Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 21:16, реферат
В работе рассмотрены атомисчическая, континуальная и математическая программа.
3.
Учение о необходимости.
Из охарактеризованного нами выше взгляда Демокрита на необходимость вытекало отрицание случайности. Если «случайностью» называть отсутствие причины, то в действительности, по Демокриту, нет и не может быть ничего, что соответствовало бы этому смыслу слова «случайность»: в мире нет ничего беспричинно возникающего и, стало быть, нет ничего случайного. В природе существует только вечное и необходимое движение атомов.
Роль
атомистов в философии, прежде всего,
состояла в том, что: 1) была создана
рационально-эмпирическая программа
исключительно в рамках теории причинности;
2) создана теория атомов, простая, объясняющая
огромное количество явлений и имеющая
неоспоримые преимущества перед
другими теориями материи; 3) сформулирована
теория субъективности чувственных
качеств, и. наконец, 4) создана наиболее
полная во всей античности система материалистической
философии.
1.3
Континуальная программа
А:
Бытие как объективная
Аристотель считает, что подлинным бытием обладает не заоблачный мир идей, а каждая конкретная единичная вещь. Из этого следуют четыре первопричины бытия:
1)
причина материальная – любая
вещь должна состоять из чего-
2)
причина формальная – каждая
вещь чем-то отличается от
3)
причина действующая –
4)
причина финальная – к чему
стремится этот предмет,
Например, причинами статуи являются: материальная – то, из чего изготовлена статуя (скажем, медь); формальная – то, каким образом упорядочена, оформлена медь (например, статуя представляет собой война, стреляющего из лука); причина действующая – это мастер, изготовивший статую; причина финальная – это то, зачем нужна эта статуя (например, она изготовлена для продажи).
Б: Оформление понятийного языка науки
Аристотель выражает это в десяти всеобщих понятиях: 1.Сущность. 2. Качество. 3. Количество. 4. Отношение. 5. Действие. б. Страдание. 7. Место. 8. Время. 9. Обладание. 10. Покой.
В: Обоснование физики
"Вторая
философия", по Аристотелю, есть
физика. Она ведет исследование
чувственной субстанции, внутренняя
характеристика которой –
Важнейшей характеристикой чувственного мира – и это отметил уже Гераклит – является изменчивость, возникновение и уничтожение, т.е. процессы, которые в философии обозначаются понятием «движение». Поэтому Аристотель прежде всего уделяет большое внимание этому понятию.
1.
Понятие движения. Нам уже известно,
что, начиная с элеатов,
Из
метафизики мы знаем, что бытие имеет
множество смыслов и значений.
Группа этих смыслов задана парой
– "бытие как возможность" и
"бытие как действительность".
Относительно бытия-в-действительности
бытие-в-возможности выступает
Аристотель выделяет четыре формы движения:
1) изменение в субстанции есть возникновение или разрушение;
2)
изменение в качестве –
3)
изменение в количестве –
4)
изменение по месту –
Из рассмотренного следует, что движение можно определить как изменение вообще.
2. Понятие пространства и времени
Объекты движутся не в небытии, которого не существует, но в некоем "где", т.е. месте. По Аристотелю, есть не просто место, но "место природное", к которому тяготеет всякая вещь, всякий элемент по своей натуре: огонь и воздух тяготеют "вверх", земля и вода – "вниз". Пространство – это граница, в котором находится тело, его вместилище. В принципе не существует пустоты, т.к. пустота – это пространство, ничем не заполненное. А этого по определению быть не может. Время также связано с движением. Это приводит к тому, что мы не замечаем самого времени. Движение, по общей характеристике, – это процесс, в котором различимы "сначала" и "потом". Но и время тесно связано с моментами "сначала" и "потом". Отсюда знаменитое определение: "время – это исчисление движения на "сначала" и "потом". Отметим, что у Аристотеля время связано с душой, поскольку восприятие "сначала" и "потом", а, значит, исчисление движения, предполагает необходимым образом душу. "Когда мы мыслим движение крайнее как отличное от среднего, а душа подсказывает, что моментов два, т.е. "сначала" и "потом", то мы говорим, что между двумя моментами есть время, поскольку время представляется тем, что определено мгновением, и это остается как основание". Однако, если душа – это духовное исчисляющее начало, а значит, условие различения сосчитанного и числа, то душа же выступает и непременным условием времени.
Г:
Прояснение сущности научного познания.
Всякое познание начинается с чувственного
восприятия, со ступени, общей человеку
с животными. Вторая ступень –
ступень опыта, общая человеку и
некоторым, хотя уже не всем, животным.
Опыт возможен благодаря повторяемости
чувственных восприятий и накоплению
их в памяти. Аристотель так определяет
опыт: это «ряд воспоминаний об одном
и том же предмете». Как и первая
ступень – чувственные
Сущность научного познания. Как специфический род бытия научное знание отличается, по Аристотелю, тремя основными чертами. Эти черты: 1) доказательность – всеобщность и необходимость; 2) способность объяснения; 3) сочетание единства со степенями подчинения.
Начнем с первой черты науки – ее доказательности. По определению самого Аристотеля, наука есть вид бытия, способный доказывать. Само же доказательство состоит в получении заключения из истинных, необходимых и относящихся к предмету доказательства начал. Доказательство невозможно ни о случайном бытии, ни о том, что возникает и разрушается а лишь об общем. Если же общего нет налицо, то предмет доказательства – это, по крайней мере, то, что случается всего чаще. Из текстов видно, что общее сливается у Аристотеля с необходимым и что необходимость может быть даже в том, что встречается только часто и отнюдь не постоянно.
Способность
науки к определению сущности
и всеобщность применения усматриваемых
ею положений обусловливает
Третья
черта знания – его единство,
соединенное с подчинением
Также добавим, что Аристотель утвердил своеобразный канон организации научного исследования, которое должно включать в себя следующие элементы: история вопроса, постановка проблемы, аргументы "за" и "против", обоснование решения.
Д: Разработка формальной логики как теории доказательства
Аристотель – отец формальной логики как систематизированной науки о мышлении и его законах. Аристотель занимал двоякую позицию по отношению к миру: он воспринял идеализм Платона, а по характеру был реалистом (т.е. рассматривал в качестве подлинного бытия чувственно данный мир). Из учения Платона (говорившего, что истинное бытие является идеальным, а истинное знание всеобщим) он воспринял только половину: сохранил теорию знания, но отбросил теорию бытия. Он отрицал, что существуют идеи вне единичных вещей; в то же время признавал, что знание содержится в общих понятиях. Аристотель основывался на том, что бытие единично, а знание обще.
Платоновский дуализм, делящий бытие на два мира – мир идей и мир вещей, отходит на второй план; вместо него создается новый дуализм – бытия и знания. Научные исследования разделились по двум направлениям: учение о знании и учение о бытии; логика, подразумевающая всеобщее знание, отделилась от метафизики, направленной на единичное бытие.
Сам Аристотель называл свою науку о мышлении аналитикой и его главные логические работы называются «Первая аналитика» и «Вторая аналитика». Необходимо подчеркнуть, что логика для Аристотеля – не самостоятельная специальная наука, а инструмент всякой науки. В качестве логика Аристотель формулирует основные законы мышления, определяет, что есть истина и что есть ложь, дает определение суждению и устанавливает виды суждений, определяет силлогизм (вид дедуктивного умозаключения), устанавливает три фигуры силлогизма и их модусы, исследует три вида доказательства, описывает типичные ошибки при доказательстве, как невольные (паралогизмы), так и намеренные (софизмы). Он исследует также индукцию и аналогию.
Е: Рационалистическая космология
Основу естественнонаучных воззрений Аристотеля составляет его учение о материи и форме. Мир состоит из вещей, каждая отдельная вещь является соединением материи и формы. Напомним, что материя сама по себе – бесформенное, хаотическое, пассивное начало: это материал, т.е. то, из чего возникает вещь, ее субстрат. Чтобы стать вещью, материя должна принять форму, некое идеальное, конструирующее, моделирующее начало, которое придает вещам определенность и конкретность. Как материя, так и форма вечны. По Аристотелю, каждая вещь – соединение материи и формы. При этом материя данной вещи является в свою очередь формой для материи тех элементов, из которых эта вещь состоит. Переходя таким образом в глубь вещества, к все более простым телам (например, от здания к кирпичам, от глины к элементам, из которых она состоит, и т.д.), приходят к абстрактной «первоматерии». Первоматерия лишена всякой формы, всяких свойств и качеств. Это – субстанция, не имеющая определенности. Соединяясь с простейшими формами, она образует первые элементы, из которых состоят все вещи. Простейшие формы – теплое, холодное, сухое и влажное. Соединяясь с первоматерией, они образуют четыре первоэлемента: огонь, воздух, вода и земля. Первоэлементы в мире расположены в определенном порядке; который задает структуру Космоса.
Каждый первоэлемент имеет свое место. В центре мира находится элемент земли, который образует нашу планету. Земля является центром Вселенной, она неподвижна и имеет сферическую форму. Принцип центрального и неподвижного положения Земли во Вселенной является краеугольным в аристотелизме и на много столетий определил господство геоцентрической системы в астрономии. Вокруг Земли распределена вода, затем воздух, затем огонь. Огонь простирается до орбиты Луны – первого небесного тела. Выше Луны – надлунный, божественный мир, который принципиально отличен от мира подлунного, действует по иным закономерностям. В этом мире все тела состоят из эфира. Эфир неизменен, он не превращается в остальные элементы.