Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 14:59, контрольная работа
Теория познания есть общая теория, уясняющая саму природу познавательной деятельности человека, в какой бы области науки, искусства или житейской практики она ни осуществлялась. Теория познания развивалась вместе с философией на протяжении всей ее всемирной истории.
Введение 3
1. Теория как высшая форма организации научного знания 4
2. Принципы «верификации» и «фальсификации» 6
3. Проблемы границ научного метода и научности 8
Заключение 11
Список литературы 13
На фоне такого рода рассуждений квантовая механика, о которой так много теперь известно, должна показаться совсем простой наукой. В самом деле, об атоме водорода мы знаем так много, что можем предсказать все его наблюдаемые свойства. Значительно труднее, но все-таки можно рассчитать свойства молекулы водорода. Но уже свойства молекул белка мы предсказать не в состоянии. Белков не так уж много, однако из них построен каждый человек во всей его неповторимости.
Все грандиозное здание науки, веками возводимое человечеством, основано на триедином утверждении:
Только
в том случае, когда свойства мира
удовлетворяют этим условиям, возможно
получение при помощи науки практических
результатов. Только тогда имеет
смысл порождение новых научных
гипотез, их проверка на практике и
использование их результатов. Таким
образом, от выполнения этих условий
зависит ответ на один из основных
вопросов философии - познаваем ли мир.
Сегодня наука является оптимальным
способом познания мира. Необходимо, однако,
подчеркнуть, что справедливость этого
утверждения исходит из экспериментальных
данных, поэтому оно верно с
большой, но не стопроцентной вероятностью.
Тем более, нет никаких гарантий,
что ситуация не изменится завтра.
Заключение
научность сциентизм
Бесспорные успехи научного познания привели к распространению в общественном сознании неоправданно завышенных оценок возможностей науки, культа научного познания. Для многих людей нашего времени наука стала играть роль религии, способность дать окончательные ответы на все коренные проблемы устройства мира и человеческого бытия. Вместе с тем, отчетливо выявившиеся в наше время антигуманные последствия научно- технической цивилизации порождают и активную оппозицию культа научной рациональности. Наука нередко объявляется ответственной за все пороки и грехи современной цивилизации
Существуют две противоположные позиции по оценке роли науки – сциентизм и антисциентизм. Первые абсолютизируют науку, отождествляя ее с математическим и техническим знанием, принижают или вовсе отрицают социальные науки. Вторые считают, что наука не способна обеспечить социальный прогресс, она – враг человека, последствия ее применения катастрофичны (например, создание атомной бомбы).
Обе позиции содержат и рациональные моменты, и ошибочные. Поэтому очень важно четкое представление о специфике науки и научного познания, их возможностях и границах.
Принцип фальсификации Поппера имеет широкое и принципиальное значение. Принцип фальсификации – это не способ эмпирической проверки, а определенная установка науки на критический анализ содержания научного знания, на постоянную необходимость критического пересмотра всех его достижений. Таким образом, Поппер утверждает взгляд на науку как на постоянный динамический процесс, в котором непрерывно происходят какие-то изменения. Причем, развитие научного познания, по Попперу, не следует представлять как прогрессивный, «кумулятивный» процесс, т.е. процесс добавления, накопления новых истинных знаний. Научные теории независимы друг от друга. Они в своем развитии не дополняют, а развивают друг друга. В науке постоянно проходит процесс перестроек теории. Существенный вклад в разработку идей критического рационализма внес профессор Т. Кун. Он считает, что не следует представлять науку как собрание истинных и ложных идей, высказываний, теорий, развивающихся по своим собственным законам – законам познания. В науке действует человек-ученый как субъект научной деятельности. При этом Кун подчеркивал, что научное познание осуществляется не учеными-одиночками, а сообществом ученых-профессионалов, действующих по неписаным правилам, которые регулируют их взаимоотношения друг с другом и обществом, в целом.
Таким образом, Кун исходит из представления о науке как социальном институте, в котором действует определенные социальные группы и организации. Однако главным, объединяющим началом сообщества ученых, с точки зрения Куна, являются не нормы профессиональной этики, а единый стиль мышления, признание данным сообществом определенных фундаментальных теорий и методов исследования. Эти положения, объединяющие сообщество ученых, Кун назвал парадигмой.
Итак, для Поппера наука – это перманентная революция, постоянный критический пересмотр знаний, для Куна – это смена парадигм, периодические скачкообразные изменения в стиле мышления и методике научного исследования.
В наше время нетрудно впасть в ошибку, отождествляя познание вообще с познанием только научным и отбрасывая все остальные виды знания.
Если
постоянно указывать на опасности
и беды, которые несут теософия,
оккультизм, астрология, то от этого
ничего не выиграют ни наука, ни культура,
ни общество в целом. Нужно стремиться
к диалогу между всеми формами
культуры, всеми способами освоения
человеком мира, изучая особенности
и возможности каждого из них.
Литература
1. Концепции
современного естествознания. Под
ред. Лавриненко В.Н. и
2. Рассел Б. Человеческое познание. - Киев, 1997.
3. Кочергин А.Н.
Методы и формы научного
4. Петров Ю.А. Логика и методология научного познания. - М., 1982.
5. Петров Ю.А. Теория познания. - М.,1988.
6. Поппер К.
Логика и рост научного знания.
- М.,1989.
Размещено на