Контрольная работа по дисциплине “Концепция современного естествознания”

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 18:54, контрольная работа

Описание работы

Биология — наука о живой природе. Она представляет собой совокупность знаний о животных, растениях и микроорганизмах. Ее название произошло от греческих слов "биос" - жизнь и "логос" - наука. Предмет изучения биологии – все проявления жизни: строение и функции живых существ и их природных сообществ, их распространение, происхождение и развитие, связи друг с другом и с неживой природой. Задачи биологии состоят в изучении всех биологических закономерностей, раскрытии сущности жизни и ее проявлений с целью поз

Содержание

Определение предмета биологии как науки, предмет изучения биологии, задачи биологии, краткая история развития биологии, сущность биологии ………………………………………………………..3
Структура биологии, основные этапы развития биологии, характеристика особенностей каждого этапа……………………………7
Основные подходы в исследованиях проблемы происхождения жизни, основные определения понятия "жизнь", свойства живого, сущность живого, уровни организации живого……………………………………11
Список литературы………………………………………………………16

Работа содержит 1 файл

КСЕ.doc

— 90.00 Кб (Скачать)

    МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ФЕДЕРАЛЬНОЕАГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОУ  ВПО

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ   РАБОТА

по  дисциплине “Концепция современного естествознания”

Вариант № 18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                        Исполнитель:

                                                                        Специальность            БУА и А

                                                                        Курс                                ФНО

                                                                        Преподаватель:

                                                                        ___________________________ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Новороссийск – 2011 
     

Содержание. 

  1. Определение предмета биологии как науки, предмет изучения биологии, задачи биологии, краткая история развития биологии,     сущность биологии ………………………………………………………..3
  2. Структура биологии, основные этапы развития биологии, характеристика особенностей каждого этапа……………………………7
  3. Основные подходы в исследованиях проблемы происхождения жизни, основные определения понятия "жизнь", свойства живого, сущность живого, уровни организации живого……………………………………11
  4. Список литературы………………………………………………………16
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Определение предмета биологии как науки, предмет изучения биологии, задачи биологии, краткая история развития биологии,     сущность биологии. 

    Биология — наука о живой природе. Она представляет собой совокупность знаний о животных, растениях и микроорганизмах. Ее название произошло от греческих слов "биос" - жизнь и "логос" - наука. Предмет изучения биологии – все проявления жизни: строение и функции живых существ и их природных сообществ, их распространение, происхождение и развитие, связи друг с другом и с неживой природой. Задачи биологии состоят в изучении всех биологических закономерностей, раскрытии сущности жизни и ее проявлений с целью познания и управления ими. Термин "биология" был предложен в 1802 году независимо друг от друга двумя учеными – французом Ж. Б. Ламарком и немцем Г. Р. Тревиранусом.

    Современная биологическая наука - результат длительного процесса развития. Она уходит корнями в древность. Первоначальные знания о живых организмах стали формироваться, когда человек, наконец, осознал свое отличие от окружающего его неподвижного, безжизненного мира.

    Современная биология берет начало в странах  Средиземноморья (Древний Египет, Древняя  Греция). Первые систематические попытки  осмыслить явления жизни были сделаны древнегреческими, а в дальнейшем древнеримскими натурфилософами и врачами (начиная с VI в. до н.э.). Особенно большой вклад внесли Гиппократ, Аристотель и Гален.

    В средние века накопление биологических  знаний диктовалось в основном интересами медицины.

    В эпоху Возрождения получили распространение  сочинения античных натуралистов, а  также энциклопедистов средневековья, писавших о природе.  Были достигнуты большие успехи в анатомии.

    С изобретением в XVII в. микроскопа возможности изучения живых существ расширились и углубились. Учеными были открыты клеточное и волокнистое строение растений, мир микроскопических существ, эритроциты и сперматозоиды. Они изучали строение и развитие насекомых, движение крови в капиллярах, установили половые различия у растений.

    В 1735 году шведский натуралист К. Линней предложил "Систему природы", основанную на признании неизменности изначально сотворенного мира. Во второй половине XVIII возникли идеи исторического развития органического мира. Г. В. Лейбниц провозгласил принцип градации живых существ и предсказал существование переходных форм между растениями и животными. Дальнейшее развитие принцип градации получил в идее "лестницы существ" от минералов до человека.

    В 1809 году Ж. Б. Ламарк эволюционно истолковал "лестницу существ", нарисовав в "Философии зоологии" путь совершенствования живых существ от низших к высшим. В 1839 году немецким биологом Т. Шванном была создана единая для всего органического мира клеточная теория. Большие успехи были достигнуты в середине XIX века в области физиологической химии благодаря трудам немецкого ученого Ю. Либиха и французского – Ж. Б. Буссенго, которые сформулировали принцип круговорота веществ в природе. Крупнейшим завоеванием XIX века является эволюционное учение Ч. Дарвина. В 80-х годах XIX века большое развитие получила экспериментальная эмбриология.

    В XX веке особенно интенсивно развиваются генетика, цитология, физиология животных и растений, биохимия, эмбриология, эволюционное учение, экология, учение о биосфере, а также микробиология, вирусология, паразитология и многие другие отрасли биологии.

    Сущность  биологии выявляется наглядно, если начинать ее рассмотрение с постулатов. Такой  подход к изложению биологии обусловлен влиянием физики и математики.

    1 постулат: "Все живые организмы должны быть единством фенотипа и программы для его построения (генотипа), передающегося по наследству из поколения в поколение".

    Этот  постулат объединяет равновесия различных  структурных уровней. С одной  стороны, это уровень генов, которые  могут быть связаны с единичными материальными точками; с другой стороны, живой организм, взаимодействующий с окружающей средой, входящей в биосферу, то есть принадлежащий структурному уровню живого вещества. Первый постулат един для всего живого. Жизнь на основе только одного генотипа и только одного фенотипа невозможна.

    2 постулат: "Наследственные молекулы  синтезируются матричным путем.  В качестве матрицы, на которой  строится ген будущего поколения,  используется ген предыдущего  поколения".

    Этот  постулат можно рассматривать как способ сохранения равновесия и передачи его по наследству. Из второго постулата следует то, что фенотип беднее генотип, и то, что способность к самовоспроизведению на основе матричного принципа может считаться наиболее общим свойством живого. Упорядоченность организма обеспечивается программой, закодированной в длинных нитевидных молекулах ДНК или РНК.  "Порядок" организма возникает не из ничего и не сам по себе, а формируется из порядка получаемой от родителей программы.

    3 постулат: "В процессе передачи из поколения в поколение генетические программы в результате многих причин изменяются случайно и ненаправленно, и лишь случайно эти изменения оказываются приспособительными".

    Такая формулировка этого постулата является следствием укрепления позиций физики в биологии, которыми была ознаменована первая половина XX века. В терминах физики третий постулат можно сформулировать так: "Время и частота каждой спонтанной мутации непредсказуемы принципиально".

    4 постулат: "Случайные изменения  генетических программ при становлении фенотипов многократно усиливаются и подвергаются отбору условиями внешней среды".

    Отбор действует не прямо на измененные программы, а на фенотипы, в которых  каждое изменение усиливается в  огромное число раз. Отбор – это  не уничтожение, а дифференциальное размножение.

    Помимо  этих постулатов есть и менее общие, которые характеризуют исторические этапы развития биологической мысли  и имеют огромное значение для  понимания оснований биологии. Среди  этих постулатов в первую очередь следует отметить закон зародышевого сходства К. Бэра  и  биогенетический закон Ф. Мюллера и Э. Геккеля.

    Закон зародышевого сходства Бэра утверждает, что эмбрионы обнаруживают, уже начиная с самых ранних стадий, известное общее сходство в пределах типа. Свойство зародышей разных систематических групп свидетельствует об общности их происхождения.

    Согласно  биогенетическому закону Мюллера-Геккеля, онтогенез (индивидуальное развитие) каждой особи есть краткое и быстрое повторение филогенеза (исторического развития) вида, к которому относится данная особь.

    Сформулированные  постулаты образуют основные грани  единого общего взгляда на биологию. Также они играют важную роль в  теории эволюции.    
 
 
 
 
 
 

    2. Структура биологии, основные этапы развития биологии, характеристика особенностей каждого этапа. 

    В настоящее время биология представляет собой целый комплекс наук о живой  природе. Структуру биологии можно  рассматривать с разных точек  зрения.

    1. По объектам исследования биология  подразделяется на:

    - вирусологию;

    - бактериологию;

    - ботанику;

    - зоологию;

    - антропологию.

    2. По свойствам, проявлениям живого  в биологии выделяются:

    - морфология – наука о строении  живых организмов;

    - физиология – наука о функционировании  организмов;

    - молекулярная биология – наука,  изучающая микроструктуру живых тканей и клеток;

    - экология – наука, рассматривающая  образ жизни растений и животных  и их взаимосвязи с окружающей  средой;

    - генетика – наука, исследующая  законы наследственности и изменчивости.

    3. По уровню организации исследуемых живых объектов выделяются:

    - анатомия – наука, изучающая  макроскопическое строение животных;

    - гистология – наука, изучающая  строение тканей;

    - цитология – наука, исследующая строение живых клеток.

    Эта многоплановость комплекса биологических  наук обусловлена чрезвычайным многообразием живого мира. К настоящему времени биологами обнаружено и описано более 1 миллиона видов животных, около полумиллиона растений, несколько сот тысяч видов грибов, более 3 тысяч видов бактерий. Причем мир живой природы исследован далеко не полностью. Число неописанных видов оценивается по меньшей мере в 1 миллион.

    Важнейшим инструментом дальнейшего познания этого мира служит категория "живого", которая является ключевой, исходной для всей системы биологических наук.

    В развитии биологии выделяют три основных этапа:

    1. Систематики (К. Линней).

    2. Эволюционный (Ч. Дарвин).

    3. Биологии микромира (Г. Мендель).

    Каждый  из этих этапов связан с изменением представлений о мире живого, самих  основ биологического мышления, со сменой биологических парадигм.

    "Система  растений" является главной работой  К. Линнея.

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине “Концепция современного естествознания”