Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 00:20, реферат
Шестнадцатилетний опыт действия Конституции Российской Федерации 1993 г.1, которая существенным образом изменила форму российского государства, послужила основой для разработки правовой концепции, базирующейся на двухуровневом строении государственного устройства в пределах целостной территории Российской Федерации, и наряду с Федерацией предусмотрела существование в ее составе государственных образований - субъектов Российской Федерации, формирующихся с учетом их политических, экономических, национальных и других особенностей, позволяет оценить процесс формирования российского федерализма.
Введение.
Глава I. Конституционно-правовые основы развития государственного устройства Российской Федерации.
§ 1.1. Теоретико-правовые основы развития федеративного устройства России.
§ 1.2. Конституционно-правовые основы объединения субъектов
Российской Федерации.
§ 1.3. Объединение субъектов Федерации как фактор эффективности государственного управления.
Глава II. Объединение субъектов Федерации как современное направлениеразвития федеративного устройства России.
§ 2.1. Роль и значение социально-экономических факторов при объединении субъектов Федерации.
§ 2.2 Особенности конституционно-правовой процедуры объединения субъектов Федерации.
§ 2.3 Проблемы реализации объединительного процесса субъектов и дальнейшие тенденции развития федеративных отношений в Российской Федерации.
1.
Историко-правовые аспекты
В Конституции РФ 1993 г. установлена определенная специфика конституционно-правового положения автономного округа. Согласно ч. 4 ст. 66 Конституции РФ отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и, соответственно, органами государственной власти края или области. Указаний на обязательную территориальную либо какую-то иную принадлежность автономных округов к областям или краю в Конституции РФ нет, а право выбора остается за автономными округами.
2.
Конституционно-правовой основой объединения
субъектов Российской Федерации является Конституция Российско
ФКЗ от 17 декабря 2001 г. «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» закрепилтолько один способ образования в составе Российской Федерации нового субъекта - объединение двух или более граничащих между собой субъектов Федерации. Несмотря на то, что Конституции РФ не ограничивает способы образования нового субъекта Федерации и позволяет законодательнозакрепить такие способы образования новых субъектов в Российской Федерации, как разделение субъектов Федерации; выделение одного субъекта Федерации из состава другого; наделение статусом субъекта Федерации территории, не являющейся таковым.
Кроме того, процесс объединения субъектов Российской Федерации на практике регулируется также договорами, заключаемыми между органами государственной власти объединяющихся краев, областей и автономных округов в переходный период.
3.
Объединение субъектов
4.
Объединение субъектов
Рассматривая
объединение субъектов Российской Федерации
как фактор эффективности государственного
управления, можно сделать вывод, что объединение
субъектов Российской Федерации позволяет урегулироватьобществ
5.
С одной стороны,
Кроме того, в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации должны отражаться социально-экономические интересы граждан, проживающих на территории субъектов Российской Федерации, качество их жизнедеятельности и качество государственной власти.
6.
Объединение субъектов
На наш взгляд, процесс образования нового субъекта Российской
Федерации
следует разбить на шесть основных
этапов: 1) выдвижение инициативы образования
нового субъекта Российской Федерации;
2) рассмотрение Президентом Росси
7.
На основе анализа можно
Во-первых, процедура образования нового субъекта начинается с направления предложений по образованию нового субъекта в адрес ПрезидентаРоссийской Федерации, которое должно быть обоснованным и содержать предполагаемое наименование, статус и границы нового субъекта, прогноз социально-экономических и иных последствий, связанных с образованием нового субъекта Федерации, изменения бюджетного законодательства в связи с образованием нового субъекта Федерации; функционирование государственных органов и организаций заинтересованных субъектов на территории образуемого субъекта, формирование его органов государственной власти,правопреемство нового субъекта Российской Федерации. Данный перечень является открытым.
Однако анализ сложившейся практики вновь образованных субъектов Российской Федерации свидетельствует о том, что стартом к объединению является издание Президентом Российской Федерации указа о социально-экономических мерах поддержки объединения заинтересованных субъектов. Таким образом, поддержка Президентом РФ интеграционного процесса, помимо политического, имеет и реальный финансово-экономический характер.
Во-вторых,
правом законодательной инициат
В-третьих,
предложение субъектов
В-четвертых, главной особенностью процедуры образования нового субъекта Российской Федерации является ее добровольность. Это проявляется в том, что инициатива образования нового субъекта Российской Федерации принадлежит субъектам Российской Федерации (его органам законодательной (представительной) и исполнительной власти), решение об образовании нового субъекта Федерации и прекращение существования объединяющихся субъектов Федерации принимается на референдуме субъектов Российской Федерации при условии, что более половины участников референдума во всех заинтересованных субъектах Российской Федерации проголосовали за образование нового субъекта Российской Федерации. Следовательно, конституционно-правовая процедура образования нового субъекта Российской Федерации носит демократический характер.
Кроме того, конституционно-правовая процедура образования нового субъекта Российской Федерации является демократической, поскольку ей присущи следующие черты:
-
добровольность объединения
-
решение об образовании нового
субъекта Федерации и о прекращ
8. На основании вышеизложенного анализа сложившейся практики образования Забайкальского, Камчатского, Красноярского, Пермского краев и Иркутской области путем их объединения, можно обозначить следующие проблемы реализации объединительного процесса субъектов Российской Федерации:
-
на уровне вновь образованных
субъектов Российской Федерации не определен
конституционно-правовой статус вошедших
в их состав «автономных
округов», они не являются
ни полноценными административно-
-
образование новых субъектов
Российской Федерации повлекло
за собой появление новых
- системы законодательства субъектов Российской Федерации характеризуются как несовершенные: имеются пробелы, обусловленные отставанием от изменений, происходящих в социально-экономической сфере и в федеральном законодательстве.
Следовательно, в результате анализа практики образования Забайкальского, Камчатского, Пермского, Красноярского краев и Иркутской области путем объединения можно выявить следующие тенденции дальнейшего развития федеративных отношений в Российской Федерации, носящие как позитивный, так и негативный характер: