Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 00:20, реферат
Шестнадцатилетний опыт действия Конституции Российской Федерации 1993 г.1, которая существенным образом изменила форму российского государства, послужила основой для разработки правовой концепции, базирующейся на двухуровневом строении государственного устройства в пределах целостной территории Российской Федерации, и наряду с Федерацией предусмотрела существование в ее составе государственных образований - субъектов Российской Федерации, формирующихся с учетом их политических, экономических, национальных и других особенностей, позволяет оценить процесс формирования российского федерализма.
Введение.
Глава I. Конституционно-правовые основы развития государственного устройства Российской Федерации.
§ 1.1. Теоретико-правовые основы развития федеративного устройства России.
§ 1.2. Конституционно-правовые основы объединения субъектов
Российской Федерации.
§ 1.3. Объединение субъектов Федерации как фактор эффективности государственного управления.
Глава II. Объединение субъектов Федерации как современное направлениеразвития федеративного устройства России.
§ 2.1. Роль и значение социально-экономических факторов при объединении субъектов Федерации.
§ 2.2 Особенности конституционно-правовой процедуры объединения субъектов Федерации.
§ 2.3 Проблемы реализации объединительного процесса субъектов и дальнейшие тенденции развития федеративных отношений в Российской Федерации.
Конституционно-правовые
основы развития федерализма в условиях
объединения субъектов
Автореферат
Диссертация
Артикул: 404527
Год:
2010
Автор:
Дзантиев, Георгий Таймуразович
Ученая cтепень:
кандидат юридических наук
Место защиты диссертации:
Москва
Код cпециальности ВАК:
12.00.02
Специальность:
Конституционное право; муниципальное право
Количество cтраниц:
161
Оглавление:
Введение.
Глава I. Конституционно-правовые осн
§ 1.1. Теоретико-правовые основы разв
§ 1.2. Конституционно-правовые основы объединения субъектов
Российской Федерации.
§ 1.3. Объединение субъектов Федераци
Глава II. Объединение
субъектов Федерации как современное
направлениеразвития федеративн
§ 2.1. Роль и значение социально-экономических факторов при объединении субъектов Федерации.
§ 2.2 Особенности
конституционно-правовой процедуры
объединения субъектов
§ 2.3 Проблемы
реализации объединительного процесса
субъектов и дальнейшие тенденции развития федеративных отношени
Введение:
Актуальность темы диссертационного исследования.
Шестнадцатилетний опыт действия Конституции Российской Федерации 1993 г.1, которая существенным образом изменила форму российского государства, послужила основой для разработки правовой концепции, базирующейся на двухуровневом строении государственного устройства в пределах целостной территории Российской Федерации, и наряду с Федерацией предусмотрела существование в ее составе государственных образований - субъектов Российской Федерации, формирующихся с учетом их политических, экономических, национальных и других особенностей, позволяет оценить процесс формирования российского федерализма.
В
2004-2007 годах в развитии российского
федерализма наблюдается
Реформирование федеративны
1 Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках кКонституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 4. Ст. 445. внимание научного сообщества на развитие федеративных отношений и характер взаимоотношений между Российской Федерацией и ее субъектами в целом, задуматься о роли и значении конституционно-правового процесса объединения субъектов Российской Федерации в развитии федеративных отношений.
С одной стороны, объединение субъектов Российской Федерации может стать способом решения ряда проблем государственного управления обширными территориями Российской Федерации, а также выступить как одно из правовых средств решения социально-экономических проблем объединившихся субъектов Российской Федерации. С другой стороны, объединение субъектов Федерации является достаточно сложным процессом, который подлежит изучению с различных точек зрения, так как при определенных обстоятельствах объединение субъектов Российской Федерации может вызвать и негативные последствия. Законодательство субъектов Российской Федерации вновь образованных субъектов Российской Федерации характеризуется как несовершенное, не поспевающее за изменениями федерального законодательства и социально-экономическими преобразованиями, происходящими в российском государстве, а также имеющее правовые пробелы, что напрямую связано с возможностями субъекта Российской Федерации обеспечить реализацию и защиту прав и свобод человека и гражданина.
Федеративные отношения, включающие в себя отношения не только между Федерацией и субъектами Российской Федерации, но и отношения между самими субъектами Российской Федерации, представляют собой многоэлементный, многомерный феномен, отражающий комплекс правовых явлений, происходящих на территории субъектов Российской Федерации, достаточно сложный для научного познания.
Вновь образованные субъекты Российской Федерации в результате объединения - правовое явление, степень изученности которого не высока.
Внимание
ученых-юристов в большей
Изменения в экономической, политической и социальной сферах, происходящие на территории субъектов Российской Федерации, требуют не только адекватного осмысления и своевременного правового регулирования, целью которого является развитие законодательства субъектов Российской Федерации, реализация правовых норм на территории субъекта Российской Федерации, повышение уровня правосознания и правовой культуры граждан Российской Федерации, но и научного исследования, заставляют переосмыслить процесс объединения субъектов Российской Федерации, выявить проблемы, возникающие при реализации объединительного процесса субъектов Российской Федерации, оценить дальнейшие перспективы развития федеративных отношений в Российской Федерации, по-иному взглянуть на образование новых субъектов Российской Федерации в конституционно-правовом аспекте.
В
связи с этим, назрела научная
необходимость рассмотреть
Степень научной разработанности темы. Несмотря на то, что вопросам развития федеративных отношений в Российском государстве посвящено значительное количество научных трудов, до сих пор нет единства взглядов на перспективы развития федерализма в условиях объединения субъектов Российской Федерации.
Существенный вклад в теорию федеративных отношений внесли такие российские ученые, как С.А.Авакьян, А. С. Автономов, Р.Г.Абдулатипов, Г.В. Атаманчук, И.Н.Барциц, М.В.Баглай, Л.Ф.Болтенкова, В.В.Иванов, М.В.Золотарева, Е.И.Козлова, Б.С. Крылов,
B.А. Кряжков, О.Е.Кутафин, А.А.Ливеровский, В.О.Лучин, В.Н.Лысенко, М.А.Митюков, М.Г. Мойсеенко, В.В.Невинский, М.И.Пискотин, И.А.Умнова, В.Е.Чиркин, Б.С Эбзеев и другие.
В современной юридической науке исследования отдельных вопросов, связанных с изменением субъектного состава Российской Федерации и образованием новых субъектов Федерации, представлены в трудах таких авторов, как Н.М.Добрынин, Н.К.Ожегина, М.А.Суборов.
В целом же научных работ, посвященных комплексному изучению конституционно-правовых основ федерализма в условиях объединения субъектов Российской Федерации, а также исследованию проблем, связанных с образованием новых субъектов Российской Федерации, до настоящего времени не проводилось. Необходимо отметить, что данное диссертационное исследование является одной из попыток научного осмысления процессов образования новых субъектов, происходящих в Российской Федерации, а также объективных и субъективных причин образования таких субъектов Российской Федерации, как Забайкальский, Камчатский, Красноярский, Пермский края и Иркутская область.
Основой диссертационного исследования также являются фундаментальные положения, содержащиеся в научных трудах теоретико-правового и конституционно-правового характера, прежде всего:
C.Н.Бабурина, Н.С. Бондаря, В.Г.Вишнякова, В.Н.Григорьева, Ю.А.Дмитриева, Р.Ф.Идрисова, В.Б.Исакова, Л.М.Колодкина, Ф.Е.Колонтаевского, Б.П.Кондрашова, Ф.Д.Кожурина, Б.М.Лазарева,
В.В.Лозбинева, Е.А.Лукашевой, Г.В.Мальцева, В.М.Манохина, А.Ф.Ноздрачева, В.И.Новоселова, Б.А. Страшуна, Ю.А.Тихомирова, Б.Н.Топорнина, В.А.Туманова и др.
Цель диссертационного исследования состоит в том, чтобы на основании комплексного и системного анализа правового регулирования и сложившейся правоприменительной практики в процессе образования новых субъектов Российской Федерации путем их объединения, особенностей и проблем, возникающих при объединении конкретных субъектов Российской Федерации, рассмотреть объединение субъектов Российской Федерации как современное направление развития федеративного устройства России, выявить тенденции образования новых субъектов Российской Федерации путем объединения, а также внести предложения по совершенствованию конституционно-правовой процедуры объединения субъектов Федерации и обозначить дальнейшие перспективы развития федеративных отношений в Российской Федерации.
Поставленная
цель достигается посредством
-
изучить теоретико-правовые
- обозначить роль и значение процесса объединения субъектов Российской Федерации в развитии федеративных отношений;
-
рассмотреть объединение
-
исследовать конституционно-
-
провести анализ практики
-
выявить роль и значение