Естественные науки в средневековья и Возрождения

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 19:28, реферат

Описание работы

Церковь к началу эпохи Возрождения была ещё очень сильна и влиятельна. Церковники со всей силой цеплялись за свою непререкаемую власть.
Церковь подавляла всякое свободомыслие, в какой бы области знаний оно не проявлялось.
Однако у церкви возникли серьёзные внутренние проблемы, связанные с реформацией. К концу XVII века опасность физической расправы с инакомыслящими со стороны церкви фактически исчезла.

Содержание

Введение. 3
Глава 1. 6
1. 1. Естествознание в эпоху средневековья. 6
1.2. Особенности средневековой духовной культуры. 7
1.3. Отношение к познанию природы. 8
1.4. Естественно-научные достижения средневековой арабской культуры. 9
1.5. Становление науки в средневековой Европе. 11
1.6. Религиозная трактовка происхождения человека. 12
1.7. Исторического значение средневекового познания. 12
Глава 2. 13
2.1. Естествознание в эпоху Возрождения. 13
2.2. Мировоззренческая революция Возрождения. 13
2.3. Зарождение научной биологии. 14
3. Заключение. 16
Используемая литература: 17

Работа содержит 1 файл

естество знание в период Средневековья и Возрождения.docx

— 43.81 Кб (Скачать)

Получила также значительное развитие традиция создания новых вычислительных приёмов и специальных алгоритмов. Так, например, Аль-каши, с помощью  вписанных и описанных в правильный многоугольник вычислил число π  до 17 верных знаков.

Историческая заслуга  средневековых арабских математиков  состояла в  том, что они начали глубокие исследования по основаниям геометрии.

Физика и астрономия.

Из разделов механики наибольшее развитие получила статика, чему способствовали условия экономической жизни  средневекового Востока.

Динамика развивалась  на основе комментирования и осмысления сочинений Аристотеля. Средневековыми арабскими учёными обсуждались проблема существования пустоты и возможности движения в пустоте, характер движения в сопротивляющейся среде, механизм передачи движения, свободного падения тел, движение тел, брошенных под углом к горизонту.

Развитие кинематики было связано с потребностями астрономии в строгих методах для описания движения небесных тел. В этом направлении  и развивается аппарат кинематико-геометрического  моделирования движения небесных тел  на основе «Альмагеста» К. Птолемея.

Существенный вклад внесён арабскими учёными и в астрономию. Они усовершенствовали технику  астрономических измерений, значительно  дополнили и уточнили данные о  движении небесных  тел.

В теоретической астрономии основное внимание уделялось уточнение  кинематико-геометрических моделей  «Альмагеста», устранению противоречий в теории Птолемея. И поиску нептолемеевских  методов моделирования движения небесных тел.

    1. Становление науки в средневековой Европе.

К концу XII – началу XIII в. обозначился застой в социально-экономическом  и культурном развитии ближневосточных  стран. Страны же Западной Европы, напротив стали «обгонять» мусульманский  Восток и Византийскую Империю.

Происходит технологическая  революция в агротехнике: появляется тяжёлый плуг, используется боронирование, совершенствуется упряжь   тягловых животных, внедряется трёхпольная система земледелия, создаётся земельно-хозяйственная кооперация, осваиваются новые источники энергии – сила воды и ветра и др.

Производство избыточной сельскохозяйственной продукции стимулирует  развитие торговли, ремесла. Усиливается тенденция урбанизации. Превращение физического труда в ценность, в достойное занятие порождает необходимость его рационализации, так как тяжесть физического труда осознаётся как нечто нежелательное.

В этих условиях происходит подъём в духовной сфере. Одним из наиболее ярких его выражений  стало возникновение новых светских образовательных учреждений – университетов.

    1. Религиозная трактовка происхождения человека.

В области биологии средневековье  не дало новых идей. В рамках религиозного мировоззрения происхождение жизни  и человека рассматривались как  прямое, непосредственное творение их Богом. В той или иной форме  этот взгляд характерен для всех трёх мировых религий – христианства, мусульманства и буддизма.

Религиозные представления  о времени возникновения человека, а также о закономерностях  развития человеческого общества были далеки от реальности. В средневековье  религиозные догматы о сотворении человека Богом вполне уживались  с самыми вымыслами о прошлом  людей и о народах неведомых  стран. Так средневековые географы и хронисты всерьёз принимали легенды о собако-головых людях, кентаврах и др. Что касается вопроса о возникновении человечества и его первоначальной истории, то в библейской легенде. Религиозная концепция происхождения человека была влиятельным элементом общественного сознания в европейских странах вплоть до середины XIX в.

    1. Исторического значение средневекового познания.

Историческая роль средневекового сознания состояла не в поиске новых  рациональных форм знания, отражающих объективные законы природы, а в  пролиферации, умножение связей и  отношений  чувственных образов. Для перехода к научному познанию природы сознание должно было сформировать структуры, позволяющие отбирать из множества связей и отношений чувственных образов такие, которые носят существенный, закономерный характер.

Логико-понятийное начало, выражавшее собой апробированные практикой  всеобщие, универсальные связи и  отношения мира, на определённом этапе  истории познания должно подняться  на уровень систематического превалирования над чувственно-образным началом. Такой  революционный качественный переход, затрагивающий самые глубины  деятельности сознания, несла с собой  эпоха Возрождения.

Глава 2.

2.1. Естествознание  в эпоху Возрождения.

Новый величайший переворот  в системе культуры происходит в  эпоху Возрождения, которая охватывает XIV – начало XVII в. Эпоха Возрождения – эпоха становления капиталистических отношений, первоначального накопления капитал, восхождения социально-политической роли города, возрождения античной культуры, возникновение книгопечатания, эпоха титанов мысли и духа.

Социально-исторической предпосылкой культуры Возрождения  явилось становление  буржуазного индивидуализма, который  приходил на смену сословно-иерархической  структуре феодальных отношений. Средневековье  завершает тот длительный период истории человечества,  входе  которого человек был ещё привязан прямыми либо опосредованными узами  к коллективу определённого типа. Этот отрыв окончательно осуществился именно в эпоху Возрождения.

2.2. Мировоззренческая  революция Возрождения.

В эпоху средневековья  определяющим отношением к миру было отношение человека к Богу как  высшей ценности. На основе индивидуализации личности, формирование новых ценностей  и установок в эпоху Ренессанса происходит мировоззренческая переориентация субъекта. На первый план постепенно выдвигается  отношение человека к природе, а  отношения же человека к Богу и  к самому себе выступают как производные. В человеке на первый план выдвигается  то, что есть в нём божественного: один человек сам способен превращаться для другого в некоторое божество.

Творчески-новаторское отношение  к миру выдвигает на первый план познавательную составляющую сознания, разум выходит «из изгнания», куда он заточён средневековой установкой на первенство веры над чувствами, а  чувств над разумом. Уже у Н. Кузанского познание мира бесконечно и ведущим  средством познания является разум.

 

Николай Кузанский принадлежит  к зрелому Возрождению. А в  период позднего Возрождения Н. Коперник, создавая гелиоцентрическую систему  мира, на деле показывает творческие возможности  разума, позволяющего через выделение  и исследование противоречий в сфере  явления проникать в сущность вещей, которая может быть полностью  противоположной явлению.

Теоретическая мысль Возрождения  ещё не поднялась до уровня постановки и решения проблемы метода научного познания природы, однако предварила её формулированием ряда принципиальных идей: гуманизма, рационализма, познаваемости мира, историзма и социально-исторического оптимизма. Созданием основ методологии конкретно-научного познания занялись мыслители Нового времени, прежде всего Ф. Бэкон и Р. Декарт.

В культуре Возрождения главной  ценностью становится бескорыстное объективное познание мира. На основе этой важной мировоззренческой ценности складываются непосредственные предпосылки  возникновения классического естествознания.

2.3. Зарождение научной  биологии.

В эпоху Возрождения ситуация в сфере познания живого изменилась. В истории биологии этот период выделяется как начало глубокого перелома в способах познания живого. Ренессансный гуманизм, пересмотрев представление о месте человека в природе, возвысил роль человека в мире, вплоть до того, что божественность  стали рассматривать как один из атрибутов человечности. В сторону человека развернулась даже алхимия; результатом слияния алхимии с медициной стала ятрохимия.

Особенности развития биологи  в XVI-XVII в.в. во многом определялись практическими потребностями развивающегося капиталистического хозяйства, прежде всего аграрного сектора, социально-классовыми потрясениями, ростом влияния материалистической философии на естествознание в целом и биологию в частности, институционализацией научной деятельности.

Огромная описательная накопительная  работа, проведённая в биологии, имела важные последствия. Во-первых, она вскрыла реальное многообразие растительных и животных форм и наметила общие пути их систематизации.

Во-вторых, значительно расширила  сведения о морфологических и  анатомических характеристиках  организмов.

В-третьих, важным следствием развития биологии явилось формирование научной методологии и методики исследования живого.

В-четвёртых, следствие накопительной  работы является развитие теоретического компонента биологического познания –  выработка понятий, категорий, методологических установок, создание первых теоретических  концепций, призванных объяснить фундаментальные  характеристики живого.

Прежде всего это касалось природы индивидуального развития организма, в объяснении которой сложилось два противоположных направления – преформизм и эпигенез.

В целом же биология была в зачаточном состоянии; растительный и животный миры были исследованы лишь в самых грубых чертах, биологические объяснения носили чисто механический и поверхностный характер. Биологическое познание ещё не выработало в это время своей собственной системы методологических установок.

 

 

 

 

  1. Заключение.

Итогом длительного периода  в развитии человечества, каким являлось Средневековье и его заключительный период – Возрождение, стала подготовка перелома в общественном сознании. Появилась большая трещина в  догматически-религиозном представлении  о мире. Такие учёные, как Роджер Бэкон, Леонардо да Винчи, Николай Кузанский  и многие другие вполне подготовили  почву для принятия нового представления  о мире, которое выразилось в работах  учёных последующего поколения –  Галилео Галилея, Джордано Бруно, Рене Декарта и Исаака Ньютона.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 

 

 

 

 
Используемая литература:

1. Концепции современного естествознания. В.М. Найдыш – 1999 г.

2. Учебное пособие «Концепция современного естествознания». 2003.


   

1 Кассиодор. Об изучении наук божественных и человеческих.


Информация о работе Естественные науки в средневековья и Возрождения