Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 01:31, реферат
Первая стадия развития естествознания носит название «доклассическая-натурфилософская». Её характерными чертами являются – накопление общих, практических знаний о природе, в области физики, математики, астрономии, химии, биологии на опытной основе. В этот период господствует наблюдение, а не эксперимент, преобладают догадки, а не опытно воспроизводимые выводы. Здесь теоретические положения и выводы базируются не столько на опытных данных, сколько на целостности и непротиворечивости картины мира, отражающей систему мироздания.
Исторические
этапы познания природы. Особенности
современного естествознания
По мнению историков
науки, естествознание прошло три стадии
исторического развития и в конце
ХХ – начале ХХI вв. вступает в четвертую.
Первая стадия
развития естествознания носит название
«доклассическая-
Первоначально
знания передавались по принципу наследственного
профессионализма, от старшего к младшему
внутри особой касты (служители культов
в Древнем Египте, Индии, Шумере, Вавилоне,
Китае и т.д.). Древние цивилизации дали
миру множество конкретных знаний о природе,
но им не были свойственны ни фундаментальность,
ни теоретичность. Не соответствуют древние
знания критериям научности и рациональности,
предпочтение отдавалось интуиции и сверхчувственному
познанию, преобладали догадки и умозрительные
выводы. Знания были рецептурными - набором
алгоритмов и правил для решения отдельных
задач, отсутствовала система доказательств
и выведения общих законов. Таким образом,
можно сделать вывод, что на Древнем Востоке
отсутствовала подлинная наука в современном
понимании этого термина, тем не менее,
знания были накоплены значительные, и
их необходимо учесть в качестве исходных
для формирования естествознания.
Появление и
зарождение естественнонаучных знаний
связывают с Древней Грецией VII–VI
вв. до н.э. Именно в этот период в
накопленных греками знаниях
проявляются те характеристики и
свойства, которые позволяют говорить
о греческом комплексе знаний о природе
как о становящейся науке. Среди этих характеристик
– деятельность по целенаправленному
получению новых знаний, наличие специальных
людей и организаций по получению этого
знания. Именно в Греции появляются первые
научные программы, существенно связанные
со всей спецификой древнегреческой цивилизации
и культуры, возникают такие формы познавательной
деятельности как систематическое доказательство,
рациональное обоснование, логическая
дедукция, идеализация. Но решительный
отказ от практической деятельности
в древнегреческой науке имел и обратную
сторону – неприятие эксперимента как
метода познания, что закрывало дорогу
становлению экспериментального естествознания,
являющегося характерной чертой современной
точной науки. Тем не менее, древнегреческую
натурфилософию можно относить к становящейся
науке, так как был очерчен предмет, существовали
свои методы изучения и способы логического
доказательства. Первыми научными программами
античности стали:
ü математическая
программа, представленная Пифагором
и позднее развитая Платоном. Суть
ее в следующем: мир – это упорядоченный
Космос, чей порядок сродни порядку
внутри человеческого разума. Следовательно,
возможен рациональный анализ эмпирического
мира. Умственный анализ обнаруживает
за видимым миром вневременной порядок,
сущность нашего мира – количественные
отношения действительности. Познание
сущности мира требует от человека сознательного
развития его познавательных способностей
– разума, интуиции, опыта, оценки, памяти,
нравственности. Итогом познания становится
духовное освобождение человека.
ü учение
атомизма (Левкипп, Демокрит). Начало всего
сущего – это неделимые частицы–атомы
и пустота. Ничто не возникает
из несуществующего и не уходит в
небытие. Возникновение вещей есть соединение
атомов, а уничтожение – распадение на
части, в пределе – на атомы. Причины естественных
явлений безличны и имеют физическую природу,
их следует искать в земном мире. Атомизм
является первой физической программой.
ü программа
Аристотеля. Аристотель пытается найти
третий путь, возражая Демокриту и
Платону. В качестве причин бытия
он называет: формальную, материальную,
действующую и целевую. Мир рассматривается
как целое, естественно возникшее
образование, имеющее причины в себе самом,
при этом мир является двойственным образованием
– неизменная основа проявляется через
подвижную эмпирическую видимость. Заслугой
Аристотеля является и то, что он ставит
науку на прочный фундамент логически
обоснованного мышления с использованием
понятийно–категориального аппарата.
В Средние века
проблемы истины решались не наукой или
философией, а теологией (философское
учение о Боге). В этой ситуации наука
становится средством решения чисто
практических религиозных задач
(к примеру, арифметика и астрономия
были заняты вычислением дат религиозных
праздников). Такое чисто прагматическое
отношение к средневековому естествознанию
привело к тому, что оно утратило одно
из самых ценных качеств античной натурфилософии,
в которой научное знание рассматривалось
как самоцель, познание истины осуществлялось
ради самой истины, а не ради практических
результатов. В недрах средневековой культуры
развивались такие специфические области
знания, как астрология, алхимия, натуральная
магия, которые представляли собой промежуточное
звено между практическим ремеслом и натурфилософией
и в силу своей практической направленности
содержали в себе зародыш будущей экспериментальной
науки.
Вторая стадия.
Период конца 16 – начала 17 столетия
связывают в естествознании с формированием
и систематическим развитием экспериментально–теоретических
исследований, его часто именуют аналитическим,
или точным естествознанием. Накопление
большого количества сведений о мире мореплавателями,
путешественниками, астрономами, химиками
и алхимиками к началу 17 столетия породило
стремление к более детальному изучению
объектов, что привело к дифференциации
(разделению, расчленению) существующих
наук. К примеру, в физике выделяются механика,
оптика, физика сред (газов, жидкостей
и т.д.). Таким образом, важнейшими особенностями
аналитической стадии естествознания
являются:
ü Тенденция
к возрастающей дифференциации естественных
наук.
ü Преобладание
эмпирических знаний над теоретическими.
ü Преимущественное
внимание отводилось исследованию предметов
природы в сравнении с исследованиями
процессов.
ü Природа
рассматривалась как неизменная
во времени, то есть вне эволюции, а
ее разные сферы – вне связи
друг с другом.
Понятие “классическое
естествознание” охватывает период
развития науки с XVII в. по 20-е годы XX в.,
то есть до времени появления квантово-релятивистской
картины мира. Разумеется, наука XIX в. довольно
сильно отличается от науки XVIII в., которую
только и можно считать по-настоящему
классической наукой. Тем не менее, поскольку
в науке XIX в. по-прежнему действуют гносеологические
представления науки XVIII в., мы объединяем
их в едином понятии - классическая наука.
Этот этап естествознания характеризуется
целым рядом специфических особенностей:
1. Стремление
к завершенной системе знаний, фиксирующей
истину в окончательном виде. Это связано
с ориентацией на классическую механику,
представляющую мир в виде гигантского
механизма, четко функционирующего на
основе вечных и неизменных законов механики.
Поэтому механика рассматривалась и как
универсальный метод познания окружающих
явлений, в результате дававший систематизированное
истинное знание, и как эталон всякой науки
вообще. Эта ориентация на механику приводила
к механистичности и метафизичности не
только классической науки, но и классического
мировоззрения, а также проявлялась в
целом ряде частных установок: - однозначность
в истолковании событий, исключение из
результатов познания случайности и вероятности,
которые расценивались как показатели
неполноты знания; - исключение из контекста
науки характеристик исследователя, отказ
от учета особенностей (способов, средств,
условий) проведения наблюдения и эксперимента;
субстанциональность - поиск проосновы
мира; оценка имеющегося научного знания
как абсолютно достоверного и истинного;
осмысление сущности познавательной деятельности
как зеркального отражения действительности.
2. Рассмотрение
природы как из века в век
неизменного, всегда
3. Сведение самой
Жизни и вечно живого на
положение ничтожной
4. Наука вытесняла
религию в качестве
Оставаясь в
целом метафизическим и механистическим,
классическое естествознание готовит
постепенное крушение метафизического
взгляда на природу. В ХУII-ХУШ вв. в математике
разрабатывается теория бесконечно малых
величин (И. Ньютон, Г. Лейбниц), Р. Декарт
создает аналитическую геометрию, М.В.
Ломоносов - атомно-кинетическое учение,
широкую популярность завоевывает космогоническая
гипотеза Канта-Лапласа, что способствует
внедрению идеи развития в естественные,
а затем и в общественные науки. В естествознании
постепенно складывались предпосылки
для новых крупных научных революций,
начавшихся в конце XVIII - первой половине
XIX века и охвативших одновременно несколько
областей знания. Это были так называемые
комплексные научные революции (коренная
смена, ломка устаревших научных представлений),
протекавшие в рамках классической науки
и мировоззрения. Общим для этих революций
стало утверждение идеи всеобщей связи
и эволюционного развития в естествознании,
стихийное проникновение диалектики в
науку вообще и в естествознание в частности.
На первый план выдвигаются физика и химия,
изучающие взаимопревращения энергии
и видов вещества (химическая атомистика),
в геологии возникает теория развития
Земли (Ч. Лайель), в биологии зарождается
эволюционная теория Ж.-Б. Ламарка, развиваются
такие науки, как палеонтология (Ж. Кювье),
эмбриология (К.М. Бэр).
Особое значение
имели революции, связанные с
тремя великими открытиями второй трети
XIX в. - клеточной теории Шлейденом
и Шванном, закона сохранения и превращения
энергии Майером и Джоулем, создание
Дарвином эволюционного учения. Затем
последовали открытия, продемонстрировавшие
диалектику природы полнее: создание теории
химического строения органических соединений
(А.М. Бутлеров, 1861), периодической системы
элементов (Д.И. Менделеев, 1869), химической
термодинамики (Я.Х. Вант-Гофф, Дж. Гиббс),
основ научной физиологии (И.М. Сеченов,
1863), электромагнитной теории света (Дж.К.
Максвелл, 1873).
В результате этих
научных открытий естествознание поднимается
на качественно новую ступень
и становится дисциплинарно организованной
наукой. Если в XVIII в. оно было преимущественно
наукой, собирающей факты, наукой о законченных
предметах, то в XIX в. оно стало систематизирующей
наукой, то есть наукой о предметах и процессах,
их происхождении и развитии.
Третья стадия в
историческом познании природы связана
с переходом от аналитической стадии естествознания
к синтетической в конце ХIХ- начале ХХ
века.
Необходимо подчеркнуть,
что, подобно тому как аналитическое
естествознание включало в себя натурфилософские
подходы, хотя и в измененном виде, также
и синтетическое естествознание все еще
сохраняет в себе основные традиции аналитической
стадии, дополняя их новой ориентацией
на создание синтетических дисциплин
на стыке смежных наук.
Информация о работе Исторические этапы познания природы. Особенности современного естествознания