Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 18:31, реферат
Историческими примерами научной революции могут служить переход от средневековых представлений о Космосе к механистической картине мира на основе математической физики 16—18 вв., переход к эволюционной теории происхождения и развития биологических видов, возникновение электродинамической картины мира (19 в.), создание квантово-релятивистской физики в начале 20 в. и др.
Введение……………………………………………………….……………..3
1.Характеристика основных научных революций…..4
2. Первая научная революция………………………………….6
3. Вторая научная революция……………………..…………..8
4. Третья научная революция…………………………….. 10
5. Четвертая научная революция…………………………13
Заключение……………………………………………………….18
Список использованных источников………………..19
Оглавление:
Введение……………………………………………………….
1.Характеристика основных научных революций…..4
2. Первая научная революция………………
3. Вторая научная революция………………
4. Третья научная революция………………
5. Четвертая научная революция………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников………………..19
Введение
Радикальное изменение процесса
и содержания научного познания, связанное
с переходом к новым
Наука — это многогранное и вместе с тем целостное образование, отдельные компоненты которого, в том числе естественные и гуманитарные науки, в своих глубинных мировоззренческих и методологических основаниях теснейшим образом связаны между собой. Вся история познания свидетельствует о наличии мощных токов знаний, идей, образов, представлений от естественных наук к гуманитарным и от гуманитарных к естественным, о взаимодействии между науками о природе и науками об обществе и человеке. Особенно важную роль это взаимодействие играло в периоды научных революций, — глубинных преобразований способов познания, принципов и методов научной деятельности. Для развития науки характерны противостояние различных направлений. Новые идеи и теории утверждаются в напряженной борьбе. М.Планк сказал по этому поводу: «Обычно новые научные истины побеждают не так, что их противников убеждают и они признают свою неправоту, а большей частью так, что противники эти постепенно вымирают, а подрастающее поколение усваивают истину сразу».
Жизнь в науке - это постоянная борьба различных мнений, направлений, борьба за признание идей.
1. Развитие науки
Понятия «наука», «отдельная
отрасль науки», «отдельная наука»
достаточно общие и абстрактные.
Конкретный анализ исторического развития
и функционирования научного познания
предполагает введение понятия способа
познания. Способ познания — это
исторически определенная и целостная
система (эмпирических и теоретических)
средств исследовательской
История каждой отдельной науки (физики, астрономии, биологии и т.п.) может быть представлена как история формирования, эволюционного развития и революционной смены ее конкретно-исторических способов познания.
В истории естествознания
четко выделяются эволюционные и
революционные периоды
Революции в естествознании связаны с изменениями способов познания. Научная революция — это закономерный и периодически повторяющийся в истории науки процесс качественного перехода от одного способа познания к другому, отражающему более глубинные связи и отношения природы. В ходе научной революции происходит выделение качественно нового типа объектов, резко изменяется система методологических установок познания, идеалов познания, критериев оценки результатов познания, критикуются старые и утверждаются новые ценности познания. Научная революция имеет свою структуру, основные этапы развития.
Первый этап научной революции — формирование непосредственных предпосылок (эмпирических, теоретических, ценностных) нового способа познания в недрах старого. Оно осуществляется в русле образования и попыток разрешения некоторой проблемной ситуации в науке. Такая проблемная ситуация развивается от осознания потребности в новом способе познания до формирования идеи о содержании его основания.
Второй этап нацелен на непосредственное развитие оснований нового способа познания. Он начинается с выдвижения идеи (т.е. с того, чем заканчивается первый этап), продолжается ее развитием вплоть до формулирования принципов фундаментальной теории и завершается выработкой методологических установок познания.
Третий этап научной революции — утверждение качественно нового способа познания. При этом старый, исходный способ познания превращается в подчиненный момент нового способа познания. В реальной практике научного познания на данном этапе осуществляются проверка, применение, подтверждение новой фундаментальной теории, уточнение ее соответствия предшествующему теоретическому знанию и данным нового эмпирического базиса, а также новым методологическим установкам познания.
Этапом утверждения оснований нового способа познания, превращения его в устойчивую стабильную целостность завершается период научной революции и начинается период эволюционного развития науки.
В эволюционный период развития
наука опирается на сложившийся
в ходе научной революции новый
способ познания (парадигму, фундаментальную
теорию), основания которого принимаются
учеными без существенной критики
как новый и действенный
2. Первая научная революция
XVII — первая половина XVIII
века — становление
Основным достижением физических исследований XVII в., подводящим итог развитию опытного естествознания и окончательно сокрушившим аристотелевскую физическую парадигму, явилось завершение создания общей системы механики, которая была в состоянии дать объяснение движению небесных светил на основе явлений, наблюдаемых на Земле.
И в эпоху античности, и
в XVII веке признавалась важность изучения
движения небесных светил. Но если для
древних греков данная проблема имела
больше философское значение, то для
XVII века, преобладающим был аспект
практический. Развитие мореплавания
обусловливало необходимость
По сути своей это была
задача определения абсолютного
времени, дававшего при сравнении
с местным временем интервал, который
и можно было перевести в долготу.
Определить это время можно было
с помощью наблюдения движений Луны
среди звезд, то есть часов, «закрепленных
на небе», а также с помощью
точных часов, поставленных по абсолютному
времени и находящихся у
На рубеже XVII в. и в его первой половине развертывается деятельность Г. Галилея – одного из основателей современного естествознания Ему принадлежат доказательство вращения Земли, открытие принципа относительности движения и закона инерции, законов падения тел и их движения по наклонной плоскости, законов сложения движений и поведения математического маятника. Он же изобрел телескоп и с его помощью исследовал ландшафт Луны, обнаружил спутники Юпитера, пятна на Солнце и фазы Венеры.
В процессе развития галилеевской механики Ньютон вводит понятие «состояние системы». Первоначально оно было использовано для простейших механических систем. (В дальнейшем понятие состояния обнаружило свою фундаментальную роль и стало применяться в других физических концепциях в качестве одного из основных.) Состояние механической системы в классической механике полностью определяется импульсами и координатами всех тел, образующих данную систему. Если известны координаты и импульсы в данный момент времени, то можно однозначно установить значения координат и импульсов в любой последующий момент времени, а также вычислить значения других механических величин - энергии, момента количества движения и т. д.
Для утверждения своей концепции Ньютону было необходимо разрушить старую, аристотелевскую картину мира. Вместо сфер, которые управлялись перводвигателем, он ввел механизм, действующий на основе естественного закона, не требовавшего постоянного использования силы и допускавшего божественное вмешательство лишь для своего создания и приведения в движение. Это был компромисс науки и религии. С представлением, в соответствии с которым для поддержания движения нужна сила, было покончено. Место статистического представления мира заняло динамическое его представление. Уступки религии в вопросе о первотолчке были, однако, связаны не только с социальными причинами, обусловливающими компромисс науки и религии, но и с характером его понимания природы, которую он считал неэволюционирующей, инертной, косной субстанцией.
Поскольку вечные законы природы
дают возможность объяснять только
повторяемость неизменных, неэволюционирующих
тел, то первый толчок был в такой картине
мира просто необходим. Ньютон, как и Аристотель,
понимали физику как общую теорию природы.
Но если Ньютон теорию природы строил
на математических и экспериментальных
началах, то Аристотель исключал их из
сферы познания. Экспериментально-
Научная революция XVII века привела к становлению классического естествознания, основные методологические установки которого были выражены следующим образом:
Объективность и предметность
научного знания объявлялась возможной
только при исключении из описания
и объяснения всего, что относилось
к субъекту и процедурам познания.
Это означало возможность проведения
как абсолютно «чистого»
Как следствие предполагалось возможным определить вытекающие из опыта онтологические принципы и построение истинной картины природы.
Процедура объяснения сводилась к поиску механистических причин и субстанций - носителей сил.
Механистическая картина
природы рассматривалась как
тождественная физической картине
реальности, которая, в свою очередь,
рассматривалась как
Объекты рассматривались
как простые механические системы,
действующие в соответствии с
детерминистическими
3. Вторая научная революция
Конец XVIII — первая половина XIX века, переход естествознания в дисциплинарно организованную науку. Основные характеристики: механическая картина мира перестает быть общенаучной, формируются биологические, химические и другие картины реальности, не сводимые к механической картине мира; объект понимается в соответствии с научной дисциплиной не только в понятиях механики, но и таких, как «вещь», «состояние», «процесс», предполагающих развитие и изменение объекта; субъект должен быть элиминирован из результатов познания; возникает проблема разнообразия методов, единства и синтеза знаний, классификации наук; сохраняются общие познавательные установки классической науки, ее стиля мышления.
С конца XVIII века до начала XIX
в. можно констатировать второй революционный
процесс в естествознании, который
как бы логически завершает
Статичность объяснительных схем классического естествознания разрушается, благодаря эволюционным идеям, пришедшим из области биологии, геологии, палеонтологии.
Механистическая картина
природы перестаёт
На основе соотношения разных методов, синтеза знаний, дальнейшей дифференциации научного знания формируются и развиваются разные направления классического естествознания и их стиль мышления.
Результатом развития классической механики явилось создание единой механистической картины мира. В её рамках все качественное многообразие мира объяснялось различиями в движении тел, подчиняющимся законам ньютоновской механики. Согласно механистической картине мира, если физическое явление мира можно было объяснить на основе законов механики, то такое объяснение признавалось научным. Механика Ньютона, таким образом, стала основой механистической картины мира, господствовавшей вплоть до научной революции на рубеже XIX и XX столетий.
Механика Ньютона, в отличие
от прежних механических концепций,
решала любую задачу, связанную с
движением в любой точке
Установив динамический взгляд
на мир вместо традиционного статического
взгляда, Ньютон свою динамику сделал
основой теоретической физики. Хотя
Ньютон проявлял осторожность в механических
истолкованиях природных