Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2011 в 00:07, курсовая работа
Причины возникающих в наше время кризисов наряду с несовершенством различных экономических и социальных структур в большом числе случаев кроются в количественной и качественной неоднозначности результатов технического прогресса, который открывает возможность как для разумного использования достижений техники, так и для применения во вред человеку (атомная промышленность и радиационная угроза; неудержимый рост масштабов использования природных ресурсов; возрастание мощности средств массовой информации; поток новых лекарственных веществ, часто с далеко не изученными действиями и т.д.).
Введение……………………………………………………………………3-4
Глава1
1.Этика науки как глобальная проблема XXI века………….5-7
2.Проблема ответственности ученого……………………….8-11
3.Биоэтика……………………………………………………12-16
Глава 2……………………………………………………………..17-23
Заключение……………………………………………………………….24-25
Список использованной литературы………………………………………26
Среди
областей научного знания, в которых
особенно остро и напряженно обсуждаются
вопросы социальной ответственности
ученого и нравственно-
Именно развитие генной инженерии привело к уникальному в истории науки событию, когда в 1975 году ведущие ученые мира добровольно заключили мораторий, временно приостановив ряд исследований, потенциально опасных не только для человека, но и для других форм жизни на нашей планете. Мораторию предшествовал резкий рывок в исследованиях по молекулярной генетике. Однако другой стороной этого прорыва в области генетики явились таящиеся в нем потенциальные угрозы для человека и человечества. Такого рода опасения и заставили ученых пойти на столь беспрецедентный шаг, как установление добровольного моратория. Тем не менее, дискуссии вокруг этических проблем генной инженерии отнюдь не утихли.
Проблема
ответственности ученого с
Медицинская наука и вместе с ней практика в те времена управлялась принципом «прежде всего не вреди», да и теперь еще он фигурирует в «гиппократовой клятве». Эрлих выдвинул и мужественно отстаивал другой принцип: «прежде всего приноси пользу». Эти принципы прямо адресованы к ответственности, к совести ученого. Ясно, что они выходят далеко за рамки одной лишь медицинской науки, имеют самое широкое общее значение. Такие проблемы встают многократно, и здесь нет абсолютного рецепта. Каждый раз ученые должны взвешивать «за» и «против» и брать на себя ответственность, как поступать.
В
случае Эрлиха ответственность ученого
была необычайно высокая, можно сказать,
гигантская. На одной чаше весов была страшнейшая
болезнь, имеющая колоссальное распространение
повсеместно. На другой чаше — многообещающее,
но до конца неизведанное лечебное средство
с опасностью вторичных, быть может, тяжелых
побочных явлений. Но уверенность в своей
правоте, в надежности проверок способствовала
тому, что принцип «прежде всего приноси
пользу» восторжествовал. Несмотря на
риск некоторого, предположительно возможного
вреда, была побеждена тяжелейшая, подлинно
глобальная болезнь.
1.3 Биоэтика
Содержание классической медицинской этики восходит к «отцу медицины» Гиппократу (V-IV вв до н.э.). Основные положения этики Гиппократа таковы. Безусловное уважение к жизни пациента: "Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла, точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария". Цель медицины - благо больного: "В какой бы дом я ни вошел, я войду туда только для пользы больного". Не навреди: "Я направлю режим больных к их выгоде..., воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости". Медицинская тайна: "Что бы при лечении, а также и без лечения я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской, из того, что не следует разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной". Оправдание "святой лжи" в медицине: "Все... должно делать спокойно и умело, скрывая от больного многое в своих распоряжениях... сами больные по причине своего плачевного положения, отчаявшись, заменяют жизнь смертью". Парадоксальное, с современной точки зрения, отношение к неизлечимым и умирающим больным: "...К тем, которые уже побеждены болезнью, она не протягивает своей руки".
В определенном смысле начало современного этапа истории медицинской этики связано со Второй мировой войной. После войны мировое сообщество узнало о преступлениях нацистской медицины: насильственной стерилизации почти полумиллиона (в основном) немцев, насильственной эвтаназии более чем 100 тысяч неизлечимых душевнобольных (в основном) немцев, многочисленных и разнообразных, как правило, смертельно опасных медицинских экспериментах на узниках концлагерей разных национальностей и т.д. Неослабевающий по сей день интерес к этой странице мировой истории определяется тем, что в практике нацистских врачей медицина как бы опустилась до уровня «этического нуля», и эта «точка отсчета» в моральных оценках медицинской практики является важной и сегодня. Принятый в 1947 г. «Нюрнбергский кодекс» - 10 этических правил проведения медицинских экспериментов на людях, можно считать первым международным нормативным документом биоэтики (хотя слово это появилось почти спустя полвека).
В
том же 1947 г. возникла Всемирная медицинская
ассоциация (ВМА) – независимая профессиональная
организация врачей мира, основной
целью которой стала разработка
регламентирующих этических документов,
число которых к настоящему времени
исчисляется десятками. Особенно интенсивной
стала эта нормотворческая
С начала современного этапа НТП во второй половине ХХ в. отечественная биомедицинская наука в целом соответствовала мировому уровню, а на некоторых направлениях (экспериментальная трансплантология, реаниматология, космическая медицина и т.д.) занимала лидирующие позиции. Как известно, именно новейшие достижения биомедицины стали одной из причин формирования биоэтики. В силу макроисторических причин (холодная война, международная изоляция российского врачебного сообщества и т.д.), а также традиции этического нигилизма, заложенной такими идеологами советской медицины, как Н.А.Семашко, именно в России сложилась уникальная ситуация большого разрыва высокого научного уровня многих направлений биомедицины и отставания в области биоэтики. Серьезное знакомство с биоэтикой российского научного сообщества (сначала – философского, а затем и - медицинского) произошло лишь на рубеже 90-х годов, т.е. с опозданием на 20 лет. Небольшой курс биоэтики (36 часов) вошел в государственный образовательный стандарт для врачей в 1999 г., а для медсестер повышенного уровня профессиональной подготовки – в 2004 г.
Биоэтика представляет собой важную точку роста философского знания, формирование и развитие биоэтики связано с процессом трансформации традиционной этики вообще и медицинской этики в частности. Оно обусловлено прежде всего резко усиливающимся вниманием к правам человека (в медицине — это права пациента, испытуемого и т. д.) и созданием новых медицинских технологий, порождающих множество острейших проблем, требующих юридического и морального регулирования.
Развитие
биоэтики в России может способствовать
гуманизации отечественной
Формирование
биоэтики обусловлено прежде всего
теми грандиозными изменениями, которые
произошли в технологическом
перевооружении современной медицины,
кардинальными сдвигами в медикоклинической
практике, которые нашли свое выражение
в успехах генной -инженерии, трансплантации
органов, биотехнологии, поддержании
жизни пациента. Все эти процессы
невиданным образом обострили моральные
проблемы, встающие перед врачом, перед
родственниками больных, перед медицинским
персоналом. Существуют ли пределы
и каковы они в поддержании
жизни смертельно больного человека?
Допустима ли эвтаназия? С какого
момента следует считать
Биоэтика
как исследовательское
Существует
ряд исследовательских центров
по биоэтике. Среди них наиболее
известны — Гастингс-центр под
Нью-Йорком (США), Центр по биоэтике
при медико-исследовательском
ГЛАВА 2.
Литература
по биоэтике изобилует сообщениями
о существовании универсальных
норм и глобальной биоэтики. В то
же время там присутствует и здравый
моральный плюрализм, не только обладающий
завидным постоянством, но и, по-видимому,
с теоретической точки зрения
просто неустранимы. В статье Х.Т.Энгельгардта
речь идет о том, откуда проистекает
склонность к отрицанию морального
и биоэтического разнообразия. Автор
хочет представить общее
В
основе современных ожесточенных дискуссий
относительно моральности абортов
лежит вопрос о том, с какого момента
человеческие существа признаются личностями
и, следовательно, обладателями прав. Подобным
же образом дискуссии о
Поскольку
развитые страны сталкиваются с необходимостью
обеспечения все больших
Информация о работе Этика науки как глобальная проблема XXI века