Естественные науки в средневековья и Возрождения

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 19:28, реферат

Описание работы

Церковь к началу эпохи Возрождения была ещё очень сильна и влиятельна. Церковники со всей силой цеплялись за свою непререкаемую власть.
Церковь подавляла всякое свободомыслие, в какой бы области знаний оно не проявлялось.
Однако у церкви возникли серьёзные внутренние проблемы, связанные с реформацией. К концу XVII века опасность физической расправы с инакомыслящими со стороны церкви фактически исчезла.

Содержание

Введение. 3
Глава 1. 6
1. 1. Естествознание в эпоху средневековья. 6
1.2. Особенности средневековой духовной культуры. 7
1.3. Отношение к познанию природы. 8
1.4. Естественно-научные достижения средневековой арабской культуры. 9
1.5. Становление науки в средневековой Европе. 11
1.6. Религиозная трактовка происхождения человека. 12
1.7. Исторического значение средневекового познания. 12
Глава 2. 13
2.1. Естествознание в эпоху Возрождения. 13
2.2. Мировоззренческая революция Возрождения. 13
2.3. Зарождение научной биологии. 14
3. Заключение. 16
Используемая литература: 17

Работа содержит 1 файл

естество знание в период Средневековья и Возрождения.docx

— 43.81 Кб (Скачать)

ГИЭФПТ

 

 

 

 

Реферат по дисциплине; «Концепция современного естествознания»

По Теме: Естественные науки в средневековья и Возрождения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка 

заочного факультета группы 2-91

Саханова Марина Олеговна

 

 

Гатчина 2011г.

Содержание.

 

 

Содержание. 2

Введение. 3

Глава 1. 6

1. 1. Естествознание в эпоху средневековья. 6

1.2. Особенности средневековой духовной культуры. 7

1.3. Отношение к познанию природы. 8

1.4. Естественно-научные достижения средневековой арабской культуры. 9

1.5. Становление науки в средневековой Европе. 11

1.6. Религиозная трактовка происхождения человека. 12

1.7. Исторического значение средневекового познания. 12

Глава 2. 13

2.1. Естествознание в эпоху Возрождения. 13

2.2. Мировоззренческая революция Возрождения. 13

2.3. Зарождение научной биологии. 14

3. Заключение. 16

Используемая литература: 17

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Изучаемый нами период охватывает V-XVI века, то есть более тысячи лет. Датой начала Средневековья считают год захвата Рима войсками вандалов и низложения последнего римского императора Ромула августа -476 год. Для философии и науки год начала Средневековья -529 г., когда Юстиниан запретил деятельность последней античной философской Академии. Окончание этого периода приходится на середину XVII века и совпадает со временем открытия Колумбом Америки и первой буржуазной революцией общеевропейского значения – английской революцией 1640-1660 гг.

За это время цивилизация  не стояла на месте. Изменялись границы  государств, населяющие Европу народы, развивалась экономика. Однако все  эти изменения происходили в  рамках одной социально-экономической  формации – периода феодализма.

Характеристика феодального  периода включает в себя господство крупной земельной собственности, которая находилась в руках класса феодалов. Государство в этот период выступало в начале в форме  крупных неустойчивых империй, подобных Империи Карла Великого, затем – в виде мелких герцогств, графств и княжеств, а с XIII века – в виде централизованных монархий.

Монопольную роль в духовной жизни общества играла церковь и  особенно католичество. Христианская религия способствовала укреплению и централизации государств, однако подавляла всякое свободомыслие  и выход за рамки христианской доктрины.

Во времена упадка Римской  империи (Vвек), наступившие после нашествия вандалов, античная мысль отошла очень далеко от первоначальной, гениально наивной, но открывающей дорогу различным причинным объяснениям догадки о единстве мира. Это единство начали понимать в платоновском смысле: процессы в природе протекают так, чтобы мир приблизился к идеальному прообразу, существующему в нашем воображении.

На смену изучения античного  наследства, в частности трудов Аристотеля, пришло создание комментариев к ним  с новых христианско-догматических  позиций.

Античный мир погибал, торговля сокращалась, население городов  вымирало или разбегалось. В итоге  античная наука была почти забыта. Её отрывочные элементы в области  грамматики, риторики и логики составляли низшую ступень средневекового образования  – тривиум  и усваивались небольшим  числом духовных лиц и ещё меньшим  числом мирян. Более высокая ступень  – квадривиум (арифметика, геометрия, астрономия и музыка) – была уделом совсем немногих.

Началась новая эпоха  истории нашей цивилизации –  Возрождение (Ренессанс).

Понятие «Ренессанс» означает духовное обновление, подъём культуры после тысячелетия ёё упадка. Одним  из центральных понятий этой эпохи, её идейной основой  был гуманизм, светски-рационалистическое мировоззрение.

Эпоху Возрождения принято  делить на два периода. На языке места зарождения эпохи (Италии) эти периоды назывались «кватроченто» - XV век и квинквеченто», т.е. XVI век. Итальянские историки причисляют Ренессансу и XIV век, когда в этой стране жили великие провозвестники Возрождения – художник Джотто, писатели Данте и Петрарка.

Церковь к началу эпохи  Возрождения была ещё очень сильна и влиятельна. Церковники со всей силой  цеплялись за свою непререкаемую власть.

Церковь подавляла всякое свободомыслие, в какой бы области  знаний оно не проявлялось.

Однако у церкви возникли  серьёзные внутренние проблемы, связанные  с реформацией. К концу XVII века опасность  физической расправы с инакомыслящими со стороны церкви фактически исчезла.

Итогами длительного периода  в развитии человечества, каким являлось Средневековье и его заключительный период – Возрождение, стала подготовка перелома в общественном сознании. Появилась большая трещина в  догматически-религиозном представлении  о мире. Такие учёные, как Роджер Бэкон, Леонардо да Винчи, Николай Кузанский и многие другие вполне подготовили почву для принятия нового представления о мире, которое выразилось в работах учёных последующего поколения – Галилео Галилея, Джордано Бруно, Рене Декарта и Исаака Ньютона.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.

  1. 1. Естествознание в эпоху средневековья.

Эпоха Средневековья, зародившаяся на развалинах и пожарищах эллинистически-римского мира, рухнувшего под безжалостным натиском полчищ варварской, все сметающей на своем пути конницы, и завершившаяся спустя более, чем через тысячелетие крушением феодально-крепостнического режима под ударами буржуазных революций XVI— XVIII вв., — один из величайших и колоритнейших периодов истории человечества. Он наполнен многообразным, богатейшим, красочным содержанием; динамичным (хотя противоречивым и непоследовательным) развитием материальной и духовной культуры.

Средневековье — эпоха  одновременно и мрачная, и яркая. Она насыщена драматическими эпизодами  многовековой борьбы государств и народов, церкви и светской власти, пап и  императоров, Востока и Запада, ортодоксии и еретизма, классовыми и национально-освободительными восстаниями. Она полна изуверства, костров для малейших проявлений свободной человеческой мысли; ужасных  памятников человеческому безумию  вроде крестовых походов (вершины  средневекового экспансионизма), в  том числе детских. В то же время  она несла с собой исключительно  самобытный, имеющий некоторое особое очарование, неповторимый и даже сейчас не во всем нами понятный тип культуры. Культуры в своей сущности высоко духовной, часто личностно бескорыстной, а также импровизационной, с празднично-игровой, маскарадной формой радости и  ликования, умевшей отвлечь и  увлечь человека, такой культуры, которая  была способна, и возвысить человека, и приземлить его.

Но Средневековье —  это еще и эпоха высокого взлета рациональной мысли, логико-теоретического поиска, успехов научной, правовой, моральной и политической мысли, выдающегося прорыва философского разума в сферу универсальных  законов бытия. Средневековье дало истории культуры целую плеяду выдающихся мыслителей, философов, практиков, политиков, ученых, многие из которых отнесены к сонму героев и великих мучеников  человечества.

Одним из направлений распада  античной картины мира была начавшаяся в V веке разработка христианской догматики. Первым и самым известным представителем этого направления был Августин Блаженный. Августин принял крещение уже, будучи 23-летним, но очень быстро достигнув 30-летнего возраста, был посвящён в епископы.

Он проповедовал аскетизм и отказ от всех земных благ, проповедовал существующее имущественное неравенство  и советовал беднякам любить не то, чего у них нет, а то, что невозможно отнять – то есть Бога.

Средневековое мышление воспринимало мир не в виде организованной системы. Основной интерес к явлениям природы  состоял в поиске иллюстраций  к истинам морали и религии. Природа  больше не воспринималась как нечто  самостоятельное, несущее в себе свою цель и свои законы, как это  было в античной науке.

Все явления выстраивались  в некоторой последовательности. Так, вода и земля служат растениям, которые в силу этого более  благородны и занимают в иерархии ценностей более высокое место. Растения, в свою очередь служат животным. А весь мир служит человеку, созданному по образу и подобию Божьему, чтобы он был господином этого  мира.

    1. Особенности средневековой духовной культуры.

По-прежнему человек в  своём сознании наделял себя природными качествами, а природу – человеческими.

Стержнем средневекового сознания явилось религиозное мировоззрение, в котором истолкование всех явлений  природы и общества, их оценка, а  также регламентация поведения человека обосновываются ссылкой на сверхъестественные силы, которые полностью господствуют над материальным миром, способны по своему произволу как угодно изменять ход естественных событий и даже творить бытие из небытия. Высшей сверхъестественной силой выступал Бог.

Средневековое сознание было ориентировано преимущественно  на межличностные отношения. Этим объясняется  доминирование в средневековом  сознании ценностно-рациональным. Знание рассматривалось не как главная  цель духовной деятельности, а как некоторый её побочный продукт. Религиозное удвоение мира в сознании на земной предполагало возможность приобщения считались не знания, а вера. И потому, например, Кассиодор глубоко уверен, что «что не только неучёные, но даже те, кто и читать не умеет. Получают от Бога премудрость»1. Средневековье вере отдаёт предпочтение перед знанием.

    1. Отношение к познанию природы.

Средневековый человек не сформулировал ещё своего отношения  к природе как самостоятельной  сущности. Природа рассматривалась  как сфера, созданная, творимая и  поддерживаемая всемогущим и всевидящим божеством, абсолютно зависящая  от него; своими предметами, их поведением реализующая его волю во всём. Природа – проводник воздействия на людей божьей воли, вплоть до того, что она есть и средство их наказания.

Для средневекового человека природа – это мир вещей, за которыми надо стремиться видеть символы  Бога. Поэтому и восприятие природы  раздваивалось на предметную и символическую  составляющие. Познавательный аспект средневекового сознания был направлен  не столько на выявление объективных свойств предметов зримого мира, сколько на осмысление их символических значений, т.е. их отношения к божеству.

Средневековое сознание не ориентировано на выявление объективных  закономерностей природы. Его главная  функция – сохранение ценностного  равновесия человека и мира, субъекта и объекта. Средневековое знание ориентировано на повторение, воспроизведение и обоснование некоторых  исходных абстрактных образов общекультурной значимости. Они заимствовались в основном из сюжетов Ветхого и Нового заветов – Бог, рай, ад, Христос, Страшный суд и др., которые передавались из поколения в поколение на основе авторитарности.

Система средневекового сознания гетерогенна, рационализирована лишь частично. Вместе с тем она была некоторой целостной системой, а значит, жила по своим законам, функционировала, развивалась, претерпевала количественные изменения. Качественные преобразования состояли, во-первых, в подключении в такую систему новых элементов, т.е. новых образов (иносказаний, символов, аллегорий и др.), во-вторых, в установлении между образами (как старыми, так и новыми, а так же между старыми и новыми) новых связей и отношений (классификация, схематизация, формализация, лежавшие в основе схоластики).

    1. Естественно-научные достижения средневековой арабской культуры.

Социально-экономический  и культурный уровень стран Восточного Средиземноморья, Ближнего Востока  в эпоху раннего средневековья  был выше, чем стран Европы. Формирование единой политической системы на новом феодальной основе и быстрый рост экономики создали благоприятные условия для развития на средневековом Востоке науки и культуры.

Объединённые политически  и экономически, связанные единством  религии и языка (арабский язык стал не только государственным, но и языком науки и культуры), народы Ближнего и Среднего Востока получили возможность  более свободного обмена духовными  ценностями. Усвоение сложного комплекса местных культурных традиций и культурного наследия античности обеспечило расцвет мусульманской культуры.

Особенно большое распространение  на востоке получили произведения Аристотеля. Вершиной арабоязычного творчества аристотелизма стало творчество Ибн-Рушда, интерпретировавшего труды Аристотеля в духе материализма и пантеизма. Ибн-Рушд стремился утвердить полную независимость философии и науки  от теологии, мусульманского богословия, минимизировать функции Бога по отношению к миру, считая, что Бог влияет только на общий ход мирового процесса, но не на частности. В учении Ибн-Рушда природа максимально независима от Бога и сама может творить свои частные, конечные формы.

Ибн-Рушд разработал также  «теорию двух истин» - научно-философской  и теологической. «Теория двух истин» способствовала утверждению предпосылок естественнонаучного познания.

Математические  достижения.

Арабы расширили античную систему математических знаний. Они  заимствовали из Индии и широко использовали десятичную позиционную систему  счисления. Она проникла по караванным путям на Ближний Восток в эпоху  Сасанидов (224 – 641), когда Персия, Египет и Индия переживали период культурного  взаимодействия.

Информация о работе Естественные науки в средневековья и Возрождения