Классическая механика – фундамент естественно-научной теории

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 07:03, контрольная работа

Описание работы

Развитие классического естествознания во многом зависело от социально-экономических и политических условий развития науки в XIX веке

Научные исследования чаще велись в одиночку, в изолированных друг от друга областях науки. Но это были блестящие исследования, результаты которых из-за отсутствия необходимых научно-исследовательских и учебных организаций разрабатывались учеными других стран.

Классическое естествознание все более становилось основой промышленной технологии и техники, стимулировало развитие других естественных наук. В физике изолированные ранее свет, электричество, магнетизм и теплота оказались объединенными в электромагнитную теорию.

Работа содержит 1 файл

Контрольная по естествознанию...doc

— 88.50 Кб (Скачать)

    Человек - биосоциальное существо, соединяющее  в себе биологическую и социальную компоненты. Человека можно рассматривать и с физической точки зрения, и изучать происходящие в нем химические процессы, а также с позиций социальной формы существования. Этология накапливает все больше данных, свидетельствующих о том, что социальное поведение человека, как и животных, во многом генетически детерминировано. Например, такое качество, как агрессивность, проявляющееся в импульсивности характера человека, имеет древнюю основу и объединяется со склонностью господствовать в коллективе. Это качество существует не только у человека, но и у животных, ведущих стадный образ жизни. Оно связано также со стойкостью к стрессу: установлено, что агрессивность сопровождается на физиологическом уровне повышенным синтезом катехоламинов, в частности, адреналина. Гормоны, проникая в мозг в ничтожных количествах (10 в степени -10 – 10 в степени-15 мг в миллилитре), способны изменить поведение животного или человека. Сегодня открыто свыше 50 гормонов пептидной природы, которые могут влиять на психический портрет человека, на его поведение. Поэтому генетические отклонения людей влияют, а порою и очень сильно, на их социальное поведение.

    Наследственность  снабжает родившегося человека не только сугубо биологическими свойствами и инстинктами. Он изначально оказывается обладателем особой способности к подражанию взрослым — их действиям, звукам и т. п. Ему присуще любопытство, а это уже социальное качество. Он способен огорчаться, испытывать страх и радость, его улыбка носит врожденный характер.

    Таким образом, ребенок появляется на свет именно как человеческое существо. И все-таки в момент рождения он лишь кандидат в человека. Он никак не может стать им в изоляции: ему нужно научиться стать человеком. Его вводит в мир людей общество, именно оно регулирует и наполняет его поведение социальным содержанием.

    Сегодня становится общепризнанным, что адаптация  человека осуществляется под влиянием двух программ наследственности: биологической  и социальной. Все признаки и свойства любого индивида являются, таким образом, результатом взаимодействия его генотипа и среды. Поэтому каждый человек есть и часть природы, и продукт общественного развития.

    Суть  теории генно-культурной коэволюции состоит  в утверждении того, что процессы органической (генной) и культурной эволюции человека происходят совместно. Гены и культура в этой эволюции неразрывно связаны между собой. Однако ведущая роль все же отводится генам, которые оказываются конечными причинами многих человеческих поступков. Поэтому человек выступает объектом как биологического, так и социального познания.

    Человек наследует некоторые моральные  чувства по биологическим каналам. Биология, генетика определяют поведение  человека, он не может вырваться  за пределы своей биологической  природы, даже если бы очень захотел. Есть и эволюционная связь человека с животными, и определенные аналогии между их поведением. Другими словами, существуют биологические основы социальности человека. Вне социальных условий одна природа еще не делает человека человеком. Человек - элемент биосферы, так как произошел на базе определенного биологического вида, поэтому его надо рассматривать во взаимосвязи с биосферой. Человек - часть Природы и неотделим от нее. Основные законы развития для него такие же, как и для всех остальных популяций.

    Неизбежность  такова, что каждый биологический  вид проходит несколько фаз своего развития. Первая фаза называется лаг-периодом - когда вид только нарождается, развивается  не очень быстро. Следующая фаза экспоненциальная - стремительное развитие по законам геометрической прогрессии. Применительно к человечеству, которое находится во второй половине такой фазы, - это рост населения, стремительное развитие научно-технического прогресса, непрестанный поиск всего нового, что делает эффективнее труд, комфортабельнее быт. Одна из отличительных черт экспоненциальной фазы - демократическое общественное устройство, дающее членам сообщества широкий простор для проявления личной инициативы. Экспоненциальная фаза заканчивается тогда, когда иссякают ресурсы в той нише, которую вид занимает. А дальше наступает явление, носящее название логистический изгиб. Ощутив эффект тесноты, дефицита ресурсов, вид переходит к стационарному состоянию. Развитие кончилось, начинается жизнь по инерции. Численность вида поддерживается на строго определенном уровне, не принимаются никакие новшества, резко меняется этика животных.

    Один  из отличительных признаков стационарного  состояния - резкая смена приоритетов. Теперь среди членов видового сообщества ценится полное отсутствие индивидуальности - послушание, коммуникабельность, способность вписываться в иерархическую структуру, а главное - воздержание от воспроизведения потомства.

    Ярким примером является жизнь популяции  пчел. Сейчас этот вид в стационарном состоянии. В улье рожает только одна матка, причем количество потомства строго регулируется. Остальные пчелы должны только работать, давать потомство им запрещено. Если какая-либо пчела нарушает этот запрет - ее немедленно уничтожат. От рабочих пчел требуется послушание и трудолюбие, иерархическая система жесточайшая. Вся жизнь каждого члена сообщества расписана от рождения до смерти. Потому этот вид и выжил. Множество других подвидов пчел, не сумевших вовремя перестроится, - вымерли. Иначе говоря, уцелел тот вид, который от демократического перешел к авторитарному общественному устройству.

    Если  рассматривать человечество как  популяцию, то действует тот же биологический  закон. Демографический кризис - результат  резкого увеличения численности, что  ведет к неблагоприятным условиям и коллапсу - снижению численности популяции до уровня ниже, чем могла бы прокормить деградировавшая емкость среды. В случае стабилизации численность будет колебаться на уровне емкости среды. Сейчас человеческая популяция в фазе роста.

    Биосфера  имеет порог потребления около 1% продукции, которую производит природа. Сейчас потребление достигло 10%. На поддержание жизни одного человека требуется 20 тонн сырья, 800 тонн воды, 2,5 кВт электроэнергии. Как результат, доля естественной природы Земли, не нарушенной хозяйственной деятельностью, составляет 39%. Так в России остались нетронутыми лишь 80 млн. га. Техногенной деятельностью человек нарушил биосферное равновесие, и биосфера стремится вернуть численность населения к оптимальному уровню.

    Человек неразрывно связан с биосферой, уйти из нее не может, его существование есть ее функция, которую он несет с собой всюду, неизбежно изменяя ее. В последние годы для изучения ноосферной стадии эволюции биосферы стали применять математическое моделирование, которое позволяет получать обширную информацию о возможном состоянии среды, крупномасштабных воздействиях на нее человека, строить экологические прогнозы. В результате прогнозов был получен вывод: если не остановить рост производства, не ввести экономию ресурсов, не сокращать их массовое потребление, не сократить загрязнение окружающей среды, то в начале третьего тысячелетия наступит гибель мировой цивилизации. По прогнозам комиссий ООН, нормальная жизнь на Земле будет возможна только для 2 млрд. человек (4 млрд. лишних). Развивающийся кризис исключает возможность пассивного созерцания происходящего, этим объясняется появление глобальной проблемы устойчивого развития.

    Основная  проблема всех кризисов в том, что  человек остается на уровне биосоциального животного, хотя он - существо социальное. В основном проблему устойчивого развития сводят к охране среды и рациональному использованию природных ресурсов. Однако под этим следует понимать гармонические взаимоотношения со средой, ноосферное сотворчество человека и природы. Человек не только элемент биосферы, он создает ноосферу и является ее элементом. Есть надежда, что переход на качественно-новый уровень самосознания, создаст возможность для нормального бескризисного существования на основе развития науки и технологий. Несмотря на огромные возможности и способности человеческого разума к управлению природными процессами, тем не менее еще рано говорить о ноосфере, так как человек не может предугадать все последствия своих действий. Об этом свидетельствует множество экологических проблем, возникших на нашей планете. Ноосферный подход призван стимулировать ослабление нагрузки на биосферу и сохранение ее основных структур, достаточность природных ресурсов и гарантированность развития человечества в будущем.

    Любая деятельность человека оказывает влияние на окружающую среду, а ухудшение состояния биосферы опасно для всех живых существ, в том числе и для человека. Всестороннее изучение человека, его взаимоотношений с окружающим миром привели к пониманию, что здоровье - это не только отсутствие болезней, но и физическое, психическое и социальное благополучие человека. Здоровье - это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живем. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    
  1. Экспериментальный анализ – основа современной науки
 

    Наука все глубже проникает в сущность явлений, процессов, охватывает все более широко картину мира. Будучи, прежде всего, явлением духовной жизни общества, наука воплощается в сфере его материальной жизни. Она представляет собой особую область человеческой деятельности, как теоретической, так и практической. Еще на ранних ступенях развития науки ученые не только созерцали природу, но и действовали: изобретали приборы, вели с их помощью наблюдения, ставили эксперименты и добывали таким образом для науки новые факты. В древности, например, был создан такой астрономический прибор, как гномон - вертикальный столбик на горизонтальной площадке, с помощью которого греки умели не только определять высоту солнца над горизонтом, но и географическую широту.

    В Новое время получили широкое развитие такие формы научной практики, как инструментальное наблюдение и особенно эксперимент, а в наши дни ни одна естественная наука невозможна без солидной экспериментальной базы. Во многих областях науки эта база требует для своего создания колоссальных затрат, а в техническом отношении она сложнее любого производства. Гигантские синхрофазотроны (ускорители заряженных частиц), космические корабли и ракеты, тончайшие приборы, позволяющие измерять промежутки времени и интервалы пространства в микромире, и т. д. - такова экспериментальная база современной науки. Создание этой техники и управление ею является очень важным видом практической деятельности. Разграничение между теорией и практикой во многих областях науки потребовало разделения труда между учеными, что увеличило количество рабочих мест и занятость в научно-исследовательском процессе. Например, физики-экспериментаторы ставят опыты, управляют приборами, дают первичное обобщение полученных данных, а физики-теоретики целиком посвящают себя обобщению данных эксперимента, развитию теории.

    Эксперимент - более сложный метод эмпирического  познания, он предполагает активное, целенаправленное и строго контролируемое воздействие  исследователя на изучаемый объект для выявления его определенных сторон и свойств. Преимущества эксперимента: во-первых, позволяет изучать объект в «чистом виде», т.е. устранять всякие побочные факторы, затрудняющие исследование. Во-вторых, позволяет изучать объект в некоторых искусственных, например, экстремальных, условиях, когда удается обнаружить удивительные свойства объектов, тем самым глубже постигать их сущность. Очень интересными и перспективными в этом плане являются космические эксперименты, позволяющие изучать объекты в таких особых условиях, как невесомость, глубокий вакуум, которые недостижимы в земных лабораториях. В-третьих, изучая какой-либо процесс, экспериментатор может вмешиваться в него, активно влиять на его протекание. В-четвертых, многократность, повторяемость эксперимента, который может быть повторен столько раз, сколько необходимо для получения достоверных результатов.

    В зависимости от характера задач  эксперименты делятся на исследовательские  и проверочные. Исследовательские  эксперименты позволяют делать открытия, обнаруживать у объекта новые, ранее  неизвестные свойства. Так, например, эксперименты в лаборатории Э. Резерфорда показали странное поведение альфа-частиц при бомбардировке ими золотой фольги: большинство частиц проходило сквозь фольгу, небольшое количество частиц отклонялось и рассеивалось, а некоторые частицы не просто отклонялись, а отскакивали обратно, как мяч от сетки. Такая картина, согласно проведенным расчетам, получалась из-за того, что вся масса атома сосредоточена в ядре, занимающем ничтожную часть объема атома, и отскакивали обратно альфа-частицы, соударявшиеся с ядром. Так исследовательский эксперимент Резерфорда привел к обнаружению ядра атома, и тем самым к рождению ядерной физики.

    Проверочные эксперименты служат подтверждению  некоторых теоретических построений. Например, существование целого ряда элементарных частиц (позитрон, нейтрино и др.) было вначале предсказано теоретически.

    В эксперименте можно выделить следующие  элементы: 1) цель эксперимента; 2)объект экспериментирования; 3) условия, в которых  находится или в которые помещается объект; 4) средства эксперимента; 5) материальное воздействие на объект. Каждый из этих элементов может быть положен в основу классификации экспериментов. Например, эксперименты можно разделять на физические, химические, биологические и т. д. в зависимости от различия объектов экспериментирования.

Информация о работе Классическая механика – фундамент естественно-научной теории