Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 16:21, контрольная работа
Цель – изучить науку и религию, узнать могут ли они сосуществовать вместе.
Задачи:
Дать понятие «наука» и «религия»
Рассмотреть мировоззрение науки и религии
Изучить сходства и различия науки и религии
Введение………………………………………………………………………………3
1. Сосуществование науки или религии……………………………………………4
2. Мировоззрение в науке и религии ……………………………………………...13
3.Сходства и различия науки и культуры…………………………………………16
Заключение………………………………………………………………………….20
Список использованной литературы………………………………………………22
И что особенно знаменательно - к такого рода элементам принадлежали зачастую самые глубокие и фундаментальные принципы данного научного построения. Наличие такого рода элементов воспринималось обычно как просто результат несовершенства знания данного периода. В соответствии с такими мнениями в истории науки неоднократно предпринимались и до сих пор предпринимаются энергичные попытки полностью устранить из науки такого рода элементы. Однако эти попытки не привели к успеху.
В
настоящее время можно считать
доказанной несводимость знания к идеалу
абсолютной строгости. К выводу о
невозможности полностью
Оказывается, безусловного критерия, с помощью которого можно было бы окончательно определить, соответствует ли данная теория (картина) объективной реальности, не существует. Главным и самым надежным всегда считается критерий практики. Но даже и он часто оказывается совершенно недостаточным. Известный философ и физик Ф. Франк по этому поводу остроумно замечает: “Наука похожа на детективный рассказ. Все факты подтверждают определенную гипотезу, но правильной оказывается, в конце концов, совершенно другая гипотеза". Особенно трудно бывает решить данный вопрос, когда сразу несколько теорий одинаково хорошо объясняют данное явление. “Естественно пишет один отечественный автор что эмпирический критерий здесь не срабатывает, поскольку надо выбирать одну из числа нескольких гипотез, эквивалентных в плане совпадения с эмпирией, иначе выбор не представлял бы труда.
Так возникает необходимость во вторичных критериях”. Этих вторичных, или дополнительных критериев много, и все они еще более условны, чем эмпирический критерий. Назовем в качестве иллюстрации некоторые.
1. Критерий экономии и простоты (И. Ньютон, Э. Мах). Теория та истинна, которая проста для работы, для понимания, экономит время.
2.
Критерий красоты (А. Пуанкаре,
П.А. Дирак). Красота математического
аппарата, лежащего в основе физической
теории свидетель ее
3. Критерий здравого смысла.
4. Критерий “безумия", т.е. несоответствия здравому смыслу. Академик Г. Наан об этом пишет: “ Что такое здравый смысл? Это воплощение опыта и предрассудков своего времени. Он является ненадежным советчиком там, где мы сталкиваемся с совершенно новой ситуацией.
Любое достаточно серьезное научное открытие, начиная с открытия шарообразности Земли, противоречило здравому смыслу своего времени".
5.
Критерий предсказательности - способность
теории предсказывать новые
2. Мировоззрение в науке и религии
Вопрос о науке и религии включает в себя и принципиальную методологическую проблему. Поскольку религия - это мировоззрение, то естественно, сопоставлять ее можно только с мировоззрением. Является ли наука таковым? Что представляет собой т. н. научное мировоззрение, столь часто противопоставляемое религии? изменяющихся и потому никогда не могущих дать полного и законченного представления о мире в целом. Академик Г. Наан справедливо говорит: “На любом уровне развития цивилизации наши знания будут представлять лишь конечный островок в бесконечном океане непознанного, неизвестного, неизведанного". Другой современный ученый В. Казютинский рисует такую картину науки: “Объектом познания в науках о природе являются всегда лишь стороны, аспекты, фрагменты неисчерпаемого материального мира, выделяемые субъектом в процессе общественно-исторической практики. Правда, объект исследования естествознания в целом и каждой из естественных наук в частности все более расширяется, а наши знания о природе становятся все более адекватными ей, тем не менее, в каждый данный момент естествознание имеет дело лишь с отдельными аспектами той части объективной реальности, которая выделена имеющимися в данный момент эмпирическими и теоретическими средствами.
Космология в этом отношении не занимает какого-либо особого положения среди других естественных наук - “вся материя" (материальный мир как целое) не является сейчас и никогда не станет ее объектом". Но если даже вся материя, не говоря о мире духовном, не является сейчас и никогда не станет объектом исследования естествознания, то возможно ли научное мировоззрение? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо обратиться к тому, что представляет собой мировоззрение?
Мировоззрение - это совокупность взглядов на самые основные вопросы бытия в целом и человека (сущность бытия, смысл жизни, понимание добра и зла, существование Бога, души, вечности). Оно не зависит от степени образования, уровня культуры и способностей человека. Поэтому и ученый, и необразованный могут иметь одно и то же мировоззрение, а люди равного образовательного уровня - прямо противоположные убеждения. Мировоззрение всегда предстает в виде или религии, или философии,
Наука по самой сути своей является системой развивающихся знаний о мире, то есть непрерывно но не науки. “Вообще структура религиозного учения утверждают религиоведы не очень отличается от структуры философской системы, ибо религия, как и философия, стремится дать целостную картину мира, целостную систему ориентации личности, целостное мировоззрение". П. Копнин писал: “Философия по своему предмету и целям отличается от науки и составляет особую форму человеческого сознания, не сводимую ни к какой другой.
Философия
как форма сознания создает мировоззрение,
необходимое человечеству для всей
его практической и теоретической
деятельности. Ближе всего по общественной
функции к философии стоит религия,
которая тоже возникла как определенная
форма мировоззрения. Поэтому наука одна
не может ее заменить. Мировоззрение не
покрывается ни какой-то одной наукой,
ни их совокупностью". Поэтому, если
говорить о собственно научном мировоззрении,
то таковое понятие нужно признать условным,
используемым только в самом узком, специфическом
смысле этого слова - как совокупность
научных взглядов на материальный мир,
его устройство, его законы. Мировоззрением
же наука не может быть, поскольку: а) вопросы
чисто мировоззренческие входят в компетенцию
исключительно философии и религии и к
области естествознания не относятся;
б) наука непрерывно изменяется, что противоречит
самому понятию мировоззрения, как чему-то
законченному, вполне определенному, постоянному;
в) как совершенно справедливо замечает
В. Казютинский, “в естествознании нет
теорий “материалистических" и “идеалистических”,
а лишь вероятные и достоверные, истинные
и ложные". Научными или антинаучными
могут быть представления (знания) человека
о явлениях этого мира, но не его мировоззрение
как таковое (религиозное, атеистическое
и т.д.). Наука и мировоззрение это два различных,
несводимых друг к другу понятия и потому
противостоять друг другу они не могут.
Но если даже поверить в безграничность
научного познания, и в способность науки
разрешить когда-то все вопросы духа и
материи и достичь уровня мировоззрения,
то и в таком случае мыслящий человек не
может ждать этого гипотетического будущего.
Жизнь дается только один раз, и потому
человеку, чтобы знать, как жить, чем руководствоваться,
каким идеалам служить, необходим сейчас
ответ на главнейшие для него вопросы:
кто я? каков смысл моего существования?
имеется ли смысл в бытии человечества,
мира? есть ли вечная жизнь? Кварки, черные
дыры и ДНК на эти вопросы не отвечают
и ответить не могут.
3. Сходства и различия науки и религии
Наука не может и не должна заниматься доказательством существования души, Бога, и т.п. И вот почему: Во-первых, наука и религия просто несопоставимы, как километр и килограмм. Каждая из них занимается своей стороной жизни человека и мира.
Эти сферы могут соприкасаться, пересекаться, но не опровергать одна другую. И “беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник". Во-вторых, в силу выше указанных причин, наука никогда не сможет сказать: “Бога нет”. Напротив, углубленное познание мира естественно обращает мысль человека-ученого к признанию высшего Разума-Бога источником нашего бытия. И в силу этого наука все более становится союзницей религии.
Об этом свидетельствует христианское убеждение очень многих современных ученых. Не случайно, один из крупнейших представителей “научного" атеизма Шахнович, возмущаясь религиозностью выдающихся западных ученых, писал в пылу полемики: “Многие буржуазные ученые говорят о “союзе” науки и религии. М. Борн, М. Планк, В. Гейзенберг, К.Ф. фон-Вейцзекер, П. Иордан и другие известные физики неоднократно объявляли, что наука будто бы не противоречит религии". Шахнович пишет о некоторых современных ученых. Но общеизвестен факт, что подавляющее число ученых всегда стояло за этот союз. М. Ломоносову принадлежат замечательные слова: “Создатель дал роду человеческому две книги писал он Первая - видимый мир Вторая книга - Священное Писание Обе обще удостоверяют нас не токмо в бытии Божием, но и в несказанных нам Его благодеяниях. Грех всевать между ними плевелы и раздоры”. Наука и религия “в распрю прийти не могут разве кто из некоторого тщеславия и показания своего мудрования на них вражду восклеплет". Но, может быть, религиозное мировоззрение противостоит науке, знанию, прогрессу? Исходя из широкого понимания науки, правомерно говорить о религии как об одной из форм “духовного производства” человека. Имея свои постулаты (бытие Бога, бессмертие души), особый метод познания (духовно-нравственное совершенствование личности), свои критерии в различении истины от заблуждения (соответствие индивидуального духовного опыта единству опыта святых, как компетентнейших “инженеров” душ человеческих), свою цель (познание Бога и достижение вечной в Нем жизни - обожение) религия структурно оказывается не отличающейся от естественных наук. Особенно существенное сходство ее с эмпирическими науками наблюдается в необходимости правильного опыта для получения достоверного знания в процессе познания. Не случайно, “академики” Православной Церкви - великие святые, правильную (праведную) религиозную жизнь называли “наукой из наук”. Однако религия как опытная наука (“религия-наука”) представляет собой в то же время замечательное исключение в ряду всех эмпирических наук: религия-наука в отличие от естествознания является мировоззрением в полном смысле этого слова.
И
вот почему. Если естествознание не
может служить базой для