Единство живой и неживой природы в представлениях русских космистов

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2010 в 08:42, контрольная работа

Описание работы

Русский космизм является философским направлением с большими традициями в культуре России и объединяет не только философов, а также учёных, религиозных мыслителей, писателей, поэтов, художников. Само существование “русского космизма” как философского течения даже в наше время вызывает острые дебаты.
Само зарождение русского космизма обусловлено в значительной степени своеобразной общественной и культурной обстановкой в России XIX в. Развитие русского космизма обязано во многом непременному противопоставлению этого философского направления самим основам западноевропейской науки и культуры.
Это противостояние заключало в себе возможность продуктивного диалога, способствовавшего изменению русского космизма, его прогрессивному воздействию на культуру научного исследования в XX в. Значительный интерес представляет нравственный, социально-философский смысл русского космизма.

Содержание

Введение 3
1.Единство живой и неживой природы в представлениях русских космистов 4
1. 1. Философские взгляды Н.А.Умова 4
1.2. Антропокосмизм Н.Г.Холодного 5
1. 3. Третий синтез космоса В.И.Вернадского 6
1.4. Космическая философия К.Э.Циолковского 9
1. 5. Единый природный субстрат А.Л.Чижевского 15
2. Развитие идей активной коэволюции 18
Заключение 28
Список использованной литературы 29

Работа содержит 1 файл

Единство живой и неживой природы в представлениях русских космистов.doc

— 141.00 Кб (Скачать)

     Таким образом, теория биосферы должна представлять собой не просто совокупность изученных  механизмов функционирования отдельных  элементов биоты и абиотических составляющих биосферы, взаимодействие которых способно реализовать принцип Ле Шателье (что, разумеется, совершенно необходимо). Для того чтобы обеспечить выживание человечества как вида, обеспечить возможность дальнейшего развития его цивилизации, нам предстоит изучить динамику биосферы как нелинейной системы, изучить структуру ее аттракторов и границы между областями их притяжений.

     Итак, возникает новая фундаментальная  наука. И она носит абсолютно  прикладной характер, поскольку эта  дисциплина сделается научной базой  судьбоносных решений для человечества. Заметим еще раз, что переход биосферы из одного состояния в другое вовсе не обязательно требует мгновенных сверхнагрузок, как при атомных взрывах и последующих пожарах. Катастрофа может подкрасться и незаметно. И стратегия развития человечества не просто должна быть согласована с развитием биосферы, но должна быть такой, чтобы развитие биосферы происходило в нужном для человечества эволюционном канале.

     Другими словами, обеспечение коэволюции человека и биосферы (или, что то же самое, для реализации стратегии sustainable development) требует развития специальной синтетической научной дисциплины. Работа по созданию такой дисциплины, по существу, уже началась. Ее естественной составляющей является экология. Я подчеркиваю — составляющей, ибо проблемы, которыми сегодня занимается экология, получившая широкое развитие за послевоенные десятилетия, не включают в себя целый ряд вопросов, жизненно важных для будущего, для поисков пути в эпоху ноосферы. И в частности, пока еще не занимается исследованием биосферы как целостной динамической системы.

     Однако  и это лишь одна из глав будущей  науки, ибо она прежде всего должна быть наукой гуманитарной. Научная  программа разработки принципов  коэволюции, или концепции ноосферогенеза, неизмеримо шире тех естественнонаучных и экономических программ, которыми занимаются профессиональные экологи или экономисты.

     Но  разработку принципов ноосферогенеза или поисков пути в эпоху ноосферы нельзя откладывать. Разработка научных  основ этой проблемы и ее реализация должны идти параллельно. И по существу эта работа уже началась: появляются первые запреты, основанные на серьезном научном анализе. Тот же самый запрет (Монреальский протокол 1987 г.) на использование хлор- и фторсодержащих хладонов, который приведет к полной перестройке всей холодильной промышленности, уже является одним из тех табу, которыми мировое сообщество защищает себя от разрушения озонового слоя. Развернуты широкие исследования возможных последствий потепления климата из-за увеличения концентрации углекислоты и метана в атмосфере, что, по-видимому, приведет к новой системе запретов.

     По  мере развития дальнейших исследований неизбежно будет расти количество запретов. И их придется выполнять! Это, может быть, и станет самой  трудной задачей, которая когда-либо вставала перед человечеством, поскольку среди запретов появятся и такие, которые будут регламентировать рост народонаселения и вносить новые ограничения в то, что принято называть свободой личности.

     По  существу, в основе теории ноосферогенеза лежат новые принципы нравственности, новая система нравов, которая должна быть универсальной для всей планеты, при всем различии цивилизаций населяющих ее народов. Когда в начале ХХ века Вернадский произнес вещую фразу о том, что однажды человеку придется взять на себя ответственность за развитие и природы, и общества, вряд ли он думал, что это время наступит столь скоро. В условиях уже наступившего экологического кризиса становится ясной неспособность современного планетарного сообщества с ним справиться. Структура общественного устройства должна претерпеть кардинальные изменения.

     Было  бы ошибкой сказать, что общество стоит на месте и опирается  только на традиционные нравственные начала. Оно уже начало проявлять  свою общую волю. Разве не являются примерами те энергосберегающие технологии, которые получили распространение в последние два-три десятилетия? О многом стали не только говорить, но многое стали и делать. Например, произведена очистка Великих Озер и Рейна.

     Но  все эти действия — лишь самое  робкое начало. Да и начало ли, если оно по-настоящему не затрагивает мировоззрения? Глубину непонимания обществом современной ситуации показала конференция в Рио-де-Жанейро 1992 года. Факт проведения подобной конференции на правительственном уровне трудно переоценить — это явление замечательное. Появление термина sustainable development и попытка разработки программ устойчивого развития — тоже некий шаг в нужном направлении. Но не было сказано самого главного: что надо научиться сохранять не только отдельные биологические виды, но и экосистемы, что надо выработать основы демографической политики и что надо, наконец, поставить во главу угла всей научной деятельности проблемы обеспечения коэволюции природы и общества, начать серьезно разрабатывать новую структуру общественных отношений в едином планетарном сообществе и менять структуру общественных ценностей.

     Современные «присваивающие» цивилизации возникли в начале голоцена, после неолитической  революции. По-видимому, они исчерпали  свои возможности, и человечеству предоставляются две альтернативы: либо оно будет продолжать жить по-старому, постепенно совершенствуя свои технологии, либо перейдет к совершенно новому типу цивилизации.

     В первом случае его ожидает общепланетарный  экологический кризис, борьба за ресурсы, которых заведомо на всех не хватит, тоталитаристское управление «золотого миллиарда» (первые проявления которого мы наблюдаем уже сейчас) и в конечном счете деградация и исчезновение человека как биологического вида [2, С.145].

     Вторая  альтернатива основывается на гипотезе о том, что человечество сможет опереться на свой коллективный разум и найти пути создания общества, способного к совместному развитию с биосферой, то есть сможет перейти в эпоху ноосферы. И общество это будет качественно отличаться от современного.

 

Заключение

     Философские и мировоззренческие представления  Н.А.Умова во  многом  не согласуются  с традицией русского космизма. Космос  Н.А.Умова - космос физика, который свободен от антропоморфизма. Он указывает, что "несмотря  на прогресс  естественных  наук,  антропоморфную точку зрения находим и у современных мыслителей, отличающуюся от древней тем, что они переносят на природу свойства  своей более культурной  личности.

     Н.Г.Холодный развивает  свою  философию  антропокосмизма  и  теорию познания, основанную на идеях эволюционизма. В  противовес  антропоцентризму (ставившему  человека  в центр всего мироздания) Холодный использует антропокосмизм, который выделяет огромное значение человеческой деятельности в процессах эволюции природы, во взаимоотношениях человека и природы.

     Вернадский  создал своё  представление о  биосфере (третий синтез космоса), поставив в основу живое вещество, которое  владеет всеми минеральными и  химическими движениями, и с которым  связаны процессы  питания и  размножения в активном поверхностном слое планеты. Космическая философия К.Э.Циолковского -  является  одним из столпов русского  космизма.  Она  ощутимо  повлияла на современную цивилизацию посредством космонавтики, которая стала одним из основных  направлений  НТР. Немаловажно и то, что она относится к  числу  немногих  в  русском космизме образцов целостной философско-мировоззренческой системы.

     К.Э.Циолковский  оказал  огромное  влияние  на  формирование  научного мировоззрения  и методов научной работы А.Л.Чижевского. Идея единства  живого и  неживого,  человека  и  Космоса,  психического  и  физического   является основной для Чижевского и определяет направления его  научных  исследований.

     Изучение  проблем коэволюции открывает новое  и, возможно, важнейшее направление  фундаментальных исследований. В настоящее время изучение необходимых условий коэволюции продвинулось в целом ряде конкретных направлений.

Список  использованной литературы

  1. Вернадский  В.И. Научная мысль как планетное  явление, М., Наука, 1991.
  2. Моисеев, Н.Н. "Экология и жизнь" (2-3, 1997) Коэволюция природы и общества Пути ноосферогенеза
  3. Умов Н.А. Собрание сочинений Т3, М., 1916.1. Щербинин В.А. Лекции по философии, М., 1996-1997гг.
  4. Фёдоров Н.Ф. Сочинения, М., 1982.
  5. Холодный Н.Г. Избранные труды, Киев, 1982.
  6. Циолковский К.Э. Грёзы о земле и небе, Тула, 1986.
  7. Циолковский К.Э. Этика или естественные основы нравственности.
  8. Циолковский К.Э. Очерки о Вселенной, М., 1992.
  9. Чижевский А.Л. Основное начало мироздания.

Информация о работе Единство живой и неживой природы в представлениях русских космистов