Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 14:16, контрольная работа
Куль тура — это система средств человеческой деятельности, благодаря которой программируется, реализуется, стимулируется активность индивида, групп, человечества в их взаимодействии с природой и между собой. Эти средства создаются людьми, постоянно совершенствуются и состоят из трех содержательных типов культур — материальной, социальной и духовной.
Введение стр. 2
1 Специфика и взаимосвязь естественно-научного и гуманитарного типов культур стр. 2
2. Анализ роли «наук о природе» и «наук о духе» в развитии
культуры стр. 5
3. Необходимость единства естественно-научной и гуманитарной культур в современном обществе стр. 9
Список литературы стр. 12
Таким образом, ценностная составляющая знания оказывается существенной в основном для гуманитаристики. Из естествознания ценности упорно изгонялись. Но, как показало развитие событий в XX в., и естественные науки не вправе считать себя полностью свободными от ценностей. Хотя, конечно, влияние последних на естествознание гораздо меньше и далеко не так очевидно, как в области знания гуманитарного.
Антропоцентризм.
Из признания ценностной
На таком фоне подлинное
Идеологическая нейтральность - нагруженное. Еще одним важным следствием ценностной деформации научного знания является его идеологическая нагруженность.
Теоретическое знание, в котором представлен тот или иной социально-групповой интерес, называется идеологией. Идеология не тождественна науке, но частично с ней совпадает, так как использует знание теоретического, научного уровня. Расхождение же между ними лежит в области целей и задач: наука ищет истину, идеология стремится обосновать и оправдать какой-либо социальный интерес.
А поскольку истину в области обществознания ищут вполне конкретные представители определенных социальных групп (наций, классов и пр.), то происходит взаимоналожение научных и идеологических устремлений. И гуманитарные науки невольно оказываются идеологически нагруженными.
В естествознании картина иная. Его объект - мир природы - по счастью, не является полем столкновения противоречивых общественных интересов. И его конечные выводы практически не затрагивают интересы конкурирующих социальных групп. Поэтому естественные науки идеологически нейтральны. А если в них и представлен какой-либо социальный интерес - то, наверное, общечеловеческий.
Но в науке все же существует идеологическая нагруженность – разные научные школы имеют собственную идеологию. Таким образом, в результате дифференциации наук о природе, наук о духе, возникают множество научных и духовных школ, каждая из которых может иметь собственную идеологию.
Субъект-объектное отношение. Различия в объекте познания (мир природы и мир человека) являются, конечно, главным основанием выделения специфики гуманитарных и естественных наук.
В области естествознания субъект (человек) и объект познания (природа) строго разделены. Человек как бы наблюдает природный мир «со стороны», отстраненно.
В сфере же гуманитарной субъект (человек) и объект познания (общество) частично совпадают. Это ведь, по сути, самопознание общества. Такое положение приводит к весьма любопытным последствиям.
Если, например, физику не удался какой-либо эксперимент, то причину неудачи ищут только в сфере субъективной: неверна теория, не отлажена методика и т.д. В любом случае природа (объект познания) «виноватой» быть не может! Обществоведу в этом плане гораздо сложнее. Если какой-либо «социальный эксперимент» - социализм, допустим, - не удался, то это совершенно не обязательно означает, что неверна теория. «Виновником» неудачи может быть и сам «объект» этой теории - народ, который еще «не созрел», не понял, не оценил социалистических перспектив, а то и просто пожалел усилий для их практического осуществления. Во многом именно поэтому разного рода иллюзии и заблуждения в гуманитарных науках держатся гораздо прочнее и дольше, нежели в науках естественных.
Количество - качество. Существенное значение в обсуждаемой проблеме имеет и очевидная разница в объеме применения общенаучных методов естественной и гуманитарной отраслями научного знания.
Общеизвестно,
что естествознание
Гуманитариям в этом плане повезло меньше. Мало того, что изучаемые ими явления плохо поддаются математической (количественной) обработке, так еще и экспериментальные методы исследования весьма затруднены из-за моральных запретов. (Из всех гуманитарных наук разве что у психологии есть обширная экспериментальная база.).
Устойчивость - подвижность объекта. Наверное, заслуживает упоминания и разница в степени устойчивости природных и социальных объектов. Изучение первых - дело необычайно благодарное. Физик вполне может быть уверен, что какая-нибудь элементарная частица или целая звезда практически не изменились со времен древних греков. Для появления нового вида растений или животных тоже требуется не одна сотня лет, а то и тысяча. По сравнению с масштабами человеческой жизни, природные объекты необычайно стабильны.
Постоянство же объектов
социальных - иное. Их динамика вполне
сопоставима с протяженностью жизни отдельного
человека. Среднее и старшее поколения
нынешних россиян, например, с некоторым
изумлением констатируют, что они живут
совсем в другой стране по сравнению с
той, в которой прошла их молодость.
3. Необходимость единства естественно-научной и гуманитарной культур в современном обществе.
Гуманитарные и естественные науки, а также формирующиеся на их основе типы культур, как это видно из вышеизложенного, разделены весьма фундаментально. Однако они характеризуются уникальной взаимодополнительностью. Размежевание естественно-научного и гуманитарного типов культур, хотя и приняло драматические формы, все же не может отменить факта их исходной взаимосвязи и взаимозависимости.
Введение
постулата неразрывного
Взаимодополнительность.
И тот, и другой типы культур - суть творения
разума и рук человечески. А человек при
всей своей обособленности от природы
продолжает быть её неотъемлемой частью.
Он - существо биосоциальное. Эта объективная
двойственность бытия человека отражается
и во взаимодополнительности культур.
Взаимодополнительность мировоззрений. Мировоззрение человека содержит общие представления о том, как устроен природный и социальный мир в целом и не может быть разорванным, половинчатым. Описываемые типы культур и составляющие их сердцевину науки активно формируют мировоззрение людей (каждый – свою часть).
Взаимодополнительность проблем. Естественно-научный и гуманитарный типы культур и наук имеют массу «пограничных» проблем , предметная область которых едина для того и другого (проблемы экологии, антропсоциогенеза, генной инженерии (применительно к человеку) и т. д.)
Рыночные отношения культур. Общественное разделение труда повышает его эффективность и порождает взаимозависимость людей. Этот «разделительный» процесс стягивает, консолидирует социальные общности гораздо сильнее, нежели выполнение одинаковых трудовых функций. Нечто подобное происходит и с размежеванием гуманитарной и естественно-научной культур. Разделение их «труда» порождает необходимость «обмена продуктами и услугами», а значит, работает в целом на единство, общность человеческой культуры.
Единство Истины и Заблуждения.
Единство типов культур и наук проявляется не только в стремлении к истине, но и в схожести заблуждений.
Истина, проявленная в одном типе культуры, может трансформироваться в Заблуждение для другого типа культуры.
Взаимосвязь и взаимозависимость типов культур. Не менее очевидна и корреляция между радикальными поворотами в судьбах естествнно-научной и гуманитарной культур. Так, поворот естествознантя от оисания реальности «как она есть» к её «реконструкции» в соответствии с целями и возможностями субъекта познания удивительнейшим образом напоминает борьбу авангардизма с «реализмом» в искусстве, экспансию релятивизма и субъективизма в историю, социологию, философию и т. д.
Целостность культуры. Неклассический этап развития естественных и гуманитарных наук выявил, относительность критериев их разграничения. Выяснилось, что строгое разделение субъекта и объекта познания невозможно не только в обществознании, но и в исследованиях микромира (теоретическое описание квантового объекта обязательно включает ссылку на наблюдателя и средства наблюдения).
Таким образом, перечисленные выше аргументы единство естественно-научной и гуманитарной культур подтверждают достаточно очевидно. Их строгая демаркация, характерная для XIX - первой половины XX вв., в наши дни все больше ослабевает. Тенденция к преодолению пугающего разрыва двух типов культур формируется объективно, «естественным» ходом развития событий в социокультурной сфере.
Итак, единство
и взаимосвязь естественно-
• в изучении сложных социоприродных комплексов, включающих в качестве компонентов человека и общество, и формировании для этой цели «симбиотических» видов наук: экологии, социобиологии, биоэтики и др.;
• в осознании необходимости и реальной организации «гуманитарных экспертиз» естественнонаучных программ, предусматривающих преобразования объектов, имеющих жизненное значение для человека;
• в формировании общей для гуманитарных и естественных наук методологии познания, основанной на идеях эволюции, вероятности и самоорганизации;
• в гуманитаризации естественнонаучного и технического образования, а также в фундаментации естествознанием образования гуманитарного;
• в создании дифференцированной, но единой системы ценностей, которая позволила бы человечеству четче определить перспективы своего развития в XXI в.
В заключение
стоит отметить, что, несмотря на всю неоспоримость
тенденции сближения естественно-научной
и гуманитарной культур, речь вовсе не
идет о полном их слиянии в каком-либо
обозримом будущем. Да и нет в том особой
нужды. Вполне достаточно разрешения конфликта
между ними в духе принципа дополнительности.
Список
литературы:
Информация о работе Естественно-научная и гуманитарная культуры