Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 07:03, контрольная работа
Развитие классического естествознания во многом зависело от социально-экономических и политических условий развития науки в XIX веке
Научные исследования чаще велись в одиночку, в изолированных друг от друга областях науки. Но это были блестящие исследования, результаты которых из-за отсутствия необходимых научно-исследовательских и учебных организаций разрабатывались учеными других стран.
Классическое естествознание все более становилось основой промышленной технологии и техники, стимулировало развитие других естественных наук. В физике изолированные ранее свет, электричество, магнетизм и теплота оказались объединенными в электромагнитную теорию.
Человек - биосоциальное существо, соединяющее в себе биологическую и социальную компоненты. Человека можно рассматривать и с физической точки зрения, и изучать происходящие в нем химические процессы, а также с позиций социальной формы существования. Этология накапливает все больше данных, свидетельствующих о том, что социальное поведение человека, как и животных, во многом генетически детерминировано. Например, такое качество, как агрессивность, проявляющееся в импульсивности характера человека, имеет древнюю основу и объединяется со склонностью господствовать в коллективе. Это качество существует не только у человека, но и у животных, ведущих стадный образ жизни. Оно связано также со стойкостью к стрессу: установлено, что агрессивность сопровождается на физиологическом уровне повышенным синтезом катехоламинов, в частности, адреналина. Гормоны, проникая в мозг в ничтожных количествах (10 в степени -10 – 10 в степени-15 мг в миллилитре), способны изменить поведение животного или человека. Сегодня открыто свыше 50 гормонов пептидной природы, которые могут влиять на психический портрет человека, на его поведение. Поэтому генетические отклонения людей влияют, а порою и очень сильно, на их социальное поведение.
Наследственность снабжает родившегося человека не только сугубо биологическими свойствами и инстинктами. Он изначально оказывается обладателем особой способности к подражанию взрослым — их действиям, звукам и т. п. Ему присуще любопытство, а это уже социальное качество. Он способен огорчаться, испытывать страх и радость, его улыбка носит врожденный характер.
Таким образом, ребенок появляется на свет именно как человеческое существо. И все-таки в момент рождения он лишь кандидат в человека. Он никак не может стать им в изоляции: ему нужно научиться стать человеком. Его вводит в мир людей общество, именно оно регулирует и наполняет его поведение социальным содержанием.
Сегодня становится общепризнанным, что адаптация человека осуществляется под влиянием двух программ наследственности: биологической и социальной. Все признаки и свойства любого индивида являются, таким образом, результатом взаимодействия его генотипа и среды. Поэтому каждый человек есть и часть природы, и продукт общественного развития.
Суть теории генно-культурной коэволюции состоит в утверждении того, что процессы органической (генной) и культурной эволюции человека происходят совместно. Гены и культура в этой эволюции неразрывно связаны между собой. Однако ведущая роль все же отводится генам, которые оказываются конечными причинами многих человеческих поступков. Поэтому человек выступает объектом как биологического, так и социального познания.
Человек наследует некоторые моральные чувства по биологическим каналам. Биология, генетика определяют поведение человека, он не может вырваться за пределы своей биологической природы, даже если бы очень захотел. Есть и эволюционная связь человека с животными, и определенные аналогии между их поведением. Другими словами, существуют биологические основы социальности человека. Вне социальных условий одна природа еще не делает человека человеком. Человек - элемент биосферы, так как произошел на базе определенного биологического вида, поэтому его надо рассматривать во взаимосвязи с биосферой. Человек - часть Природы и неотделим от нее. Основные законы развития для него такие же, как и для всех остальных популяций.
Неизбежность такова, что каждый биологический вид проходит несколько фаз своего развития. Первая фаза называется лаг-периодом - когда вид только нарождается, развивается не очень быстро. Следующая фаза экспоненциальная - стремительное развитие по законам геометрической прогрессии. Применительно к человечеству, которое находится во второй половине такой фазы, - это рост населения, стремительное развитие научно-технического прогресса, непрестанный поиск всего нового, что делает эффективнее труд, комфортабельнее быт. Одна из отличительных черт экспоненциальной фазы - демократическое общественное устройство, дающее членам сообщества широкий простор для проявления личной инициативы. Экспоненциальная фаза заканчивается тогда, когда иссякают ресурсы в той нише, которую вид занимает. А дальше наступает явление, носящее название логистический изгиб. Ощутив эффект тесноты, дефицита ресурсов, вид переходит к стационарному состоянию. Развитие кончилось, начинается жизнь по инерции. Численность вида поддерживается на строго определенном уровне, не принимаются никакие новшества, резко меняется этика животных.
Один
из отличительных признаков
Ярким примером является жизнь популяции пчел. Сейчас этот вид в стационарном состоянии. В улье рожает только одна матка, причем количество потомства строго регулируется. Остальные пчелы должны только работать, давать потомство им запрещено. Если какая-либо пчела нарушает этот запрет - ее немедленно уничтожат. От рабочих пчел требуется послушание и трудолюбие, иерархическая система жесточайшая. Вся жизнь каждого члена сообщества расписана от рождения до смерти. Потому этот вид и выжил. Множество других подвидов пчел, не сумевших вовремя перестроится, - вымерли. Иначе говоря, уцелел тот вид, который от демократического перешел к авторитарному общественному устройству.
Если
рассматривать человечество как
популяцию, то действует тот же биологический
закон. Демографический кризис - результат
резкого увеличения численности, что
ведет к неблагоприятным
Биосфера имеет порог потребления около 1% продукции, которую производит природа. Сейчас потребление достигло 10%. На поддержание жизни одного человека требуется 20 тонн сырья, 800 тонн воды, 2,5 кВт электроэнергии. Как результат, доля естественной природы Земли, не нарушенной хозяйственной деятельностью, составляет 39%. Так в России остались нетронутыми лишь 80 млн. га. Техногенной деятельностью человек нарушил биосферное равновесие, и биосфера стремится вернуть численность населения к оптимальному уровню.
Человек неразрывно связан с биосферой, уйти из нее не может, его существование есть ее функция, которую он несет с собой всюду, неизбежно изменяя ее. В последние годы для изучения ноосферной стадии эволюции биосферы стали применять математическое моделирование, которое позволяет получать обширную информацию о возможном состоянии среды, крупномасштабных воздействиях на нее человека, строить экологические прогнозы. В результате прогнозов был получен вывод: если не остановить рост производства, не ввести экономию ресурсов, не сокращать их массовое потребление, не сократить загрязнение окружающей среды, то в начале третьего тысячелетия наступит гибель мировой цивилизации. По прогнозам комиссий ООН, нормальная жизнь на Земле будет возможна только для 2 млрд. человек (4 млрд. лишних). Развивающийся кризис исключает возможность пассивного созерцания происходящего, этим объясняется появление глобальной проблемы устойчивого развития.
Основная проблема всех кризисов в том, что человек остается на уровне биосоциального животного, хотя он - существо социальное. В основном проблему устойчивого развития сводят к охране среды и рациональному использованию природных ресурсов. Однако под этим следует понимать гармонические взаимоотношения со средой, ноосферное сотворчество человека и природы. Человек не только элемент биосферы, он создает ноосферу и является ее элементом. Есть надежда, что переход на качественно-новый уровень самосознания, создаст возможность для нормального бескризисного существования на основе развития науки и технологий. Несмотря на огромные возможности и способности человеческого разума к управлению природными процессами, тем не менее еще рано говорить о ноосфере, так как человек не может предугадать все последствия своих действий. Об этом свидетельствует множество экологических проблем, возникших на нашей планете. Ноосферный подход призван стимулировать ослабление нагрузки на биосферу и сохранение ее основных структур, достаточность природных ресурсов и гарантированность развития человечества в будущем.
Любая
деятельность человека оказывает влияние
на окружающую среду, а ухудшение состояния
биосферы опасно для всех живых существ,
в том числе и для человека. Всестороннее
изучение человека, его взаимоотношений
с окружающим миром привели к пониманию,
что здоровье - это не только отсутствие
болезней, но и физическое, психическое
и социальное благополучие человека. Здоровье
- это капитал, данный нам не только природой
от рождения, но и теми условиями, в которых
мы живем.
Наука все глубже проникает в сущность явлений, процессов, охватывает все более широко картину мира. Будучи, прежде всего, явлением духовной жизни общества, наука воплощается в сфере его материальной жизни. Она представляет собой особую область человеческой деятельности, как теоретической, так и практической. Еще на ранних ступенях развития науки ученые не только созерцали природу, но и действовали: изобретали приборы, вели с их помощью наблюдения, ставили эксперименты и добывали таким образом для науки новые факты. В древности, например, был создан такой астрономический прибор, как гномон - вертикальный столбик на горизонтальной площадке, с помощью которого греки умели не только определять высоту солнца над горизонтом, но и географическую широту.
В Новое время получили широкое развитие такие формы научной практики, как инструментальное наблюдение и особенно эксперимент, а в наши дни ни одна естественная наука невозможна без солидной экспериментальной базы. Во многих областях науки эта база требует для своего создания колоссальных затрат, а в техническом отношении она сложнее любого производства. Гигантские синхрофазотроны (ускорители заряженных частиц), космические корабли и ракеты, тончайшие приборы, позволяющие измерять промежутки времени и интервалы пространства в микромире, и т. д. - такова экспериментальная база современной науки. Создание этой техники и управление ею является очень важным видом практической деятельности. Разграничение между теорией и практикой во многих областях науки потребовало разделения труда между учеными, что увеличило количество рабочих мест и занятость в научно-исследовательском процессе. Например, физики-экспериментаторы ставят опыты, управляют приборами, дают первичное обобщение полученных данных, а физики-теоретики целиком посвящают себя обобщению данных эксперимента, развитию теории.
Эксперимент
- более сложный метод
В зависимости от характера задач эксперименты делятся на исследовательские и проверочные. Исследовательские эксперименты позволяют делать открытия, обнаруживать у объекта новые, ранее неизвестные свойства. Так, например, эксперименты в лаборатории Э. Резерфорда показали странное поведение альфа-частиц при бомбардировке ими золотой фольги: большинство частиц проходило сквозь фольгу, небольшое количество частиц отклонялось и рассеивалось, а некоторые частицы не просто отклонялись, а отскакивали обратно, как мяч от сетки. Такая картина, согласно проведенным расчетам, получалась из-за того, что вся масса атома сосредоточена в ядре, занимающем ничтожную часть объема атома, и отскакивали обратно альфа-частицы, соударявшиеся с ядром. Так исследовательский эксперимент Резерфорда привел к обнаружению ядра атома, и тем самым к рождению ядерной физики.
Проверочные
эксперименты служат подтверждению
некоторых теоретических
В эксперименте можно выделить следующие элементы: 1) цель эксперимента; 2)объект экспериментирования; 3) условия, в которых находится или в которые помещается объект; 4) средства эксперимента; 5) материальное воздействие на объект. Каждый из этих элементов может быть положен в основу классификации экспериментов. Например, эксперименты можно разделять на физические, химические, биологические и т. д. в зависимости от различия объектов экспериментирования.
Информация о работе Классическая механика – фундамент естественно-научной теории