Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 14:59, контрольная работа
Теория познания есть общая теория, уясняющая саму природу познавательной деятельности человека, в какой бы области науки, искусства или житейской практики она ни осуществлялась. Теория познания развивалась вместе с философией на протяжении всей ее всемирной истории.
Введение 3
1. Теория как высшая форма организации научного знания 4
2. Принципы «верификации» и «фальсификации» 6
3. Проблемы границ научного метода и научности 8
Заключение 11
Список литературы 13
Филиал
Государственного образовательного учреждения
высшего профессионального
Контрольная работа
По дисциплине «Концепции современного естествознания»
На тему:
Критерии и нормы научности
Выполнила: Воробьева Ольга Владимировна
Студентка: бакалавра экономики
Специальность: финансы и кредит
Преподователь:
Калуга 2011
Оглавление
Введение 3
1. Теория как высшая форма организации научного знания 4
2. Принципы «верификации» и «фальсификации» 6
3. Проблемы границ научного метода и научности 8
Заключение 11
Список литературы 13
Введение
Процесс научного познания носит по самой своей сущности творческий характер. Законы, управляющие процессами природы, общества и человеческого бытия, не просто вписаны в наши непосредственные впечатления, они составляют бесконечно разнообразный мир, подлежащий исследованию, открытию и осмыслению. Этот познавательный процесс, включает в себя и интуицию, и догадку, и вымысел, и здравый смысл.
Человечество
всегда стремилось к приобретению новых
знаний. Овладение тайнами бытия
есть выражение высших устремлений
творческой активности разума, составляющего
гордость человечества. За тысячелетия
своего развития оно прошло длительный
и тернистый путь познания от примитивного
и ограниченного ко все более
глубокому и всестороннему
Теория
познания есть общая теория, уясняющая
саму природу познавательной деятельности
человека, в какой бы области науки,
искусства или житейской
1. Теория как высшая форма организации
научного знания
Научное
знание включает в себя два основных
взаимосвязанных, но качественно различных
уровня – эмпирический и теоретический.
Каждый из них выполняет определенные
функции и располагает
К числу основных компонентов теоретического уровня знания относятся проблема, гипотеза и теория. Наиболее развитой формой научного знания является теория – знание, дающее целостное отображение закономерных и существенных связей в определенной области действительности. Теория строится для целей объяснения объективной реальности. Главная задача теории заключается в том, чтобы описать, систематизировать и объяснить все множество данных эмпирического уровня. При этом следует иметь в виду, что теория описывает непосредственно не окружающую действительность, а идеальные объекты, которые в отличие от реальных характеризуются не бесконечным, а вполне определенным количеством свойств. Так механика описывает не реальные процессы, с которыми человек имеет дело в действительности, а процессы, относящиеся к идеальным объектам, например материальным точкам, которые описываются очень небольшим количеством свойств, а именно массой и возможностью находится в пространстве и во времени.
Теоретический уровень обычно расчленяется на две составляющие – фундаментальные теории и теории, описывающие конкретную область реальности, базируясь на этих фундаментальных теориях.
Роль теории в науке, в частности в естествознании, определяется тем, что здесь объект умственно контролируется, поэтому, вообще говоря, теоретический объект можно описать как угодно детально и получить в принципе как угодно далекие следствия из теоретических представлений. Сила теории состоит в том, что она может развиваться без прямого контакта с действительностью, но при условии, что исходные принципы соотносятся с действительностью.
Научная
теория – это развивающаяся система
знания (включающая и элементы заблуждения),
которая имеет сложную
Любая теория выполняет большое количество функций. Основные из них: синтетическая - объединяет отдельные научные знания в единую систему; объяснительная – выявляет причинные и иные связи конкретного явления, его существенные характеристики, законы его происхождения и развития; методологическая – отвечает за разработку на базе теории разнообразных методов, способов и приемов исследовательской деятельности; предсказательная или функция предвидения – формулирует представления о неизвестных ранее фактах, объектах и их свойствах или о тех, о существовании которых известно, но они пока еще не выявлены; практическая – заключается в стремлении теории быть воплощенной в практику, стать инструментом изменения действительности.
Теории строятся различными способами:
Научная теория развивается под воздействием различных стимулов, которые могут быть внешними и внутренними. Внешние стимулы представляют собой обнаруженные в составе теории нерешенные задачи, противоречия и т.п. Как те, так и другие приводят к развитию теории в 3х основных формах:
1.
Интенсификационная форма
2.
Экстенсификационная форма
3.
Экстенсификационно - интенсификационная
(комбинированная) форма
В
развитии теории могут быть выделены
два относительно самостоятельных
этапа: эволюционный, когда теория сохраняет
свою качественную определенность, и
революционный, когда осуществляется
ломка ее основных исходных начал, компонентов,
математического аппарата и методологии.
По существу такой скачек в развитии
теории есть создание новой теории.
Совершается он тогда, когда возможности
старой теории исчерпаны.
2.
Принципы «верификации» и «фальсификации»
Критерием научного статуса теории является ее проверяемость и принципиальная опровергаемость.
Известно
несколько критериев
Верификационная концепция научного знания сразу же после появления была подвергнута критике. Суть критических положений сводилась к утверждениям о том, что наука не может развиваться только на основе опыта, так как предполагает получение и таких результатов, которые несводимы к опыту и напрямую из него невыводимы. В науке существуют высказывания о фактах прошлого, формулировки общих законов, которые не могут быть проверены с помощью критерия верификации. Кроме того, сам принцип верифицируемости неверифицируем, т.е. его следует отнести к разряду бессмысленных, подлежащих исключению из системы научных высказываний.
Карл Поппер в своей концепции критического рационализма предложил иной критерий отграничения научного знания от ненаучного – фальсификацию.
Теоретическая позиция критического рационализма складывалась в полемике с неопозитивизмом. Так, К. Поппер утверждал, что научное отношение – это прежде всего критическое отношение. Испытание гипотезы на научность должно заключаться не в поиске подтверждающих фактов, а в попытках опровержения. Фальсифицируемость, таким образом, приравнивается к эмпирической опровержимости. Из общих положений теории выводятся следствия, которые могут быть соотнесены с опытом. Затем эти следствия подвергаются проверке. Опровержение одного из следствий теории фальсифицирует всю систему. «Неверифицируемость, а Фальсифицируемость системы должна считаться критерием демаркации. От научной системы я требую, чтобы она имела такую логическую форму, которая делает возможным ее выделение в негативном смысле: для эмпирической научной системы должна существовать возможность быть опровергнутой опытом», - утверждал К. Поппер. По его мнению, науку следует понимать как систему гипотез, догадок и предвосхищений, которые используются до тех пор, пока выдерживают эмпирическую проверку.
Таким
образом, К. Поппер предлагает анализировать
науку на теоретическом уровне, как
целостную систему, а не заниматься
подтверждением отдельных высказываний.
Любая теория, по его мнению, если
она претендует на статус научной, должна
в принципе опровергаться опытом.
Если теория построена так, что она
в принципе неопровержима, то ее нельзя
считать научной.
3.
Проблемы границ научного метода и научности
Человека всегда занимали «вечные вопросы»: о жизни и смерти, о добре и зле, о боге и вечности, о конечной цели бытия и нашем месте во вселенной. Религия не смогла ответить на эти вопросы, она лишь на время успокоила стремление их разрешить и дала краткое утешение в забвении человеческих сложностей и проблем земного бытия.
Наука тоже не приспособлена для ответов на вопросы о смысле жизни – у нее более скромные задачи. В ослеплении успехами точных наук об этом часто забывают и упускают из виду ту простую возможность, что будущим поколениям людей наш рационализм и вера в науку будут столь же смешны и непонятны, как для нас обряды египетских жрецов: безгранично лишь само познание, а не его исторические формы.
Наука
в состоянии познать только те
явления, свойства которых можно
оценить числом. Работу гипнотизера
нельзя описать математическими
формулами, и тем не менее результаты
ее несомненны и воспроизводимы. Достижения
индийских йогов –