  присущие богу солнца. Коло - солнце-младенец, отсюда "коляда". Среча - ночная богиня. Белбог - хранитель, податель добра, удачи, справедливости, имя означает благо, то есть доброго бога. Перун - громовержец, бог западных славян. Велес и Тур - скотий бог, бог богатства. Триглава - богиня земли. Макошь - мать наполненных кошей, мать хорошего урожая (ее имя состоит из "ма" - мать и "кошь" - кошелка.). Ладо - богиня красоты, любви, любовных удовольствий и очарования. Лелио - маленький бог любви, подобный римскому Купидону. Лешие - лесные божества, подобные греческим Сатирам. Марцана - богиня жатвы. Ния - бог преисподней. Услад - бог пиршеств и развлечений. Похвист - божество бури. Чернобог - властитель темного царства, представитель тьмы. Мара (Мор) - настоящая богиня смерти в отличие от Кащея, власть которого недолговечна. Дидилия - богиня супружества и удачной беременности и т. д. 
 
 

   3. Возникновение религиозных праздников у славян.

   "Научные  знания о жизни и быте племен  и народов, населявших древние  земли Руси, весьма невелики. Известно, что наши далекие предки жили  отдельными племенами вдоль берегов  лесных и степных  рек Восточной Европы. Основными источниками их существования были   собирание  естественных  даров  природы, охота, бортничество (собирание меда диких пчел) и как дополнительный источник существования –  примитивное, мотыжное земледелие. Добывание пищи составляло в ту далекую пору главное содержание всей жизни человека. Несмотря на это, пищи не хватало, короткие периоды относительного изобилия в теплое время года сменялись длительным недоеданием, а часто и голодовками. Первобытные общины вынуждены были  совершать изнурительные переселения в поисках мест, богатых пищей. Когда созревали дикие плоды, после удачного лова рыбы или охоты, родственные племена отмечали эти радостные события тем, что сходились вместе, съедали  принесенную с собой пищу, устраивали пляски вокруг  костров, обменивались подарками и т. п. Поскольку такие события были неразрывно связаны с соответствующим временем года, то и празднование их постепенно закреплялось за этим временем года, превращаясь со  временем в традицию. Суровая зима была самым тяжелым периодом в жизни древних славян, поэтому они  особенно радостно отмечали приход весны. Так сложился цикл весенних праздников. В эти праздники и  праздничные обряды люди первоначально не вкладывали никакого религиозного содержания. Традиционные  народные торжества естественно возникли из производственных и бытовых условий жизни древних людей еще до возникновения религиозных верований.

   С развитием религиозных представлений  у древних  предков славян праздничные  обряды стали приобретать  колдовской, магический смысл. Совершая, например, охотничий танец, люди подражали охоте на зверей или  птиц, воспроизводили их движения, повадки. Во время  танца поражали копьями и стрелами фигурки или изображения животных, на которых предстояла охота. Люди были уверены, что, правильно совершив этот обряд, они обеспечат удачу в охоте. Древние славяне стали наделять сверхъестественными свойствами те силы и явления природы, от которых в ту пору в огромной мере зависело их существование. Люди начали приписывать магическую силу солнцу,  грому, дождю, рекам, начали верить в различных духов,  добрых и злых, стараясь почитанием и жертвоприношениями привлечь на свою сторону и тех и других.

   С развитием земледелия и переходом  к оседлому образу жизни произошли изменения быта древних славян и их религиозных верований. 
 
 

   4. Земледельческий религиозный культ древних славян.

   Практика  умилостивления духов и богов  жертвоприношением и поклонением привела к созданию довольно сложного религиозного культа. Отметим, что для дохристианской религии древних славян характерным являлось преобладание практики-магии и культа над мифологией. Эта практика  имела богатое оформление и подробно разработанный,  освященный ритуал. Мифология же была относительно отрывочной и бессистемной.

   Совершенно  очевидно, что народные праздники,  игравшие весьма заметную роль в жизни древнеславянских народов, не могли оказаться в стороне от формирования магических и религиозных обрядов. С развитием религиозного культа в первую очередь народные праздники все больше и больше наполнялись религиозным содержанием, а обряды принимали религиозный  характер.

   Главную роль в земледельческой религии  славян играли обряды и праздники, связанные  с различными периодами сельскохозяйственного производства. По своему характеру эти обряды носили преимущественно  магический характер и составляли целостный календарный цикл. Цикл этих обрядов и праздников начинался зимой, в то ее время, когда дни становятся заметно длиннее, когда "солнце поворачивает на лето". По верованиям земледельческих религий, это был момент рождения бога солнца. С этим периодом связывалось множество обрядов и праздников. Среди них были святки, праздники коляды с заключительным моментом этого цикла – масленицей,  содержавшей такие обряды, как зазывание, или призывание весны, проводы зимы (сожжение ее соломенного чучела) и т. д. Цель зимних праздников и обрядов заключалась в стремлении земледельцев обеспечить себе благоприятный хозяйственный год. Поэтому в хату к праздничному столу зазывали мороз, чтобы угостить его и таким образом обезопасить себя от прихода его весной, когда он может приморозить молодые побеги посевов. Приглашались также "ржа" (ржавчина) и "бель", портящие  колос.

Информация о работе Обряды и обычаи древних славян