Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2011 в 13:09, реферат
Моделирование в научных исследованиях стало применяться еще в глубокой древности и постепенно захватывало все новые области научных знаний: техническое конструирование, строительство и архитектуру, астрономию, физику, химию, биологию и, наконец, общественные науки.
Министерство образования и науки РФ
ГОУ
ВПО «Тюменский государственный
архитектурно-строительный университет»
Реферат на тему:
«Экономико – Математическое моделирование
как
метод научного познания»
Выполнила
студентка гр. К09-1
Мандзюк
Дарья
Тюмень 2010г.
1. Моделирование как метод научного познания.
Моделирование в научных исследованиях стало применяться еще в глубокой древности и постепенно захватывало все новые области научных знаний: техническое конструирование, строительство и архитектуру, астрономию, физику, химию, биологию и, наконец, общественные науки
Термин "модель"
широко используется в различных
сферах человеческой деятельности и
имеет множество смысловых
Модель - это такой материальный или мысленно представляемый объект, который в процессе исследования замещает объект-оригинал так, что его непосредственное изучение дает новые знания об объекте-оригинале
Главная особенность
моделирования в том, что это
метод опосредованного познания
с помощью объектов-
Процесс моделирования включает три элемента:
1) субъект (исследователь),
2) объект исследования,
3) модель, опосредствующую отношения познающего субъекта и познаваемого объекта.
Изучение одних сторон моделируемого объекта осуществляется ценой отказа от отражения других сторон. Поэтому любая модель замещает оригинал лишь в строго ограниченном смысле. Из этого следует, что для одного объекта может быть построено несколько "специализированных" моделей, концентрирующих внимание на определенных сторонах исследуемого объекта или же характеризующих объект с разной степенью детализации.
На втором этапе процесса моделирования модель выступает как самостоятельный объект исследования. Одной из форм такого исследования является проведение "модельных" экспериментов, при которых сознательно изменяются условия функционирования модели и систематизируются данные о ее "поведении". Конечным результатом этого этапа является множество знаний о модели R.
На третьем этапе осуществляется перенос знаний с модели на оригинал - формирование множества знаний S об объекте. Этот процесс переноса знаний проводится по определенным правилам. Знания о модели должны быть скорректированы с учетом тех свойств объекта-оригинала, которые не нашли отражения или были изменены при построении модели. Мы можем с достаточным основанием переносить какой-либо результат с модели на оригинал, если этот результат необходимо связан с признаками сходства оригинала и модели. Если же определенный результат модельного исследования связан с отличием модели от оригинала, то этот результат переносить неправомерно.
Четвертый этап - практическая проверка получаемых с помощью моделей знаний и их использование для построения обобщающей теории объекта, его преобразования или управления им.
Для понимания сущности
моделирования важно не упускать
из виду, что моделирование - не единственный
источник знаний об объекте. Процесс
моделирования "погружен" в более
общий процесс познания. Это обстоятельство
учитывается не только на этапе построения
модели, но и на завершающей стадии,
когда происходит объединение и
обобщение результатов
Моделирование - циклический
процесс. Это означает, что за первым
четырехэтапным циклом может последовать
второй, третий и т.д. При этом знания
об исследуемом объекте
2.
Особенности применения
метода математического
моделирования в
экономике.
Проникновение математики в экономическую науку связано с преодолением значительных трудностей. Одна из трудностей экономических исследований - в том, что почти не существует экономических объектов, которые можно было бы рассматривать как отдельные (внесистемные) элементы.
Сложность системы
определяется количеством входящих
в нее элементов, связями между
этими элементами, а также взаимоотношениями
между системой и средой. Экономика
страны обладает всеми признаками очень
сложной системы. Она объединяет
огромное число элементов, отличается
многообразием внутренних связей и
связей с другими системами (природная
среда, экономика других стран и
т.д.). В народном хозяйстве взаимодействуют
природные, технологические, социальные
процессы, объективные и субъективные
факторы.
3.
Особенности экономических
наблюдений и измерений.
Уже длительное время
главным тормозом практического
применения математического моделирования
в экономике является наполнение
разработанных моделей
Методы экономических наблюдений и использования результатов этих наблюдений разрабатываются экономической статистикой. Поэтому стоит отметить только специфические проблемы экономических наблюдений, связанные с моделированием экономических процессов.
В экономике многие процессы являются массовыми; они характеризуются закономерностями, которые не обнаруживаются на основании лишь одного или нескольких наблюдений. Поэтому моделирование в экономике должно опираться на массовые наблюдения.
Другая проблема
порождается динамичностью
В процессе моделирования
возникает взаимодействие "первичных"
и "вторичных" экономических измерителей.
Любая модель народного хозяйства
опирается на определенную систему
экономических измерителей (продукции,
ресурсов, элементов и т.д.). В то
же время одним из важных результатов
народнохозяйственного
С точки зрения "интересов"
моделирования экономики в
4.
Случайность и
неопределенность
в экономическом
развитии.
Для методологии
планирования экономики важное значение
имеет понятие неопределенности экономического
развития. В исследованиях по экономическому
прогнозированию и планированию различают
два типа неопределенности: "истинную",
обусловленную свойствами экономических
процессов, и "информационную", связанную
с неполнотой и неточностью имеющейся
информации об этих процессах. Истинную
неопределенность нельзя смешивать с
объективным существованием различных
вариантов экономического развития и
возможностью сознательного выбора среди
них эффективных вариантов. Речь идет
о принципиальной невозможности точного
выбора единственного (оптимального) варианта.
5.
Проверка адекватности
моделей.
Сложность экономических процессов и явлений и другие отмеченные выше особенности экономических систем затрудняют не только построение математических моделей, но и проверку их адекватности, истинности получаемых результатов.
В естественных науках достаточным условием истинности результатов моделирования и любых других форм познания является совпадение результатов исследования с наблюдаемыми фактами. Главная задача экономической науки конструктивна: разработка научных методов планирования и управления экономикой. Поэтому распространенный тип математических моделей экономики - это модели управляемых и регулируемых экономических процессов, используемые для преобразования экономической действительности. Такие модели называются нормативными. Специфика верификации нормативных моделей экономики состоит в том, что они, как правило, "конкурируют" с другими, уже нашедшими практическое применение методами планирования и управления. При этом далеко не всегда можно поставить чистый эксперимент по верификации модели, устранив влияние других управляющих воздействий на моделируемый объект.
Значительная роль в проверке моделей принадлежит логическому анализу, в том числе средствами самого математического моделирования. Такие формализованные приемы верификации моделей, как доказательство существования решения в модели, проверка истинности статистических гипотез о связях между параметрами и переменными модели, сопоставления размерности величин и т.д., позволяют сузить класс потенциально "правильных" моделей.
Внутрення непротиворечивость предпосылок модели проверяется также путем сравнения друг с другом получаемых с ее помощью следствий, а также со следствиями "конкурирующих" моделей.
Оценивая современное
состояние проблемы адекватности математических
моделей экономике, следует признать,
что создание конструктивной комплексной
методики верификации моделей, учитывающей
как объективные особенности
моделируемых объектов, так и особенности
их познания, по-прежнему является одной
из наиболее актуальных задач экономико-математических
исследований.
6.
Классификация экономико-
Математические модели экономических процессов и явлений более кратко можно назвать экономико-математическими моделями. Для классификации этих моделей используются разные основания.
По целевому назначению экономико-математические модели делятся на
теоретико-аналитические, используемые в исследованиях общих свойств и закономерностей экономических процессов, и
прикладные, применяемые в решении конкретных экономических задач (модели экономического анализа, прогнозирования, управления).
Экономико-математические
модели могут предназначаться для исследования
разных сторон народного хозяйства (в
частности, его производственно-
Остановимся более
подробно на характеристике таких классов
экономико-математических моделей, с
которыми связаны наибольшие особенности
методологии и техники
В соответствии с общей классификацией математических моделей они подразделяются на функциональные и структурные, а также включают промежуточные формы (структурно-функциональные). Типичными структурными моделями являются модели межотраслевых связей. Функциональные модели широко применяются в экономическом регулировании, когда на поведение объекта ("выход") воздействуют путем изменения "входа". Примером может служить модель поведения потребителей в условиях товарно-денежных отношений. Один и тот же объект может описываться одновременно и структурой, и функциональной моделью. Так, например, для планирования отдельной отраслевой системы используется структурная модель, а на народнохозяйственном уровне каждая отрасль может быть представлена функциональной моделью.
Информация о работе Экономико – Математическое моделирование как метод научного познания