Экономико – Математическое моделирование как метод научного познания

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2011 в 13:09, реферат

Описание работы

Моделирование в научных исследованиях стало применяться еще в глубокой древности и постепенно захватывало все новые области научных знаний: техническое конструирование, строительство и архитектуру, астрономию, физику, химию, биологию и, наконец, общественные науки.

Работа содержит 1 файл

Экономико-математическое направление как метод научного познания.docx

— 70.74 Кб (Скачать)

Министерство образования и науки РФ

     ГОУ ВПО «Тюменский государственный  архитектурно-строительный университет» 
 

       
 
 
 
 

     Реферат на тему:

     «Экономико – Математическое моделирование

     как метод научного познания» 
 
 

                    Выполнила

                    студентка гр. К09-1

                    Мандзюк Дарья 
                     

Тюмень 2010г.

1. Моделирование как  метод научного  познания.

Моделирование в  научных исследованиях стало  применяться еще в  глубокой  древности  и постепенно захватывало  все новые области научных  знаний: техническое конструирование, строительство и архитектуру, астрономию, физику, химию, биологию и, наконец, общественные науки

Термин "модель" широко используется в различных  сферах человеческой деятельности и  имеет множество смысловых значений

Модель - это такой  материальный или мысленно представляемый объект, который в процессе исследования замещает объект-оригинал так, что его  непосредственное изучение дает новые  знания об объекте-оригинале

Главная особенность  моделирования в том, что это  метод опосредованного познания с помощью объектов-заместителей. Модель выступает как своеобразный инструмент познания, который исследователь  ставит между собой и объектом и с помощью которого изучает  интересующий его объект.

Процесс моделирования  включает три элемента:

1) субъект (исследователь),

2) объект исследования,

3) модель, опосредствующую отношения познающего субъекта и познаваемого объекта.

Изучение одних сторон моделируемого объекта осуществляется ценой отказа от отражения других сторон. Поэтому любая модель замещает оригинал лишь в строго ограниченном смысле. Из этого следует, что для одного объекта может быть построено несколько "специализированных" моделей, концентрирующих внимание на определенных сторонах исследуемого объекта или же характеризующих объект с разной степенью детализации.

На втором этапе  процесса моделирования модель выступает  как самостоятельный объект исследования. Одной из форм такого исследования является проведение "модельных" экспериментов, при которых сознательно  изменяются условия функционирования модели и систематизируются данные о ее "поведении". Конечным результатом  этого этапа является множество  знаний о модели R.

На третьем этапе  осуществляется перенос знаний с  модели на оригинал - формирование множества  знаний S об объекте. Этот процесс переноса знаний проводится по определенным правилам. Знания о модели должны быть скорректированы  с учетом тех свойств объекта-оригинала, которые не нашли отражения или  были изменены при построении модели. Мы можем с достаточным основанием переносить какой-либо результат с  модели на оригинал, если этот результат  необходимо связан с признаками сходства оригинала и модели. Если же определенный результат модельного исследования связан с отличием модели от оригинала, то этот результат переносить неправомерно.

Четвертый этап - практическая проверка получаемых с помощью моделей знаний и их использование для построения обобщающей теории объекта, его преобразования или управления им.

Для понимания сущности моделирования важно не упускать из виду, что моделирование - не единственный источник знаний об объекте. Процесс  моделирования "погружен" в более  общий процесс познания. Это обстоятельство учитывается не только на этапе построения модели, но и на завершающей стадии, когда происходит объединение и  обобщение результатов исследования, получаемых на основе многообразных  средств познания.

Моделирование - циклический  процесс. Это означает, что за первым четырехэтапным циклом может последовать  второй, третий и т.д. При этом знания об исследуемом объекте расширяются  и уточняются, а исходная модель постепенно совершенствуется. Недостатки, обнаруженные после первого цикла  моделирования, обусловленные малым  знанием объекта и ошибками в  построении модели, можно исправить  в последующих циклах. В методологии  моделирования, таким образом, заложены большие возможности саморазвития. 

2. Особенности применения  метода математического  моделирования в  экономике. 

Проникновение математики в экономическую науку связано  с преодолением значительных трудностей. Одна из трудностей экономических исследований - в том, что почти не существует экономических объектов, которые можно было бы рассматривать как отдельные (внесистемные) элементы.

Сложность системы  определяется количеством входящих в нее элементов, связями между  этими элементами, а также взаимоотношениями  между системой и средой. Экономика  страны обладает всеми признаками очень  сложной системы. Она объединяет огромное число элементов, отличается многообразием внутренних связей и  связей с другими системами (природная  среда, экономика других стран и  т.д.). В народном хозяйстве взаимодействуют  природные, технологические, социальные процессы, объективные и субъективные факторы. 

3. Особенности экономических  наблюдений и измерений. 

Уже длительное время  главным тормозом практического  применения математического моделирования  в экономике является наполнение разработанных моделей конкретной и качественной информацией.

Методы экономических  наблюдений и использования результатов  этих наблюдений разрабатываются экономической  статистикой. Поэтому стоит отметить только специфические проблемы экономических  наблюдений, связанные с моделированием экономических процессов.

В экономике многие процессы являются массовыми; они характеризуются  закономерностями, которые не обнаруживаются на основании лишь одного или нескольких наблюдений. Поэтому моделирование  в экономике должно опираться  на массовые наблюдения.

Другая проблема порождается динамичностью экономических процессов, изменчивостью их параметров и структурных отношений. Вследствие этого экономические процессы приходится постоянно держать под наблюдением, необходимо иметь устойчивый поток новых данных. Познание количественных отношений экономических процессов и явлений опирается на экономические измерения. Точность измерений в значительной степени предопределяет и точность конечных результатов количественного анализа посредством моделирования. Поэтому необходимым условием эффектного использования математического моделирования является совершенствование экономических измерителей.

В процессе моделирования  возникает взаимодействие "первичных" и "вторичных" экономических измерителей. Любая модель народного хозяйства  опирается на определенную систему  экономических измерителей (продукции, ресурсов, элементов и т.д.). В то же время одним из важных результатов  народнохозяйственного моделирования  является получение новых (вторичных) экономических измерителей - экономически обоснованных цен на продукцию различных  отраслей, оценок эффективности разнокачественных  природных ресурсов, измерителей  общественной полезности продукции.

С точки зрения "интересов" моделирования экономики в настоящее  время наиболее актуальными проблемами совершенствования экономических  измерителей являются: оценка результатов  интеллектуальной деятельности (особенно в сфере научно-технических разработок, индустрии информатики), построение обобщающих показателей социально-экономического развития, измерение эффектов обратных связей (влияние хозяйственных и  социальных механизмов на эффективность  производства). 

4. Случайность и  неопределенность  в экономическом  развитии. 

Для методологии  планирования экономики важное значение имеет понятие неопределенности экономического развития. В исследованиях по экономическому прогнозированию и планированию различают два типа неопределенности: "истинную", обусловленную свойствами экономических процессов, и "информационную", связанную с неполнотой и неточностью имеющейся информации об этих процессах. Истинную неопределенность нельзя смешивать с объективным существованием различных вариантов экономического развития и возможностью сознательного выбора среди них эффективных вариантов. Речь идет о принципиальной невозможности точного выбора единственного (оптимального) варианта. 

5. Проверка адекватности  моделей. 

Сложность экономических процессов и явлений и другие отмеченные выше особенности экономических систем затрудняют не только построение математических моделей, но и проверку их адекватности, истинности получаемых результатов.

В естественных науках достаточным условием истинности результатов  моделирования и любых других форм познания является совпадение результатов  исследования с наблюдаемыми фактами. Главная задача экономической науки конструктивна: разработка научных методов планирования и управления экономикой. Поэтому распространенный тип математических моделей экономики - это модели управляемых и регулируемых экономических процессов, используемые для преобразования экономической действительности. Такие модели называются нормативными. Специфика верификации нормативных моделей экономики состоит в том, что они, как правило, "конкурируют" с другими, уже нашедшими практическое применение методами планирования и управления. При этом далеко не всегда можно поставить чистый эксперимент по верификации модели, устранив влияние других управляющих воздействий на моделируемый объект.

Значительная роль в проверке моделей принадлежит  логическому анализу, в том числе  средствами самого математического  моделирования. Такие формализованные  приемы верификации моделей, как  доказательство существования решения  в модели, проверка истинности статистических гипотез о связях между параметрами  и переменными модели, сопоставления  размерности величин и т.д., позволяют  сузить класс потенциально "правильных" моделей.

Внутрення непротиворечивость предпосылок модели проверяется также путем сравнения друг с другом получаемых с ее помощью следствий, а также со следствиями "конкурирующих" моделей.

Оценивая современное  состояние проблемы адекватности математических моделей экономике, следует признать, что создание конструктивной комплексной  методики верификации моделей, учитывающей  как объективные особенности  моделируемых объектов, так и особенности  их познания, по-прежнему является одной  из наиболее актуальных задач экономико-математических исследований. 

6. Классификация экономико-математических  моделей. 

Математические модели экономических процессов и явлений более кратко можно назвать экономико-математическими моделями. Для классификации этих моделей используются разные основания.

По целевому назначению экономико-математические модели делятся  на

теоретико-аналитические, используемые в исследованиях общих свойств и закономерностей экономических процессов, и

прикладные, применяемые в решении конкретных экономических задач (модели экономического анализа, прогнозирования, управления).

Экономико-математические модели могут предназначаться для исследования разных сторон народного хозяйства (в частности, его производственно-технологической, социальной, территориальной структур) и его отдельных частей. При классификации моделей по исследуемым экономическим процессам и содержательной проблематике можно выделить модели народного хозяйства в целом и его подсистем - отраслей, регионов и т.д., комплексы моделей производства, потребления, формирования и распределения доходов, трудовых ресурсов, ценообразования, финансовых связей и т.д.

Остановимся более  подробно на характеристике таких классов  экономико-математических моделей, с  которыми связаны наибольшие особенности  методологии и техники моделирования.

В соответствии с  общей классификацией математических моделей они подразделяются на функциональные и структурные, а также включают промежуточные формы (структурно-функциональные). Типичными структурными моделями являются модели межотраслевых связей. Функциональные модели широко применяются в экономическом регулировании, когда на поведение объекта ("выход") воздействуют путем изменения "входа". Примером может служить модель поведения потребителей в условиях товарно-денежных отношений. Один и тот же объект может описываться одновременно и структурой, и функциональной моделью. Так, например, для планирования отдельной отраслевой системы используется структурная модель, а на народнохозяйственном уровне каждая отрасль может быть представлена функциональной моделью.

Информация о работе Экономико – Математическое моделирование как метод научного познания