Исторические этапы познания природы. Особенности современного естествознания

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 01:31, реферат

Описание работы

Первая стадия развития естествознания носит название «доклассическая-натурфилософская». Её характерными чертами являются – накопление общих, практических знаний о природе, в области физики, математики, астрономии, химии, биологии на опытной основе. В этот период господствует наблюдение, а не эксперимент, преобладают догадки, а не опытно воспроизводимые выводы. Здесь теоретические положения и выводы базируются не столько на опытных данных, сколько на целостности и непротиворечивости картины мира, отражающей систему мироздания.

Работа содержит 1 файл

Исторические этапы познания природы.doc

— 82.50 Кб (Скачать)

2. Модернистская  наука ставила своей целью  создание другой картины, нового  образа мира, полученного на основе  максимально концептуального единства, порядка, систематичности, непротиворечивости, тотальности, незыблемости. Постнеклассическая наука больше интересуется образом самой себя как некоей социокультурной реальности, включает в свой предмет человека, допуская элементы субъективности в объективно истинном знании. Это - современная тенденция гуманизации науки. Полученный образ не является застывшим, окончательным, он ориентирован на непрерывное обновление, открыт инновациям. 

3. Неклассическое  естествознание - монологическая форма  знания: интеллект созерцает вещь и высказывается о нем, а в постнеклассицизме наблюдатель осознает себя частью исследуемого мира, активно взаимодействующей с наблюдаемым объектом, познание постнеклассической науки - диалогично. 

4. В основе  постнеклассицизма лежит идея  глобального эволюционизма - всеединой, нелинейной, самоизменяющейся, самоорганизующейся, саморегулирующейся системы, в недрах которой возникают и исчезают целостности от физических полей и элементарных частиц до биосферы и более крупных систем. В это понятие также входит идея нелинейности, способности оказывать обратное воздействие, вариативности развития мира. Этот мир состоит не из кирпичиков - элементарных частиц, а из совокупности процессов - вихрей, волн, турбулентных движений. Этот мир как бы “пузырится” бесконечно разнообразными взаимодействующими открытыми системами с обратной связью. Этот мир - уже не объект, а субъект. 

5. Важной чертой  постнеклассической науки должна  будет стать комплексность - стирание  граней и перегородок между  традиционно обособленными естественными, общественными и техническими науками, интенсификация междисциплинарных исследований, невозможность разрешения научных проблем без привлечения данных других наук. Также научная деятельность связана с революцией в средствах хранения и получения знаний (компьютеризация науки, использование сложных и дорогостоящих приборных комплексов, приближающих науку к промышленному производству), с возрастанием роли математики. 

6. Неклассическое  знание было предпосылкой подготовки  субъекта познания и предпосылкой практической производственной деятельности. Сегодня знание - предпосылка производства и воспроизводства человека как субъекта исторического процесса, как личности, как индивидуальности. 

Это лишь отдельные  черты будущей науки, создающейся  сейчас, на наших глазах. Результат, очевидно, будет достигнут только в XXI веке. 

http://www..ru/

Информация о работе Исторические этапы познания природы. Особенности современного естествознания