Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 07:03, контрольная работа
Развитие классического естествознания во многом зависело от социально-экономических и политических условий развития науки в XIX веке
Научные исследования чаще велись в одиночку, в изолированных друг от друга областях науки. Но это были блестящие исследования, результаты которых из-за отсутствия необходимых научно-исследовательских и учебных организаций разрабатывались учеными других стран.
Классическое естествознание все более становилось основой промышленной технологии и техники, стимулировало развитие других естественных наук. В физике изолированные ранее свет, электричество, магнетизм и теплота оказались объединенными в электромагнитную теорию.
Целью эксперимента может быть установление каких-либо закономерностей или обнаружение фактов. Эксперименты, проводимые с такой целью, называются
«поисковыми». Результатом поискового эксперимента является новая информация об изучаемой области. Однако чаще всего эксперимент проводится с целью проверки некоторой гипотезы или теории. Такой эксперимент называется «проверочным». Ясно, что невозможно провести резкой границы между этими двумя видами эксперимента. Один и тот же эксперимент может быть поставлен для проверки гипотезы и в то же время дать неожиданную информацию об изучаемых объектах. Точно так же и результат поискового эксперимента может заставить отказаться от принятой гипотезы или даст эмпирическое обоснование теоретическим рассуждениям. В современной науке один и тот же эксперимент все чаще обслуживает разные цели.
Эксперимент всегда представляет собой вопрос, обращенный к природе. Но чтобы вопрос был осмысленным и допускал определенный ответ, он должен опираться на предварительное знание об исследуемой области. Это знание и дает теория и именно теория ставит тот вопрос, ответ на который должна дать природа. Поэтому эксперимент как вид материальной деятельности всегда связан с теорией.
В экспериментальном исследовании не природа, а человек создает различные условия и обстоятельства, что позволяет «подстроить» саму окружающую действительность в пределах определенных рамок. В этом и состоит наиглавнейшее преимущество эксперимента над другими методами естественно-научного познания, а следовательно и его огромная значимость.
Конечно же, эксперимент не может существовать обособленно. В осуществлении экспериментального исследования, как уже упоминалось, огромную роль играет теоретическая база. Теоретические предпосылки и подготовка эксперимента представляют собой «львиную долю» самого процесса экспериментального исследования.
Но все же, в большинстве своем, именно посредством экспериментального
исследования,
были достигнуты огромные успехи в области
науки и техники. Это и дает право называть
именно эксперимент основой естествознания.
Литература
1. Кокин А. В. Концепции современного естествознания. - М., 1998.
2. Концепции современного естествознания. Коллектив авторов под ред.
Проф. В. Н. Лавриенко и проф. В. П. Ратникова. - М., 1997.
3. Капица П. Л. Эксперимент, теория, практика. - М., 1974.
4. Карпенков С. Х. Основные концепции естествознания. - М.,1998.
5. Карпенков С. Х. Концепции современного естествознания. - М., 1998.
6. Хапачев Ю. П., Дышеков А. А. Концепции современного Естествознания. - М., 1995.
Информация о работе Классическая механика – фундамент естественно-научной теории