Контрольная работа по дисциплине “Концепция современного естествознания”

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 18:54, контрольная работа

Описание работы

Биология — наука о живой природе. Она представляет собой совокупность знаний о животных, растениях и микроорганизмах. Ее название произошло от греческих слов "биос" - жизнь и "логос" - наука. Предмет изучения биологии – все проявления жизни: строение и функции живых существ и их природных сообществ, их распространение, происхождение и развитие, связи друг с другом и с неживой природой. Задачи биологии состоят в изучении всех биологических закономерностей, раскрытии сущности жизни и ее проявлений с целью поз

Содержание

Определение предмета биологии как науки, предмет изучения биологии, задачи биологии, краткая история развития биологии, сущность биологии ………………………………………………………..3
Структура биологии, основные этапы развития биологии, характеристика особенностей каждого этапа……………………………7
Основные подходы в исследованиях проблемы происхождения жизни, основные определения понятия "жизнь", свойства живого, сущность живого, уровни организации живого……………………………………11
Список литературы………………………………………………………16

Работа содержит 1 файл

КСЕ.doc

— 90.00 Кб (Скачать)

      Ученый задумал систематизировать  весь растительный мир Земли.  Зоология и ботаника того времени  занимались в основном изучением  и описанием видов, но в их  распознавании царила безграничная путаница. Вторым основным недостатком тогдашней науки было отсутствие точной классификации.

    Эти основные недостатки систематической  зоологии и ботаники и были исправлены Линнеем. Его заслуга – чисто  методологическая. Он не открывал новых областей знаний и неизвестных до этого законов природы, но он создал новый метод, ясный и логический, при помощи которого дал огромный толчок науке, проложил дорогу для дальнейшего исследования.

    Ученый  предложил бинарную номенклатуру – систему научного наименования растений и животных. Основываясь на особенностях строения, он разделил все растения на 24 класса, выделив также отдельные роды и виды. Каждое название, по его мнению, должно было состоять из двух слов – родового и видового обозначений.

    Несмотря  на то, что примененный им принцип был достаточно искусственным, он оказался очень удобным и стал общепринятым в научной классификации. Но для того, чтобы новая номенклатура оказалась плодотворной, необходимо было, чтобы виды, получившие условное название, в то же время были настолько точно и подробно описаны, чтобы их невозможно было смешать с другими видами того же рода. Линней это и делал: он впервые ввел в науку строго определенный, точный язык и точное определение признаков.

    Работы  Линнея дали огромный толчок систематической  ботанике и зоологии. Выработанная терминология и удобная номенклатура облегчили возможность справиться с огромным материалом, в котором  прежде было так трудно разобраться.

    Эволюционное  учение Ч. Дарвина является крупнейшим завоеванием XIX века. Он изложил это учение в своем труде "Происхождение видов" (1859 год).

    Ч. Дарвин дал опирающееся на огромное число фактов из биогеографии, палеонтологии, сравнительной анатомии и эмбриологии  доказательство эволюционного развития органического мира. Предложив теорию естественного отбора, он раскрыл и механизм органической эволюции, дал причинный анализ движущих факторов эволюционного процесса.

    Огромное  философское значение дарвинизма состояло в материалистическом разрешении проблемы органической целесообразности. Учение Дарвина внедрило в мышление биологов исторический подход ко всем явлениям жизни. Это способствовало разработке ряда новых направлений в биологии:

    - эволюционной сравнительной анатомии (немецкий ученый К. Гегенбаур);

    - эволюционной эмбриологии (русские  биологи В. О. Ковалевский, И.  И. Мечников);

    - эволюционной палеонтологии (В.  О. Ковалевский).

    На  этой же основе был сформулирован  биогенетический закон и был разработан ряд филогенетических обобщений. С развитием эволюционного учения огромный размах получили зоо- и фитогеография.

    Учение  о естественном отборе быстро получило самое широкое признание. Однако невыясненность закономерностей изменчивости и наследственности служила источником расхождений в толковании факторов эволюции.

    Г. Мендель открыл ген. Его труды  были забыты, но затем снова открыты. Менделизм стал отправным пунктом  развития генетики. Он был подкреплен рядом обобщений, в том числе  мутационной теорией голландского ученого Х. де Фриза, сыгравшей, несмотря на ошибочность многих положений, важную роль в подготовке синтеза генетики и теории эволюции. Были разработаны понятия ген, генотип, фенотип (датский ученый В. Иогансен), обоснована хромосомная теория наследственности (американские ученые Т. Х. Морган, А. Стертевант, Г. Дж. Меллер, К. Бриджес и др.). Важное методологическое значение приобрел вопрос о причинах возникновения наследственных изменений – мутаций. Доказательства влияния на мутационный процесс физических, а затем и химических факторов окончательно опровергли автогенетические концепции генетиков, которые утверждали, что возникновение мутаций имеет самопроизвольный характер, и твердо обосновали материалистическую трактовку мутагенеза.

    Благодаря развитию современной биологии микромира, познанию молекулярных структур живого отчетливее стало просматриваться единство природы, органического и неорганического мира, специфика живого. 
 
 
 

    3. Основные подходы в исследованиях проблемы происхождения жизни, основные определения понятия "жизнь", свойства живого, сущность живого, уровни организации живого. 

    В исследованиях проблемы происхождения  жизни можно выделить несколько  основных подходов:

    1. Субстанционный подход.

    Его развивали А. И. Опарин и Дж. Холдейн. Ключевое значение для происхождения  жизни, в соответствии с этим подходом, имеет наличие определенной субстанции, определенных ее структур. Один из видных представителей этого направления В. А. Энгельгардт считал, что подлинное изучение проблемы жизни должно основываться на данных химии, а не математики. Что касается Опарина, то он подчеркивал несводимость биологии к физике и химии.

    2. Функциональный подход.

    Его основными авторами были А. Н. Колмогоров и А. А. Ляпунов. Отличительной особенностью организмов они считали наличие "управляемых процессов" передачи информации. Они не придавали особого значения связи жизни с определенными химическими элементами и даже допускали возможность небелковых форм жизни.

    Жизнь имеет свою неповторимую специфику, свое качество и различные яркие  грани. П. Кемп и К. Арме писали: "Живые формы – это выражение беспрестанного потока вещества и энергии, который протекает через организм и в то же время создает его… Мы находим эти непрерывные изменения на всех уровнях биологической организации. В клетках происходит постоянное разрушение составляющих ее химических соединений, но в этом разрушении она продолжает существовать как целое. В многоклеточном организме клетки непрерывно отмирают, заменяясь новыми, но организмы продолжают существовать как целое. В биоценозе, или виде, одни индивидуумы умирают, а другие, новые – рождаются. Таким образом, любая органическая система представляется непрерывно существующей".

    Возникновение жизни связано с рядом важных принципов развития: дисимметрии, историзма  и др. Огромное значение для понимания жизни имеет жизненный цикл. Жизнь могла возникнуть только в среде своеобразной дисимметрии, отличной от обычной среды биосферы. Этот процесс, по мнению Л. Пастера, регулируется принципом П. Кюри, согласно которому дисимметрия может образоваться лишь под влиянием причины, обладающей такой же дисимметрией.

    О принципе историзма хорошо сказал А. Эйнштейн: "Жизни присущ один элемент, хотя логически и отличный от элементов  физики, но ни в коем случае не мистический  – это "элемент истории" ". Жизненный цикл включает в себя совокупность всех фаз развития организма.

    Существует  много определений жизни, поскольку  изменялись представления о ней, совершенствовалась научная картина  мира и ее философское осмысление.

    Для естествознания XIX века наиболее удачным можно считать определение Ф. Энгельса, согласно которому жизнь есть способ существования белковых тел, и этот способ существования состоит по своему существу в постоянном самообновлении химических составных частей этих тел. Это определение являлось фундаментом диалектического материализма и многих разделов естествознания, развивавшихся на его основе вплоть до середины XX века.

    Во  второй половине XX века было предложено следующее определение: жизнь есть способ существования материи, закономерно возникающей на уровне высокомолекулярных соединений и характеризующейся динамичными, лабильными структурами, функцией самообмена, а также процессами саморегулирования, самовосстановления и накопления наследственной информации. В этом определении жизнь представляет собой диалектическое единство трех особенностей – формы, функций и процессов, в то время как определение Ф. Энгельса является диалектическим единством двух особенностей – формы и функций.

    Из  других определений следует отметить определения современных ученых: российского Челикова и канадского Селье. Согласно первому, жизнь есть способ существования специфически гетерогенного материального субстрата, универсальность и уникальность которого обуславливают целесообразное самовоспроизведение всех форм органического мира в их единстве и многообразии. По определению Г. Селье, жизнь – это процесс непрерывной адаптации организмов к постоянно изменяющимся условиям внешней и внутренней среды. Адаптации заключаются в поддержании структуры и функций всех ключевых систем организма при воздействии на него различных по природе факторов среды. Адаптации являются основой устойчивости и продуктивности всех организмов.

    Современная биология при описании живого идет по пути перечисления основных свойств живых организмов. При этом подчеркивается, что только совокупность данных свойств может дать представление о специфике жизни.

    Свойства  живого:

    1. Живые организмы характеризуются сложной, упорядоченной структурой. Уровень их организации значительно выше, чем в неживых системах.
    2. Живые организмы получают энергию из окружающей среды, используя ее на поддержание своей высокой упорядоченности. Большая часть организмов прямо или косвенно использует солнечную энергию
    3. Живые организмы активно реагируют на окружающую среду. Способность реагировать на внешние раздражения – универсальное свойство всех живых существ, как растений, так и животных.
    4. Живые организмы не только изменяются, но и усложняются.
    5. Все живое размножается. Эта способность к самовоспроизведению, пожалуй, самая поразительная способность живых организмов. Причем потомство и похоже, и в то же время чем-то отличается от родителей. В этом проявляется действие механизмов наследственности и изменчивости, определяющих эволюцию всех видов живой природы.
    6. Сходство потомства с родителями обусловлено еще одной особенностью живых организмов – передавать потомкам заложенную в них информацию, необходимую для жизни, развития и размножения. Эта информация содержится в генах. Генетический материал определяет направление развития организма. Поэтому потомки похожи на родителей. Однако эта информация в процессе передачи несколько видоизменяется, искажается. В связи с этим потомки не только похожи на родителей, но и отличаются от них.
    7. Живые организмы хорошо приспособлены к среде обитания и соответствуют своему образу жизни.

    Обобщая  и несколько упрощая эти свойства, можно сказать, что все живые  организмы питаются, дышат, растут, размножаются и распространяются в  природе, а неживые тела не питаются, не дышат, не растут и не размножаются.

    Из  совокупности этих признаков вытекает следующее обобщенное определение сущности живого: жизнь есть форма существования сложных, открытых систем, способных к самоорганизации и самовоспроизведению. Важнейшими функциональными веществами этих систем являются белки и нуклеиновые кислоты.

    Структурный или системный анализ обнаруживает, что мир живого чрезвычайно многообразен и имеет сложную структуру. Условно на основе критерия масштабности можно выделить следующие уровни организации живого вещества:

    1. Биосферный. Включает всю совокупность живых организмов Земли вместе с окружающей их природной средой.
    2. Уровень биогеоценозов. Отражает структуры, состоящие из участков Земли с определенным составом живых и неживых компонентов, представляющих единый природный комплекс – экосистему.
    3. Популяционно-видовой уровень. Образуется свободно скрещивающимися между собой особями одного и того же вида.
    4. Организменный и органо-тканевый уровни. Отражают признаки отдельных особей, их строение, физиологию, поведение, а также строение и функции органов и тканей живых существ.
    5. Клеточный и субклеточный уровни. Отражают особенности специализации клеток, а также внутриклеточные структуры.
    6. Молекулярный уровень. Отражает особенности химизма живого вещества, а также механизмы и процессы передачи генной информации.

    Разделение  живой материи на уровни является условным. Но все биологи согласны в том, что в мире живого существуют ступенчатые уровни, своего рода иерархии. Представление о них наглядно отражает системный подход в изучении природы.  
 
 
 
 
 
 
 

    Список  использованной литературы: 
 

  1. http://www.rus-lib.ru
  2. http://www.biolo.ru
  3. Концепции современного естествознания. Под ред. Лавриненко В. Н. и Ратникова В. П. М., 1999.

     

       
 
 
 
 
 

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине “Концепция современного естествознания”