Конституционный надзор в зарубежных странах

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 15:44, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы рассмотреть конституционный надзор в зарубежных странах.
Задачи контрольной работы:
Определить сущность и структуру конституционного контроля в зарубежных странах.
Ознакомится с функциями конституционного контроля.

Содержание

Введение……………………………………………………………стр. 2
Понятие и виды конституционного надзора, органы конституционного надзора………………………………………..стр. 4
Организация конституционного надзора в зарубежных странах..стр. 7
Виды конституционного контроля……………………………….стр. 8
Формы конституционного контроля в зарубежных странах…стр. 10
Заключение…………………………………………………………стр. 12
Список литературы………………………………………………..стр. 14

Работа содержит 1 файл

контрольная по зарубежке.docx

— 34.56 Кб (Скачать)

Содержание.

  1. Введение……………………………………………………………стр. 2
  2. Понятие и виды конституционного надзора, органы конституционного надзора………………………………………..стр. 4
  3. Организация конституционного надзора в зарубежных странах..стр. 7
  4. Виды конституционного контроля……………………………….стр. 8
  5. Формы конституционного контроля в зарубежных странах…стр. 10
  6. Заключение…………………………………………………………стр. 12
  7. Список литературы………………………………………………..стр. 14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Правовая норма, изданная любым государственным органом, обретает юридическую силу лишь в  том случае, если содержащиеся в  ней правила поведения не противоречат предписаниям конституции. В противном  случае такая правовая норма может  быть признана в надлежащем порядке  ничтожной.

Эта задача возлагается на институт конституционного надзора, который  в установленной форме осуществляет проверку обычных законов и иных нормативных актов с точки  зрения их соответствия конституции. Таким  образом, функция конституционного надзора состоит в поддержании  и обеспечении конституционной  законности.

Исторически конституционное  правосудие возникло для проверки  конституционности законов парламента. Затем предметом рассмотрения  конституционного суда стал вопрос конституционной ответственности главы государства за государственную измену, нарушение конституции и т.д. (импичмeнт). Предмет юрисдикции конституционных судов постепенно расширяется.

Судебная конституционная  юрисдикция и соответствующее конституционное  судопроизводство составляют конституционную  юстицию, то есть конституционное правосудие. 

Наличие института конституционной  юстиции, по мнению большинства современных  российских и иностранных ученых-юристов, является необходимым признаком  правового государства, в котором  государственная власть должна осуществляться на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, а в  работе государственных органов  главными принципами являются признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина.

Деятельность органов  конституционного правосудия это, прежде всего, конституционный контроль - проверка законов и других правовых актов  с точки зрения их соответствия основному  закону (конституции).

Цель контрольной работы рассмотреть конституционный надзор в зарубежных странах.

Задачи контрольной работы:

    • Определить сущность и структуру конституционного контроля в зарубежных странах.
    • Ознакомится с функциями конституционного контроля.

Объектом данной контрольной  работы являются общественные отношения  связанные с конституционным  контролем в зарубежных странах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие и виды конституционного надзора, органы конституционного надзора.

Контроль - это система  отношений между органами публичной  власти, при которой контролирующий орган может отменить акты подконтрольного  органа.

Надзор - система отношений, при которой надзорный орган  может лишь обратить внимание поднадзорного  органа на его ошибку и может только приостановить действие его акта, но отменить или исправить акт  может только сам поднадзорный орган.

Конституционный контроль - это форма проверки на соответствие конституции актов и действий органов публичной власти и общественных объединений, осуществляющих публичные  функции или созданных для  участия в осуществлении публичной  власти. Конституционный контроль возможен только там, где действует писаное  право (писаные конституции в  том числе), положения которой  обладают более высокой юридической  силой по сравнению с любыми национальными  и местными правовыми положениями1.

Особенность конституционного контроля в некоторых мусульманских  странах заключается в том, что  и законы и другие акты проверяются  на соответствие не только конституции, но и священным книгам, Корану.

Объектами конституционного контроля в зарубежных странах являются:

– обыкновенные законы,

– внутригосударственные  договоры,

– акты исполнительной власти,

– соответствие национальных законов международным договорам,

– проекты международных  договоров или подписанные международные  договоры до их вступления в силу,

– расхождения между действующим  международным договором и конституцией,

– акты и действия общественных объединений, на которых государство  возложило определенные властные функции,

– создание и деятельность политических, общественных объединений  и прежде всего политических партий.

Выделяют следующие виды конституционного контроля:

– централизованный - осуществляется специально созданными органами, действующими все обычной судебной системы  и диффузный - проверка осуществляется каждым судом в стране или судьей (присуще американской модели конституционного контроля)

– внутренний - проверка осуществляется при разработке акта и внешний - проверка проводится другим органом (в науке  конституционного права под конституционным  контролем понимается именно внешний  конституционный контроль).

– обязательный - проверка проводится в обязательном порядке в силу предписаний закона (имеет смысл, когда проводится в предварительном  порядке и носит централизованный характер) и факультативный - проверка осуществляется по запросу установленного конституцией или законом субъекта.

– предварительный - проводится до вступления в силу акта и последующий - проводится в отношении действующих  актов.

– формальный - проверка акта на соответствие конституции с точки  зрения требуемой формы акта, правомочности  органа, его издавшего и процедуры  его принятия и материальный - проверка акта по существу, рассмотрение материального  соответствия конституции (оба вида содержатся в ст.152 Конституции Украины 1996г.).

– абстрактный - проверка акта по самому факту несоответствия нормы, вне связи с конкретным делом, абстрактный контроль может быть предварительным и последующим (ст.100 Конституции Армении 1995г.) и конкретный - проверка в связи с конкретным делом (пп. а) п.1 ст.189 Конституции Швейцарии 1999г.).

В случае абстрактного конституционного контроля в конституционный суд  могут обращаться различные органы власти, иногда группы парламентариев, но никогда частные лица. При конкретном конституционном контроле в конституционный  суд могут обращаться частные  лица (с конституционной жалобой) и государственные органы (прежде всего суды), рассматривающие конкретное дело.

- полный - охватывает всю  систему общественных отношений  и частичный - распространяется  лишь на определенные сферы  общественных отношений, защите  подлежат не все урегулированные  конституцией отношения (ст.148 Конституции  Турции 1982г.)2.

- консультативный - проверка  акта на соответствие конституции,  при которой решение органа  конституционного контроля не  имеет обязательного характера  (абз.3 ст.107 Конституции Литвы 1992г.) и постановляющий - решение органа конституционного контроля носит обязательный характер (п1. ст.164 Конституции Испании 1978г.)

- имеющий обратную силу (ex tunc) - решение имеет обратную  силу и акт или норма, признанные  неконституционными, считаются недействительными  с момента их издания или  вступления в силу (п.2 ст.127 Конституции  Словакии 1992г.) и не имеющий обратной  силы и действующий на будущее  (ex nunc) - решение о неконституционности  действительно только на будущее,  а все прежние последствия  действия акта или нормы остаются  в силе (ч.5 ст.153 Конституции Турции 1982г., ч.2.ст.145 Конституции Румынии  1991г.).

В зависимости от конституционных  решений органами могут быть:

1) глава государства, Парламент,  Правительство, Суды общей юрисдикции. Административные суды, которые  осуществляют конституционный контроль  либо специально наряду с другими  своими функциями, либо в ходе  осуществления других своих функций;

2) специализированные органы  конституционного контроля, которые  бывают либо судебными, либо  квазисудебными (частично) - конституционный  суд Российской Федерации, Конституционный  Совет во Франции.

Политический контроль осуществляется правительством, парламентом.

Судебный контроль имеет  две разновидности:

1) американская система,  при которой конституционность  законов и других актов проверяют  суды общей юрисдикции при  рассмотрении конкретных дел,  если суд признает закон неконституционным,  то дело доходит до Верховного  суда, решения которого по вопросу  о конституционности закона обязательны  для всех судов. Неконституционный  закон лишается судебной защиты: формально действуя, он утрачивает  юридическую силу. Если в США,  Японии, Норвегии конституционность  закона вправе проверять любой  суд, то в некоторых странах  (Индия, Австралия) это может  делать только Верховный суд  и после того, как дело поступит  к нему па рассмотрение;

2) европейская система  предполагает создание квазисудебных  органов конституционного контроля (Франция).

Иногда выделяют смешанную  модель конституционного контроля - структура  органов конституционного контроля сочетает элементы различных систем (американской и европейской моделей). Контроль осуществляется различными органами в отношении различных актов, имеющих различное происхождение (ст.100 Конституции Греции 1975г.).

Организация конституционного надзора в зарубежных странах.

Конституционализм как один из важнейших  принципов демократии исходит из предположения о том, что нормы  писаной конституции обладают высшей юридической силой по отношению  ко всем другим источникам права. Из этой посылки развивается концепция  конституционной законности, в силу которой любая нормоустанавливающая деятельность в стране должна осуществляться в соответствии с конституцией.

Правовая норма, изданная любым  государственным органом, обретает юридическую силу лишь в том случае, если содержащиеся в ней правила  поведения не противоречат предписаниям конституции. В противном случае такая правовая норма может быть признана в надлежащем порядке ничтожной. Эта задача возлагается на институт конституционного контроля, который  в установленной форме осуществляет проверку обычных законов и иных нормативных актов с точки  зрения их соответствия конституции.

Таким образом, функция конституционного надзора состоит в поддержании  и обеспечении конституционной  законности. Доктрина конституционного контроля была впервые сформулирована и применена Верховным судом  США под председательством Джона  Маршалла в 1803 году в решении по делу Мэрбери против Мэдисона3. Хотя федеральная конституция США не наделила Верховный суд правом установления соответствия законов конгресса конституции, он это право применил и институализировал. В названном судебном решении Верховный суд признал раздел 13 Закона о судоустройстве 1789 года противоречащим Главе 3 конституции и тем самым ничтожным и не подлежащим принудительному применению через суд. Таким образом. Верховный суд США сам присвоил себе полномочия осуществления конституционного контроля, которые в последующем никогда не оспаривались.

 В 1848 г. конституционный надзор  был введен в Швейцарии, в  1853 г. - в Аргентине. В настоящее  время он применяется в различных  формах почти повсеместно. Исключение  составляют те страны, которые  не имеют писаных конституций.

 

Виды конституционного контроля.

В зарубежных странах конституционный  надзор может применяться в двух основных видах:

1. Осуществление конституционного  надзора всеми судами общей  юрисдикции (США, Аргентина, Мексика,  Дания, Норвегия, Канада, Австралия,  Индия, Япония). Эту систему называют  также децентрализованной, или американской. В этих странах вопрос о  конституционности закона или  иного нормативного акта, на основании  которого возникло конкретное  дело, может быть поставлен любым  судом, но окончательное решение  выносит высшая судебная инстанция.  В США такой высшей инстанцией  в отношении законов штатов  являются верховные суды штатов, а в отношении федеральных  законов - Верховный суд США.  В настоящее время Верховный  суд США состоит из девяти  судей, которые назначаются президентом  пожизненно "по совету и с  согласия сената". Это означает, что предложенная президентом  кандидатура должна быть одобрена  двумя третями голосов присутствующих  сенаторов. Конституция Японии (ст. 81) содержит следующее предписание: "Верховный суд является судом  высшей инстанции, полномочным  решать вопрос о конституционности  любого закона, приказа, предписания  или иного официального акта".

Информация о работе Конституционный надзор в зарубежных странах