Формирования светского государства в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 18:48, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования проявляется в продолжающихся общественных дебатах как в России, так и в других европейских странах по многим важным вопросам: относительно возможности преподавания религиозной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, возможности оказания государством поддержки социально значимой деятельности религиозных организаций, учреждения штатных должностей священников в войсковых частях и исправительных учреждениях. Решения этих и многих других, связанных с ними, вопросов основываются на ответе на главный в этой сфере вопрос: что такое светскость государства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………1
Понятие светского государства……………………………………..2
Констиуционно-правовой статус светскости государства……….10
Россия и религия…………………………………………………….15
Формирования светского государства в России……………….....17
Заключение………………………………………………………..……27
Список литературы……………………………………………………29

Работа содержит 1 файл

готоввй курсовик.docx

— 55.99 Кб (Скачать)

Содержание. 

Введение…………………………………………………………………1

  1. Понятие светского государства……………………………………..2
  2. Констиуционно-правовой статус светскости государства……….10
  3. Россия и религия…………………………………………………….15
  4. Формирования светского государства в России……………….....17

Заключение………………………………………………………..……27

Список  литературы……………………………………………………29 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                  Введение.

        Светскость государства – это один из основополагающих принципов построения и функционирования современного правового государства в большинстве стран мира. Светское государство – это государство, свободное от какого-либо влияния религии, её догматики и обрядности, различных религиозных организаций и их представителей на устройство и деятельность его политических и правовых институтов, на систему государственного образования и другие сферы государственной жизни.1 В Российской Федерации светскость государства закреплена частью 1 статьи 14 Конституции как одна из основ конституционного строя России.2 В конституционном праве светскость государства как конституционная характеристика, отражающая или закрепляющая определенную независимость и баланс интересов государства и религиозных объединений в соответствующих сферах их компетенции, на сегодняшний день исследована недостаточно.

    Актуальность  темы исследования проявляется в  продолжающихся общественных дебатах как в России, так и в других европейских странах по многим важным вопросам: относительно возможности преподавания религиозной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, возможности оказания государством поддержки социально значимой деятельности религиозных организаций, учреждения штатных должностей священников в войсковых частях и исправительных учреждениях. Решения этих и многих других, связанных с ними, вопросов основываются на ответе на главный в этой  сфере вопрос: что такое светскость государства. 
 
 

                        Понятие светского государства. 

     В ст. 14 Конституции3 РФ указывается, что Российская Федерация является светским государством. Такая характеристика означает, что государство и религиозные объединения отделены друг от друга, т. е. взаимно не вмешиваются в дела друг друга. Давая такую характеристику Российскому государству, Конституция в названной статье раскрывает ее в следующих положениях:

     - никакая религия не может устанавливаться  в качестве государственной или  обязательной;

     - религиозные объединения отделены  от государства и равны перед  законом.

     Светским  государством считается такое государство, в котором не существует официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным. В таком  государстве религия, ее каноны и  догматы, а также религиозные  объединения, действующие в нем, не вправе оказывать влияния на государственный  строй, на деятельность государственных  органов и их должностных лиц, на систему государственного образования  и другие сферы деятельности государства4.

     Светский  характер государства обеспечивается, как правило, отделением церкви (религиозных  объединений) от государства и светским характером государственного образования (отделением школы от церкви). Такая  форма взаимоотношений государства  и церкви с той или иной степенью последовательности установлена в  целом ряде стран (США, Франция, Польша и др.). В современном мире есть государства, где узаконена официальная религия, называемая государственной, господствующей или национальной. Например, в Англии такой религией является одно из основных направлений христианства - протестантизм (англиканская церковь), в Израиле - иудейская. Есть государства, где провозглашено равенство всех религий (ФРГ, Италия, Япония и др.). Однако в таком государстве одна из наиболее традиционных религий, как правило, пользуется определенными привилегиями, оказывает известное влияние на его жизнь.

     Противоположностью  светскому государству является теократическое, в котором государственная власть принадлежит церковной иерархии. Такое государство сегодня - Ватикан.

     В мире имеется также ряд клерикальных государств. Клерикальное государство  с церковью не слито. Однако церковь  через институты, установленные  в законодательстве, оказывает определяющее влияние на государственную политику, а школьное образование в обязательном порядке включает изучение церковных  догматов. Таким государством является, например, Иран.

     Как светское государство, Российская Федерация  характеризуется тем, что в ней  религиозные объединения отделены от государства и никакая религия, согласно Конституции РФ (ст. 14), «не  может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Содержание этого положения раскрывает ст. 4 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ (ред. от 23.07.2008) «О свободе  совести и о религиозных объединениях»5, где сказано, что религиозные объединения равны перед законом.

     Отделение религиозных объединений от государства  означает, что государство не вмешивается  в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной  принадлежности, в воспитание детей  родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями  и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу  вероисповедания. Государство не возлагает  на религиозные объединения выполнение функций органов государственной  власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления; не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит законодательству; обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления не может сопровождаться публичными религиозными обрядами и церемониями. Должностные лица органов государственной власти, других государственных органов и органов местного самоуправления, а также военнослужащие не вправе использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии.

     В то же время государство охраняет законную деятельность религиозных  объединений. Оно регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказывает финансовую, материальную и иную помощью религиозным организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, а также в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных учреждениях, созданных религиозными организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании.

     В соответствии с конституционным  принципом отделения религиозных  объединений от государства религиозное  объединение создается и осуществляет свою деятельность в соответствии со своей собственной иерархической  и институционной структурой, выбирает, назначает и заменяет свой персонал согласно своим собственным установлениям. Оно не выполняет функций органов  государственной власти, других государственных  органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления, не участвует в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, не участвует  в деятельности политических партий и политических движений, не оказывает  им материальную и иную помощь. Но это не означает, что духовенство вообще не может избираться в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Однако священнослужители избираются в эти органы не от религиозных объединений и не в качестве представителей соответствующей церкви.

     Отделение религиозных объединений от государства  не влечет за собой ограничений прав членов указанных объединений участвовать  наравне с другими гражданами в управлении делами государства, в  выборах в органы государственной  власти и в органы местного самоуправления, в деятельности политических партий, политических движений и других общественных объединений.

     Религиозные объединения в Российской Федерации  действуют на основе их собственных  правил при условии соблюдения закона. Таким законом, регулирующим эти  вопросы, является Федеральный закон  от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести  и о религиозных объединениях».

     Согласно  этому Закону религиозным объединением в РФ признается добровольное объединение  граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей. Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций.

     Религиозной группой признается добровольное объединение  граждан, образованное в целях совместного  исповедания и распространения  веры, осуществляющее деятельность без  государственной регистрации и  приобретения правоспособности, юридического лица. Помещение и необходимое  для деятельности религиозной группы имущество предоставляются в  пользование группы ее участниками. Религиозные группы имеют право совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, а также осуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

     Религиозной организацией признается добровольное объединение граждан РФ или иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.

     Религиозные организации в зависимости от территориальной сферы своей  деятельности подразделяются на местные  и централизованные. Местной религиозной  организацией признается религиозная  организация, состоящая не менее  чем из десяти участников, достигших  возраста 18 лет и постоянно проживающих  в одной местности либо в одном  городском или сельском поселении. Централизованной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая в соответствии со своим  уставом не менее чем из трех местных  религиозных организаций.

     Государственная регистрация религиозных организаций  осуществляется федеральным органом  юстиции и органами юстиции субъектов  Российской Федерации в порядке, установленном действующим законодательством.

     Религиозные организации вправе основывать и  содержать культовые здания и  сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для  богослужений, молитвенных и религиозных  собраний, религиозного почитания (паломничества).

     Богослужения, другие религиозные обряды и церемонии  беспрепятственно совершаются в  культовых зданиях и сооружениях  и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным  организациям для этих целей, в местах паломничества, в учреждениях и  на предприятиях религиозных организаций, на кладбищах и в крематориях, а также в жилых помещениях.

     Религиозные организации вправе проводить религиозные  обряды в лечебно-профилактических и больничных учреждениях, детских  домах, домах-интернатах для престарелых  и инвалидов, в учреждениях, исполняющих  уголовные наказания в виде лишения  свободы, по просьбам находящихся в  них граждан, в помещениях, специально выделяемых администрацией для этих целей. Командование воинских частей с  учетом требований воинских уставов  не вправе препятствовать участию военнослужащих в богослужениях и других религиозных  обрядах и церемониях. В иных случаях  публичные богослужения, другие религиозные  обряды и церемонии осуществляются в порядке, установленном для  проведения митингов, шествий и демонстраций.

     По  просьбам религиозных организаций  соответствующие органы государственной  власти в РФ вправе объявить религиозные  праздники нерабочими (праздничными) днями на соответствующих территориях. Такими праздничными днями объявлены, например, Рождество Христово, ряд мусульманских религиозных праздников.

     Религиозные организации вправе производить, приобретать, эксплуатировать, тиражировать и распространять религиозную литературу, печатные, аудио и видеоматериалы и иные предметы религиозного назначения; осуществлять благотворительную и культурно-просветительскую деятельность; создавать учреждения профессионального религиозного образования (духовные образовательные учреждения) для подготовки слушателей и религиозного персонала; осуществлять предпринимательскую  деятельность и создавать собственные  предприятия в порядке, определенном законодательством Российской Федерации; устанавливать и поддерживать международные связи и контакты, в том числе в целях паломничества, участия в собраниях и других мероприятиях, для получения религиозного образования, а также приглашать для этих целей иностранных граждан.

Информация о работе Формирования светского государства в России