Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 18:48, курсовая работа
Актуальность темы исследования проявляется в продолжающихся общественных дебатах как в России, так и в других европейских странах по многим важным вопросам: относительно возможности преподавания религиозной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, возможности оказания государством поддержки социально значимой деятельности религиозных организаций, учреждения штатных должностей священников в войсковых частях и исправительных учреждениях. Решения этих и многих других, связанных с ними, вопросов основываются на ответе на главный в этой сфере вопрос: что такое светскость государства.
Введение…………………………………………………………………1
Понятие светского государства……………………………………..2
Констиуционно-правовой статус светскости государства……….10
Россия и религия…………………………………………………….15
Формирования светского государства в России……………….....17
Заключение………………………………………………………..……27
Список литературы……………………………………………………29
Весьма актуальна, с учетом опыта прошлого и настоящего, проблема взаимодействия права и религии в современной России, особенно в области обеспечения прав и свобод человека. Попытка осуществить отчуждение личности от религии не могла не нарушить динамического равновесия, существующего между эмоционально-духовной и интеллектуально-рассудочной сферой человека.
На
реализацию прав и свобод человека
влияет множество факторов, среди
которых нельзя не учитывать как
воздействие религии, так и проявление
посттоталитарного синдрома. Только комплексный
подход позволит решить эту многоплановую
проблему. Не следует недооценивать и
то обстоятельство, что в России неуклонно
растет число верующих, а потому взвешенный
и обоснованный синтез религиозных и правовых
норм, как представляется, мог бы увеличить
регулятивную силу последних.
Формирования светского государства в
России.
Согласно ст. 14 Конституции России Российская Федерация объявлена светским государством: «Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства». Правовое положение церкви в современной России, помимо конституционных положений, регулируется российским законом «О свободе совести и о религиозных объединениях»11.
Принятие этого закона, как известно, сопровождалось бурной полемикой не только в церковных кругах, но и в самих органах государственной власти.
Так
что же явилось причиной возникновения
противоречивых мнений в процессе принятия
Федерального Закона «О свободе совести
и религиозных объединениях»? По
существу речь идет о различном истолковании
новых положений Федерального Закона
от 26.09.1997, в корне отличающих его
от предшествующего
Высказывались мнения, что Федеральный Закон имеет «дискриминационную сущность», затрудняющую деятельность всех конфессиональных организаций, помимо так называемых «традиционных», укоренившихся в России на протяжении столетий и объединяющих приверженцев православия, ислама, буддизма и иудаизма.
На
самом деле Федеральный Закон
от 26 сентября 1997 года основан на межконфессиональной
концепции государственного регулирования,
в соответствии с которой «протекционистская
политика государства распространяется
на все легитимно созданные
Суть ФЗ от 26 сентября 1997 года заключается в закреплении превентивных полномочий правоохранительных органов: государственная власть заинтересована в предотвращении возможной противоправной деятельности так называемых «тоталитарных» сект, исключающих добровольную основу членства и препятствующих выходу граждан из религиозного объединения.
Механизм
государственной разрешительной политики,
воплощенной в полномочиях
Религиозные
объединения могут быть созданы
в форме религиозных групп
и религиозных организаций. Следует
подчеркнуть, что правоспособностью
юридических лиц обладают только
зарегистрированные в органах юстиции
религиозные организации. Федеральный
Закон от 26 сентября 1997 года определяет
статус факультативного и
Нельзя отказать в регистрации религиозного объединения по мотивам нецелесообразности его создания. Для осуществления императивных регистрационных отношений решающее значение имеет временной ценз деятельности объединения на территории России.
Статус
общероссийского религиозного объединения
распространяется только на централизованные
религиозные организации, которые
действуют на территории России на
законных основаниях не менее 50 лет (и
имеющие в своем составе
Однако все же есть возможность распространения прав юридического лица для местной и централизованной религиозной организации и без временного ценза. Однако в этом случае учредители обязаны ежегодно в течение 15 лет перерегистрироваться в территориальных органах юстиции. На такие объединения распространяется целый ряд ограничений: они не вправе образовывать учреждения профессионального религиозного образования, производить, приобретать, распространять религиозную литературу, иметь при себе представительство иностранной религиозной организации.
Созданию
централизованной религиозной организации
свойственна особая периодичность
регистрационных отношений: на первом
этапе государственной
Для
создания конфессиональными
Ликвидация конфессионального объединения также регламентируется нормами административного права. Как правило, инициатором ликвидации или запрета деятельности объединения является Министерство юстиции Российской Федерации или его территориальный орган в субъекте федерации, но решение по существу принимается судом. Федеральным законом не урегулированы различия в процедурах ликвидации и запрета деятельности религиозного объединения, однако полное прекращение правоспособности конфессиональной организации как юридического лица допускается только в случае ее ликвидации судом. Запрет деятельности объединения представляет собой временную превентивную меру, цель которой - устранение фактов нарушения действующего законодательства, выявленных органом юстиции или иным правоохранительным органом в процессе осуществления контрольных функций.
Передача
религиозным организациям соответствующего
недвижимого имущества с
Конфессиональные
объединения вправе владеть, пользоваться
и распоряжаться культовыми зданиями
и сооружениями только в целях
совершения богослужений и иных религиозных
обрядов и церемоний, предусмотренных
внутренними установлениями. Следовательно,
очевидны определенные ограничения
правомочий собственника. Договоры аренды
зданий и сооружений, переданных государственными
и негосударственными юридическими
и физическими лицами в собственность
религиозным организациям, должны предусматривать
их функциональное использование арендатором,
что фактически означает легитимную
возможность существования
Органы исполнительной власти контролируют соответствие федеральному законодательству внутренних установлений религиозных организаций, прежде всего уставов. При невозможности точно установить, соответствуют ли закону сведения и другие положения уставов, орган юстиции вправе приостановить процедуру регистрации на срок до шести месяцев для проведения государственной религиоведческой экспертизы, определение порядка которой отнесено к исключительному ведению Правительства Российской Федерации.
Исполнительная
власть взаимодействует с
Федеральный закон от 26 сентября 1997 года предусматривает также контроль за религиозными организациями. Функции контроля осуществляют:
1. Органы юстиции (уставная деятельность религиозной организации).
Особую
разновидность административно-
Неучастие
Русской Православной Церкви (РПЦ) в
государственном строительстве
и в осуществлении мирских
полномочий исполнительной власти не
следует отождествлять с
Разработка основ
Решения
Поместного и Архиерейского Соборов
и Священного Синода в сфере взаимоотношений
с государством призваны содействовать
решению важнейших
Информация о работе Формирования светского государства в России