Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2011 в 13:09, реферат
Моделирование в научных исследованиях стало применяться еще в глубокой древности и постепенно захватывало все новые области научных знаний: техническое конструирование, строительство и архитектуру, астрономию, физику, химию, биологию и, наконец, общественные науки.
Дискриптивные модели отвечают на вопрос: как это происходит? или как это вероятнее всего может дальше развиваться?, т.е. они только объясняют наблюдаемые факты или дают вероятный прогноз.
Нормативные модели отвечают на вопрос: как это должно быть?, т.е. предполагают целенаправленную деятельность. Типичным примером нормативных моделей являются модели оптимального планирования, формализующие тем или иным способом цели экономического развития, возможности и средства их достижения.
Является ли экономико-математическая модель дескриптивной или нормативной, зависит не только от ее математической структуры, но от характера использования этой модели. Например, модель межотраслевого баланса дескриптивна, если она используется для анализа пропорций прошлого периода. Но эта же математическая модель становится нормативной, когда она применяется для расчетов сбалансированных вариантов развития народного хозяйства, удовлетворяющих конечные потребности общества при плановых нормативах производственных затрат.
Многие экономико-
По характеру отражения причинно-следственных связей различают модели
жестко детерминистские и
модели, учитывающие
случайность и
По способам отражения
фактора времени экономико-
Модели экономических процессов чрезвычайно разнообразны по форме математических зависимостей. Особенно важно выделить класс линейных моделей, наиболее удобных для анализа и вычислений и получивших вследствие этого большое распространение. Различия между линейными и нелинейными моделями существенны не только с математической точки зрения, но и в теоретико-экономическом отношении, поскольку многие зависимости в экономике носят принципиально нелинейный характер: эффективность использования ресурсов при увеличении производства, изменение спроса и потребления населения при увеличении производства, изменение спроса и потребления населения при росте доходов и т.п.
По соотношению экзогенных и эндогенных переменных, включаемых в модель, они могут разделяться на открытые и закрытые. Полностью открытых моделей не существует; модель должна содержать хотя бы одну эндогенную переменную. Полностью закрытые экономико-математические модели, т.е. не включающие экзогенных переменных, исключительно редки; их построение требует полного абстрагирования от "среды", т.е. серьезного огрубления реальных экономических систем, всегда имеющих внешние связи. Подавляющее большинство экономико-математических моделей занимает промежуточное положение и различаются по степени открытости (закрытости).
Для моделей народнохозяйственного уровня важно деление на агрегированные и детализированные.
В зависимости от того, включают ли народнохозяйственные модели пространственные факторы и условия или не включают, различают модели пространственные и точечные.
Таким образом, общая
классификация экономико-
7.
Этапы экономико-
В различных отраслях
знаний, в том числе и в экономике,
они приобретают свои специфические
черты. Проанализируем последовательность
и содержание этапов одного цикла
экономико-математического
1. Постановка экономической проблемы и ее качественный анализ.
2. Построение математической модели.
3. Математический
анализ модели.
4. Подготовка исходной информации.
5. Численное решение.
6. Анализ численных
результатов и их применение.
Поскольку экономико-математические задачи могут быть сложны по своей структуре, иметь большую размерность, то часто случается, что известные алгоритмы и программы для ЭВМ не позволяют решить задачу в первоначальном виде. Если невозможно в короткий срок разработать новые алгоритмы и программы, исходную постановку задачи и модель упрощают: снимают и объединяют условия, уменьшают число факторов, нелинейные соотношения заменяют линейными, усиливают детерминизм модели и т.д.
Недостатки, которые
не удается исправить на промежуточных
этапах моделирования, устраняются
в последующих циклах. Но результаты
каждого цикла имеют и вполне
самостоятельное значение. Начав
исследование с построения простой
модели, можно быстро получить полезные
результаты, а затем перейти к
созданию более совершенной модели,
дополняемой новыми условиями, включающей
уточненные математические зависимости.
Теория математического
анализа моделей экономики
Довольно самостоятельными
областями исследований становятся
подготовка и обработка экономической
информации и разработка математического
обеспечения экономических задач (создание
баз данных и банков информации, программ
автоматизированного построения моделей
и программного сервиса для экономистов-пользователей).
На этапе практического использования
моделей ведущую роль должны играть специалисты
в соответствующей области экономического
анализа, планирования, управления. Главным
участком работы экономистов-математиков
остается постановка и формализация экономических
задач и синтез процесса экономико-математического
моделирования.
8.
Роль прикладных
экономико-математических
исследований.
Можно выделить по крайней
мере четыре аспекта применения математических
методов в решении практических проблем.
1. Совершенствование
системы экономической
2. Интенсификация
и повышение точности
3. Углубление количественного
анализа экономических проблем.
4. Решение принципиально
новых экономических задач.
Сфера практического
применения метода моделирования ограничивается
возможностями и эффективностью
формализации экономических проблем
и ситуаций, а также состоянием
информационного, математического, технического
обеспечения используемых моделей.
Стремление во что бы то ни стало применить
математическую модель может не дать хороших
результатов из-за отсутствия хотя бы
некоторых необходимых условий.
В соответствии с современными научными представлениями системы разработки и принятия хозяйственных решений должны сочетать формальные и неформальные методы, взаимоусиливающие и взаимодополняющие друг друга. Формальные методы являются прежде всего средством научно обоснованной подготовки материала для действий человека в процессах управления. Это позволяет продуктивно использовать опыт и интуицию человека, его способности решать плохо формализуемые задачи.
Информация о работе Экономико – Математическое моделирование как метод научного познания