Неклассическая наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2011 в 08:02, контрольная работа

Описание работы

Наука в ее современном понимании является принципиально новым фактором в истории человечества. Как своеобразная форма познания - специфический тип духовного производства и социальный институт - наука возникла в Европе, в Новое время, в XVI-XVII вв., в эпоху становления капиталистического способа производства и дифференциации (разделения) единого ранее знания на философию и науку. Она (сначала в форме естествознания) начинает развиваться относительно самостоятельно.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2


1.КЛАССИЧЕСКАЯ, НЕКЛАССИЧЕСКАЯ И

ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ 4


2.НЕКЛАССИЧЕСКАЯ НАУКА 6


ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

И ИССЛЕДОВАНИЙ 13

Работа содержит 1 файл

ГОТОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КСЕ.docx

— 31.09 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО  «НИЖНЕВАРТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ 

ГУМАНИТАРНЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет экономики и управления

Кафедра коммерции и менеджмента 
 
 

Контрольная работа

НЕКЛАССИЧЕСКАЯ  НАУКА 

Автор:

студент 2 курса, гр. К-21  (подпись, дата)   А.Р. Шангареева 
 

Специальность   «Коммерция (торговое дело)»

Специализация   «Коммерция в сфере информационных услуг»

Руководитель:

канд. фил. наук, доцент  (подпись, дата)   А.А. Матющенко 

                                              Нижневартовск, 2009

     ОГЛАВЛЕНИЕ 
 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                2 

1.КЛАССИЧЕСКАЯ, НЕКЛАССИЧЕСКАЯ И

    ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ                                                                  4 

2.НЕКЛАССИЧЕСКАЯ  НАУКА                 6 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                               12 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

И ИССЛЕДОВАНИЙ                                                                                        13 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Наука в ее современном понимании является принципиально новым фактором в  истории человечества. Как своеобразная форма познания - специфический тип  духовного производства и социальный институт - наука возникла в Европе, в Новое время, в XVI-XVII вв., в эпоху  становления капиталистического способа  производства и дифференциации (разделения) единого ранее знания на философию  и науку. Она (сначала в форме  естествознания) начинает развиваться  относительно самостоятельно.

     В античный и средневековый периоды  существовали лишь элементы, предпосылки, "кусочки" науки, но не сама наука. Причина такого положения, разумеется, коренится в тех реальных общественно-исторических, социокультурных факторах, которые  еще не создали объективных условий  для формирования собственно науки.

     Именно  в XVII в. произошло то, что дало основание  говорить о научной революции  — радикальной смене основных компонентов содержательной структуры  науки, выдвижении новых принципов  познания, категорий и методов.

     Социальным  стимулом развития науки стало растущее капиталистическое производство, которое  требовало новых природных ресурсов и машин. Развитие нового - буржуазного - общества порождает большие изменения  не только в экономике, политике и  социальных отношениях, оно сильно меняет и сознание людей. Важнейшим  фактором всех этих изменений оказывается  наука, и, прежде всего, экспериментально-математическое естествознание, которое как раз  в XVII в. переживает период своего становления. Постепенно складываются в самостоятельные  отрасли знания - астрономия, механика, физика, химия и другие частные  науки. Понятия "наука" и "естествознание" в этот период (и даже позднее) практически  отождествлялись, так как формирование обществознания (социальных, гуманитарных наук) по своим темпам происходило несколько медленнее.

     Отныне  основной задачей познания стало  не "опутывание противника аргументацией" (как у схоластов), а изучение - на основе реальных фактов - самой природы, объективной действительности.

     Тем самым, в отличие от традиционной (особенно схоластической) философии, становящаяся наука Нового времени  кардинально по-новому поставила  вопросы о специфике научного знания и своеобразии его формирования, о задачах познавательной деятельности и ее методах, о месте и роли науки в жизни общества, о необходимости  господства человека над природой на основе знания ее законов.

     В общественной жизни стали формироваться  новая мировоззренческая установка, новый образ мира и стиль мышления, которые по существу разрушили предшествующую, многими веками созданную картину  мироздания и привели к оформлению принципиально нового по сравнению  с античностью и средневековьем понимания мира. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. КЛАССИЧЕСКАЯ, НЕКЛАССИЧЕСКАЯ И ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ
 

     Исследователи, изучающие науку в целом, выделяют три формы исторического развития науки: классическую, неклассическую и постнеклассическую науку.

     Классической  наукой называют  науку  до  начала ХХ  в.,  имея  в  виду  научные  идеалы,  задачи  науки  и  понимание  научного метода,  характерные  для  науки  до начала  прошлого  века.  Это  прежде  всего  вера  многих  ученых  того  времени  в рациональное устройство окружающего мира и в  возможность точного причинно-следственного  описания  событий  в  материальном  мире.  Классическая  наука исследовала  две  господствующие  в природе  физические  силы:  силу  тяготения  и электромагнитную силу. Механическая, физическая и электромагнитная картины  мира,  а  также  концепция  энергии,  основанная  на  классической  термодинамике, являются типичными  обобщениями классической науки. Неклассическая наука —  это  наука  первой  половины  прошлого  века.  Теория  относительности  и квантовая  механика  являются  базовыми  теориями неклассической науки. В  этот период разрабатывается вероятностная  трактовка физических законов: абсолютно  точно  нельзя  предсказать  траекторию  движения  частиц  в  квантовых  системах микромира. Постнеклассическая наука (фр. post — после) — наука  конца ХХ в. и  начала XXI  в.  В  этот  период  уделяется  большое  внимание  исследованию сложных,  развивающихся  систем  живой  и  неживой  природы  на  основе нелинейных  моделей.  Классическая  наука  имела  дело  с  объектами,  поведение которых  можно  предсказать  в  любое  желаемое  время.  В  неклассической  науке появляются  новые  объекты  (объекты микромира),  прогноз  поведения  которых дается на основе вероятностных методов. Классическая наука также использовала статистические,  вероятностные  методы,  однако  она  объясняла  невозможность  предсказания,  например,  движения  частицы  в  броуновском  движении  большим количеством  взаимодействующих  частиц,  поведение  каждой  из  которых подчиняется законам классической механики.

     В  неклассической  науке  вероятностный  характер  прогноза  объясняет  вероятностной природой самих объектов исследования (корпускулярно-волновой природой объектов микромира).

     Постнеклассическая  наука имеет дело с объектами, прогноз поведения которых с  некоторого момента  становится невозможным,  т.  е.  в  этот момент происходит действие  случайного  фактора.  Такие  объекты  обнаружены  физикой,  химией, астрономией и биологией.

     Нобелевский  лауреат  по  химии  И.  Пригожин (1917—2003)  справедливо отмечал, что  западная наука развивалась не только как интеллектуальная игра или ответ  на  запросы  практики,  но  и  как  страстный  поиск  истины.  Этот  трудный поиск  находил  свое  выражение  в  попытках  ученых  разных  веков  создать  естественнонаучную картину мира.1 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. НЕКЛАССИЧЕСКАЯ  НАУКА
 

     Подрыву классических представлений в естествознании способствовали некоторые идеи, которые  зародились еще в середине XIX века, когда классическая наука находилась в зените славы. Среди этих первых неклассических идей, в первую очередь, следует отметить эволюционную теорию Ч. Дарвина. Как известно, в соответствии с этой теорией биологические  процессы в природе протекают  сложным, необратимым, зигзагообразным  путем, который на индивидуальном уровне совершенно непредсказуем. Явно не вписывались  в рамки классического детерминизма и первые попытки Дж. Максвелла  и Л. Больцмана применить вероятностно-статистические методы к исследованию тепловых явлений. Г. Лоренц, А. Пуанкаре и Г. Минковский еще в конце XIX века начали развивать  идеи релятивизма, подвергая критике  устоявшиеся представления об абсолютном характере пространства и времени. Эти и другие революционные с  точки зрения классической науки  идеи привели в самом начале XX века к кризису естествознания, коренной переоценке ценностей, доставшихся  от классического наследия.

     Научная революция, ознаменовавшая переход  к неклассическому этапу в  истории естествознания, в первую очередь, связана с именами двух великих ученых XX века - М. Планком  и А. Эйнштейном. Первый ввел в науку  представление о квантах электромагнитного  поля, но по истине революционный переворот  в физической картине мира совершил великий физик-теоретик А. Эйнштейн (1879-1955), создавший специальную (1905) и  общую (1916) теорию относительности.2

     В механике Ньютона существуют две абсолютные величины - пространство и время. Пространство неизменно и не связано с материей. Время - абсолютно и никак не связано ни с пространством, ни с материей. Эйнштейн отвергает эти положения, считая, что пространство и время органически связаны с материей и между собой. Тем самым задачей теории относительности становится определение законов четырехмерного пространства, где четвертая координата - время. Эйнштейн, приступая к разработке своей теории, принял в качестве исходных два положения: скорость света в вакууме неизменна и одинакова во всех системах, движущихся прямолинейно и равномерно друг относительно друга, и для всех инерциальных систем все законы природы одинаковы, а понятие абсолютной скорости теряет значение, так как нет возможности ее обнаружить.

     Кроме того, он построил математическую теорию броуновского движения, разработал квантовую  концепцию света, а за открытие фотоэффекта  в 1921г. ему была присуждена Нобелевская  премия, дал физическое истолкование геометрии Н. Н. Лобачевского (1792-1856).

     Буквально в течение первой четверти века был  полностью перестроен весь фундамент  естествознания, который в целом  остается достаточно прочным и в  настоящее время.

     Что же принципиально нового в понимании  природы принесло с собой неклассическое естествознание?

     1. Прежде всего, следует иметь  в виду, что решающие шаги в  становлении новых представлений  были сделаны в области атомной  и субатомной физики, где человек  попал в совершенно новую познавательную  ситуацию. Те понятия (положение  в пространстве, скорость, сила, траектория  движения и т.п.), которые с успехом  работали при объяснении поведения  макроскопических природных тел,  оказались неадекватными и, следовательно,  непригодными для отображения  явлений микромира. И причина  этого заключалась в том, что  исследователь непосредственно  имел дело не с микрообъектами  самими по себе, как он к  этому привык в рамках представлений  классической науки, а лишь  с "проекциями" микрообъектов  на макроскопические "приборы". В связи с этим в теоретический  аппарат естествознания были введены понятия, которые не являются наблюдаемыми в эксперименте величинами, а лишь позволяют определить вероятность того, что соответствующие наблюдаемые величины будут иметь те или иные значения в тех или иных ситуациях. Более того, эти ненаблюдаемые теоретические объекты (например, y - функция Шредингера в квантовой механике или кварки в современной теории адронов) становятся ядром естественнонаучных представлений, именно для них записываются базовые соотношения теории.

     2. Второй особенностью неклассического  естествознания является преобладание  же упомянутого вероятностно-статистического  подхода к природным явлениям  и объектам, что фактически означает  отказ от концепции детерминизма. Переход к статистическому описанию  движения индивидуальных микрообъектов  было, наверное, самым драматичным  моментом в истории науки, ибо  даже основоположники новой физики  так и не смогли смириться  с онтологической природой такого  описания ("Бог не играет в  кости", - говорил А. Эйнштейн3), считая его лишь временным, промежуточным этапом естествознания.

Информация о работе Неклассическая наука