Конституционно-правовые основы развития федерализма в условиях объединения субъектов Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 00:20, реферат

Описание работы

Шестнадцатилетний опыт действия Конституции Российской Федерации 1993 г.1, которая существенным образом изменила форму российского государства, послужила основой для разработки правовой концепции, базирующейся на двухуровневом строении государственного устройства в пределах целостной территории Российской Федерации, и наряду с Федерацией предусмотрела существование в ее составе государственных образований - субъектов Российской Федерации, формирующихся с учетом их политических, экономических, национальных и других особенностей, позволяет оценить процесс формирования российского федерализма.

Содержание

Введение.
Глава I. Конституционно-правовые основы развития государственного устройства Российской Федерации.
§ 1.1. Теоретико-правовые основы развития федеративного устройства России.
§ 1.2. Конституционно-правовые основы объединения субъектов
Российской Федерации.
§ 1.3. Объединение субъектов Федерации как фактор эффективности государственного управления.
Глава II. Объединение субъектов Федерации как современное направлениеразвития федеративного устройства России.
§ 2.1. Роль и значение социально-экономических факторов при объединении субъектов Федерации.
§ 2.2 Особенности конституционно-правовой процедуры объединения субъектов Федерации.
§ 2.3 Проблемы реализации объединительного процесса субъектов и дальнейшие тенденции развития федеративных отношений в Российской Федерации.

Работа содержит 1 файл

Конституционно.doc дисертация.doc

— 113.50 Кб (Скачать)

Конституционно-правовые основы развития федерализма в условиях объединения субъектов Российской Федерации

Автореферат

Диссертация

Артикул: 404527

Год: 

2010

Автор: 

Дзантиев, Георгий  Таймуразович

Ученая cтепень: 

кандидат  юридических наук

Место защиты диссертации: 

Москва

Код cпециальности ВАК: 

12.00.02

Специальность: 

Конституционное право; муниципальное право

Количество cтраниц: 

161

Оглавление: 

Введение.

Глава I. Конституционно-правовые основы развития государственного устройства Российской Федерации.

§ 1.1. Теоретико-правовые основы развития федеративного устройства России.

§ 1.2. Конституционно-правовые основы объединения субъектов

Российской Федерации.

§ 1.3. Объединение субъектов Федерации как фактор эффективности государственного управления.

Глава II. Объединение  субъектов Федерации как современное направлениеразвития федеративного устройства России.

§ 2.1. Роль и  значение социально-экономических  факторов при объединении субъектов  Федерации.

§ 2.2 Особенности  конституционно-правовой процедуры  объединения субъектов Федерации.

§ 2.3 Проблемы реализации объединительного процесса субъектов и дальнейшие тенденции развития федеративных отношений в Российской Федерации.

Введение: 

    Актуальность  темы диссертационного исследования.

    Шестнадцатилетний опыт действия Конституции Российской Федерации 1993 г.1, которая существенным образом изменила форму российского государства, послужила основой для разработки правовой концепции, базирующейся на двухуровневом строении государственного устройства в пределах целостной территории Российской Федерации, и наряду с Федерацией предусмотрела существование в ее составе государственных образований - субъектов Российской Федерации, формирующихся с учетом их политических, экономических, национальных и других особенностей, позволяет оценить процесс формирования российского федерализма.

    В 2004-2007 годах в развитии российского  федерализма наблюдается образование  новых субъектов Российской Федерации  путем объединения. В составе  Российской Федерации появились  Пермский край (образован с 1 декабря 2005 года путем объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа), Красноярский край (образован с 1 января 2007 года путем объединения Красноярского края, Эвенкийского и Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономных округов), Камчатский край (образован с 1 июля 2007 года путем объединения Камчатской области и Корякского автономного округа), Иркутская область (образована с 1 марта 2008 года путем объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа), Забайкальский край (образован с 1 марта 2008 года путем объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа).

    Реформирование федеративных отношений в Российской Федерации обусловливает необходимость переосмысления происходящих изменений в субъектном составе Российской Федерации, заставляет вновь обратить

    Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках кКонституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 4. Ст. 445. внимание научного сообщества на развитие федеративных отношений и характер взаимоотношений между Российской Федерацией и ее субъектами в целом, задуматься о роли и значении конституционно-правового процесса объединения субъектов Российской Федерации в развитии федеративных отношений.

    С одной стороны, объединение субъектов  Российской Федерации может стать  способом решения ряда проблем государственного управления обширными территориями Российской Федерации, а также выступить как одно из правовых средств решения социально-экономических проблем объединившихся субъектов Российской Федерации. С другой стороны, объединение субъектов Федерации является достаточно сложным процессом, который подлежит изучению с различных точек зрения, так как при определенных обстоятельствах объединение субъектов Российской Федерации может вызвать и негативные последствия. Законодательство субъектов Российской Федерации вновь образованных субъектов Российской Федерации характеризуется как несовершенное, не поспевающее за изменениями федерального законодательства и социально-экономическими преобразованиями, происходящими в российском государстве, а также имеющее правовые пробелы, что напрямую связано с возможностями субъекта Российской Федерации обеспечить реализацию и защиту прав и свобод человека и гражданина.

    Федеративные отношения, включающие в себя отношения не только между Федерацией и субъектами Российской Федерации, но и отношения между самими субъектами Российской Федерации, представляют собой многоэлементный, многомерный феномен, отражающий комплекс правовых явлений, происходящих на территории субъектов Российской Федерации, достаточно сложный для научного познания.

    Вновь образованные субъекты Российской Федерации  в результате объединения - правовое явление, степень изученности которого не высока.

    Внимание  ученых-юристов в большей степени  приковано к изучению становления  и развития федерализма в России. В юридической науке преобладают  работы, посвященные федеративным отношениям в российском государстве, что вполне оправданно и объяснимо. Разработка проблем объединения субъектов Российской Федерации в теории конституционногоправа России вызывает неудовлетворенность.

    Изменения в экономической, политической и  социальной сферах, происходящие на территории субъектов Российской Федерации, требуют не только адекватного осмысления и своевременного правового регулирования, целью которого является развитие законодательства субъектов Российской Федерации, реализация правовых норм на территории субъекта Российской Федерации, повышение уровня правосознания и правовой культуры граждан Российской Федерации, но и научного исследования, заставляют переосмыслить процесс объединения субъектов Российской Федерации, выявить проблемы, возникающие при реализации объединительного процесса субъектов Российской Федерации, оценить дальнейшие перспективы развития федеративных отношений в Российской Федерации, по-иному взглянуть на образование новых субъектов Российской Федерации в конституционно-правовом аспекте.

    В связи с этим, назрела научная  необходимость рассмотреть объединение  субъектов Российской Федерации  как современное направление  развитияфедеративного устройства России и как фактор эффективного, устойчивого государственного управления Российским государством, а также выработать конституционно-правовую концепцию образования новых субъектов Российской Федерации путем объединения, основанную на анализе правового регулирования и сложившейся правоприменительной практики, рассмотреть процесс объединения субъектов Российской Федерации.

    Степень научной разработанности темы. Несмотря на то, что вопросам развития федеративных отношений в Российском государстве  посвящено значительное количество научных трудов, до сих пор нет  единства взглядов на перспективы развития федерализма в условиях объединения субъектов Российской Федерации.

    Существенный  вклад в теорию федеративных отношений  внесли такие российские ученые, как  С.А.Авакьян, А. С. Автономов, Р.Г.Абдулатипов, Г.В. Атаманчук, И.Н.Барциц, М.В.Баглай, Л.Ф.Болтенкова, В.В.Иванов, М.В.Золотарева, Е.И.Козлова, Б.С. Крылов,

    B.А. Кряжков, О.Е.Кутафин, А.А.Ливеровский, В.О.Лучин, В.Н.Лысенко, М.А.Митюков, М.Г. Мойсеенко, В.В.Невинский, М.И.Пискотин, И.А.Умнова, В.Е.Чиркин, Б.С Эбзеев и другие.

    В современной юридической науке исследования отдельных вопросов, связанных с изменением субъектного состава Российской Федерации и образованием новых субъектов Федерации, представлены в трудах таких авторов, как Н.М.Добрынин, Н.К.Ожегина, М.А.Суборов.

    В целом же научных работ, посвященных комплексному изучению конституционно-правовых основ федерализма в условиях объединения субъектов Российской Федерации, а также исследованию проблем, связанных с образованием новых субъектов Российской Федерации, до настоящего времени не проводилось. Необходимо отметить, что данное диссертационное исследование является одной из попыток научного осмысления процессов образования новых субъектов, происходящих в Российской Федерации, а также объективных и субъективных причин образования таких субъектов Российской Федерации, как Забайкальский, Камчатский, Красноярский, Пермский края и Иркутская область.

    Основой диссертационного исследования также  являются фундаментальные положения, содержащиеся в научных трудах теоретико-правового  и конституционно-правового характера, прежде всего:

    C.Н.Бабурина, Н.С. Бондаря, В.Г.Вишнякова, В.Н.Григорьева, Ю.А.Дмитриева, Р.Ф.Идрисова, В.Б.Исакова, Л.М.Колодкина, Ф.Е.Колонтаевского, Б.П.Кондрашова, Ф.Д.Кожурина, Б.М.Лазарева,

    В.В.Лозбинева, Е.А.Лукашевой, Г.В.Мальцева, В.М.Манохина, А.Ф.Ноздрачева, В.И.Новоселова, Б.А. Страшуна, Ю.А.Тихомирова, Б.Н.Топорнина, В.А.Туманова и др.

    Цель  диссертационного исследования состоит  в том, чтобы на основании комплексного и системного анализа правового  регулирования и сложившейся правоприменительной практики в процессе образования новых субъектов Российской Федерации путем их объединения, особенностей и проблем, возникающих при объединении конкретных субъектов Российской Федерации, рассмотреть объединение субъектов Российской Федерации как современное направление развития федеративного устройства России, выявить тенденции образования новых субъектов Российской Федерации путем объединения, а также внести предложения по совершенствованию конституционно-правовой процедуры объединения субъектов Федерации и обозначить дальнейшие перспективы развития федеративных отношений в Российской Федерации.

    Поставленная  цель достигается посредством решения  ряда задач:

    - изучить теоретико-правовые основы  развития федеративного устройства  России;

    - обозначить роль и значение процесса объединения субъектов Российской Федерации в развитии федеративных отношений;

    - рассмотреть объединение субъектов  Российской Федерации как фактор  эффективности государственного  управления;

    - исследовать конституционно-правовые основы образования новых субъектов Российской Федерации;

    - провести анализ практики образования  новых субъектов Российской Федерации  - Забайкальского, Камчатского, Красноярского,  Пермского краев и Иркутская  область;

    - выявить роль и значение социально-экономических факторов при объединении субъектов Российской Федерации; проанализировать конституционно-правовую процедуру объединения субъектов Федерации и выявить ее особенности;

Информация о работе Конституционно-правовые основы развития федерализма в условиях объединения субъектов Российской Федерации