Единство живой и неживой природы в представлениях русских космистов

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2010 в 08:42, контрольная работа

Описание работы

Русский космизм является философским направлением с большими традициями в культуре России и объединяет не только философов, а также учёных, религиозных мыслителей, писателей, поэтов, художников. Само существование “русского космизма” как философского течения даже в наше время вызывает острые дебаты.
Само зарождение русского космизма обусловлено в значительной степени своеобразной общественной и культурной обстановкой в России XIX в. Развитие русского космизма обязано во многом непременному противопоставлению этого философского направления самим основам западноевропейской науки и культуры.
Это противостояние заключало в себе возможность продуктивного диалога, способствовавшего изменению русского космизма, его прогрессивному воздействию на культуру научного исследования в XX в. Значительный интерес представляет нравственный, социально-философский смысл русского космизма.

Содержание

Введение 3
1.Единство живой и неживой природы в представлениях русских космистов 4
1. 1. Философские взгляды Н.А.Умова 4
1.2. Антропокосмизм Н.Г.Холодного 5
1. 3. Третий синтез космоса В.И.Вернадского 6
1.4. Космическая философия К.Э.Циолковского 9
1. 5. Единый природный субстрат А.Л.Чижевского 15
2. Развитие идей активной коэволюции 18
Заключение 28
Список использованной литературы 29

Работа содержит 1 файл

Единство живой и неживой природы в представлениях русских космистов.doc

— 141.00 Кб (Скачать)

     На втором этапе (1915-1923 гг.) Циолковский основное внимание  уделяет другим проблемам, отличным от Космоса:  1)  изложению  "научного"  понимания библейских текстов; 2) проблемам общества будущего, разрешаемым в социально-утопическом духе ("Горе и гений", 1916г.; "Идеальный строй жизни", 1917г.  и др.); 3) проблемам строения и жизни человеческого тела ("Человек.  Свойства человека",  1917г.).  Циолковский  подчёркивает  несовершенство   социальных отношений,   несправедливость   в   обществе и др. Проблемы космизма затрагиваются в  работах:  "Первопричина"  1918г.,  "Социология  (фантазия). Приключения атома" 1918г. и некоторых других.

     На  третьем  этапе  (1923-1935  гг.)  Циолковский  разрабатывает   так называемый "активно-эволюционный" принцип  космизма.  Его смысл состоит в следующем:  "Судьба  Вселенной  зависит  от  космического  разума,  т.е.  от человечества  и  других  космических  цивилизаций,   их   преобразовательной деятельности". Этот принцип обосновывается во  многих  статьях  и  брошюрах: "Живая Вселенная"  (1923г.),  "Монизм  Вселенной"  (1925-1931гг.),  "Будущее Земли и человечества" (1928г.), "Космическая философия"  (1935г.)  и  многих других.  Интересно,  что  "активно-эволюционный"  смысл  принципа космизма сосуществует у Циолковского с более традиционным  смыслом этого принципа: "Судьба существа зависит от судьбы Вселенной".  Всё это создаёт сложности при понимании космической философии на завершающем этапе её становления.

     Важнейшими  принципами космической философии, которые  лежат  в  основе метафизики  и  научной   картины   мира   Циолковского   являются   принципы атомистического  панпсихизма,  монизма,  бесконечности,  самоорганизации   и эволюции.

     Принцип  атомистического  панпсихизма  напрямую  связан  с  пониманием Циолковским материи. Циолковский говорил, что "Я не только  материалист,  но и панпсихист, признающий чувствительность всей  Вселенной.  Это  свойство  я считаю неотделимым от материи". Все тела  Вселенной  "имеют  одну  и  ту  же сущность; одно начало, которое мы называем духом материи (сущность,  начало, субстанция, атом  в  идеальном  смысле)",  что  очень  сходно  с  философией Платона. "Атом-дух" ("идеальный атом", "первобытный дух")  по  Циолковскому, "есть неделимая основа или сущность  мира.  Она везде одинакова.  Животное есть вместилище бесконечного числа атомов-духов, так же,  как  и  Вселенная.

     Из  них только она и состоит, материи, как  её  прежде  понимали,  нет.  Есть только  одно  нематериальное,  всегда  чувствующее,  вечное  неистребляемое, неуничтожаемое, раз и навсегда созданное или  всегда  существовавшее" [8, С.132]. Следовательно, "атом-дух" - это элемент метафизической субстанции,  лежащей в основе мира и отличной от элементарных частиц в современной физике.

     Принцип  монизма  выражает  единство  субстанциональной  основы  мира, образуемой "атомами-духами". "Материя едина, и основные свойства её во  всей Вселенной должны быть одинаковы" [8, С.135]. Это означает:

     1) единство материального и духовного  начал Вселенной;

     2) единство  живой  и  неживой  материи:  "материя  едина,  так  же  ее отзывчивость и чувствительность";

     3) единство человека  и  Вселенной,  т.е.  его  участие  в   космической эволюции, в  противовес  христианским  представлениям  о  бессмертии   души;

     4) выводимость этических норм из метафизики космоса.

     Принцип бесконечности распространялся  Циолковским и на мир как  целое, и на свойства пространства и времени,  и  на  строение  элементарных  частиц вещества, и на структурную иерархию уровней космических систем, и  на  ритмы космической эволюции, и на возрастание могущества космического разума, и  на отсутствие пределов для его возможной экспансии во Вселенной. Вселенная,  по Циолковскому,  бесконечна  в  пространстве  и  времени  и  включает  в  себя бесконечную иерархию космических структур - от атомов до "эфирных  островов" разного уровня сложности. Мысль Циолковского о  возможности  сосуществования во Вселенной множества космосов намного опередила своё время  и  теперь  она нашла своё развитие в квантовой космологии.

     Принципы  самоорганизации  и  эволюции  также  являются  ключевыми  для метафизики космической философии и вытекающей из неё научной  картины  мира. "Всё живо",  т.е.  способно  к бесконечной самоорганизации и   эволюции.

     Циолковский  был  не  согласен  с  толкованием  космической   эволюции   как неуклонной деградации и его несогласие  нашло  своё  выражение  в  принципах самоорганизации и эволюции. Ритмические  изменения  Вселенной  в  метафизике космической  философии  очень  близки  бесконечным  циклам   эволюции.   Эти принципы приобретают в контексте космической философии следующие значения:

     1) эволюция как периодические трансформации,  в ходе которых возникают и разрушаются бесчисленные союзы "атомов-духов", образующих космические структуры разных уровней;

     2) самоорганизация как возникновение сложных (в том числе,  живых) структур из более простых;

     3)  эволюция  и  самоорганизация   как  "глобальный  эволюционизм"  (эти         процессы могут быть спонтанными или направляться разумом).

     Идея  первопричины (причины) космоса как считал Циолковский "не  может убедить и не имеет вида научной истины. Но я  не  могу  лично  обойтись  без первопричины, всемогущей и благостной к своему  созданию"  [8, С.138].  По  словам Циолковского всё, что для  нашего  ума  безначально  и  бесконечно,  то  для первопричины конечно,  даже  нуль,  т.е.  для  неё  мир  мог  иметь  начало. Всемогущая  и  нежно  любящая  своё  творение  первопричина  находится   вне Вселенной и может её  уничтожить  по  своей  воле.  Причина  "безмерно выше космоса"  и  несоизмерима  со  своим  творением,  т.к.  создаёт  вещество  и энергию, что "космос сам  не  в  силах  делать".  Проникновение  в  свойства причины приводит к неожиданным  выводам  этического  значения,  которые  "не могут  не  иметь  благотворного  влияния  на  поступки  человека  и   других сознательных" [8, С.139]. Её доброта, счастье, мудрость и могущество бесконечны  и отсюда следует, по Циолковскому, ряд выводов:

     1) "удовлетворение любознательности  и вытекающее отсюда спокойствие";

     2) "смирение перед причиной";

     3) "чувство благодарности за  не кончающееся возрастающее  счастье";

     4) "могущество причины не принесёт  нам зла и в будущем".

     Основные  идеи космизма находят также  своё  отражение  в  рассуждениях Циолковского о "воле Вселенной". Если всё вокруг "порождено Вселенной.  Она - начало всех вещей", то "от неё всё и зависит. Человек или другое  высшее существо и его воля есть только  проявление  воли  Вселенной".  В  контексте "живой Вселенной" метафизика человеческой судьбы состоит в том,  что  смерти нет.  В  процессе  возникновения  и  распада  союзов  "атомов-духов"  смерть "сливается с рождением". Новая жизнь "хотя и разрушима, но новое разрушение сольётся с  новым  совершенным  рождением...  Разрушения  или  смерти  будут повторяться, бесчисленное множество раз,  но  все  эти  разрушения  есть  не исчезновения, а возникновения". Согласно космической философии "души хотя  и нет",  жизнь   в   ритмах   эволюции   Вселенной   "непрерывна,   счастлива, могущественна, никогда не прекращалась и никогда не  прекратится",  т.к.  во временно мёртвом веществе нет субъективного ощущения времени.  Такой  подход к судьбе человека в космизме характерен только для Циолковского  и  является очевидной альтернативой "активно-эволюционного подхода".  В  соответствии  с идеями космизма Циолковский считал, что человек отнюдь не вершина  эволюции.

     Человечеству  предстоит "идти вперёд и прогрессировать -  в  отношении  тела, ума, нравственности, познания и технического могущества.  Впереди  его  ждёт нечто блестящее, невообразимое". По истечении тысячи миллионов  лет  "ничего несовершенного ... на Земле уже не будет. Останется  одно  хорошее,  к  чему неизбежно приведёт наш разум и его сила". Космическое бытие человечества  по Циолковскому "может быть подразделено на четыре основных эры:

     1.  Эра  рождения,  в  которую   вступит  человечество  через   несколько десятков лет и которая продлится несколько миллиардов лет.

     2. Эра становления. Эта эра будет  ознаменована расселением человечества по всему космосу. Длительность этой эры - сотни миллиардов лет.

     3. Эра расцвета человечества. Теперь  трудно предсказать её длительность - очевидно, сотни миллиардов лет.

     4. Эра терминальная займёт десятки  миллиардов лет. Во  время   этой  эры человечество  сочтёт  за благо включить второй закон термодинамики в атоме, т.е. из корпускулярного вещества  превратиться  в  лучевое.

     Что такое лучевая  эра  космоса  -  мы  ничего  не  знаем  и  ничего предполагать не можем" [8, С.140].

     Современный   космизм   представляет   собой   программу   становления человечества и космическая философия Циолковского может рассматриваться  как перспективный вариант осуществления такой программы.

1. 5. Единый природный субстрат А.Л.Чижевского

     К.Э.Циолковский  оказал  огромное  влияние  на  формирование  научного мировоззрения и методов научной работы А.Л.Чижевского. Идея единства  живого и  неживого,  человека  и  Космоса,  психического  и  физического   является основной для Чижевского и определяет направления его  научных  исследований. Выдвижение  смелых  гипотез с   последующей   их   эмпирической   проверкой становится  для  Чижевского  основным  методом  научного  познания  природы.

     Поражает  объём исследований, выполненных  Чижевским  в  1917-1924гг.  В  этот период он  выполняет  работы  по  экспериментальной  биофизике,  социологии, эволюционной  морфологии,  истории  науки,  литературоведению, многие   из которых стали классическими. В своей  работе  "Основное  начало  мироздания. Principium  Universale  Circulationis"   (1920-1921гг.) единство природы Чижевский видит в едином природном  субстрате  -  электронном,  и  в  едином правящем миром принципе,  который  должен  обобщить  многочисленные  частные законы.

     Единство  мироздания должно основываться на едином природном субстрате, единой "стихии"  -  таково  воззрение древнегреческих философов ионийской школы. У Фалеса таким субстратом выступает вода, у Анаксимена  -  воздух,  у Гераклита - огонь, у Анаксимандра - гипотетический  апейрон  [6, С.23].  Чижевский видит субстрат-первооснову в открытой в конце XIX в. структурной  субатомной единице   вещества   -   электроне.    "Материальный    мир    есть    арена последовательных, а  потому  закономерных,  комбинаций,  единого  субстрата- электрона!" - отмечает Чижевский. "Если мы всмотримся в окружающий  нас  мир животных и растений, какое безграничное разнообразие увидим мы! Но  во  всём этом внешнем разнообразии мы находим единую для  всех  организмов  основу  - живую клетку и всеобщность коллоидного состояния. Последнее мало  того,  что учит нас великому  единству  природы,  оно  учит  нас верить  в  вечное  её существование, целесообразность и гармонию; .мы имеем единство  живого вещества; ... нисходя в глубину всего живого, и далее - в  глубину  материи, мы познаём единое начало, единую основу всего сущего -  единство  материи  - электрон" [9, С.76]. Необходимо отметить, что открытый в конце XIX  в.  электрон долгое время был единственной известной элементарной частицей. В  начале  XX в. механистическая картина мира уступает место электромагнитной. Таким  было научное миропонимание у многих учёных в первой четверти  XX  в.,  таким  оно было и у Чижевского.  "Все  химические,  а  также  физические  явления  ныне объясняются исключительно свойствами электронов:  свет,  теплота,  различные состояния материи:  газообразное,  жидкое,  твёрдое,  даже  электричество  и магнетизм - все они суть проявления одной и той  же  космической  энергии  - электромагнетизма и его элементарной  частички  -  электрона.  И  движущиеся вокруг светила планеты, и свет, поглощаемый зелёными  растениями,  и бурная реакция химических реактивов, и все до единого явления -  всё  это  продукты работы этого маленького электрона". "Нет сомнения, что и молекулярные  силы, и  силы  всемирного тяготения одного единственного электромагнитного происхождения, - одного единственного, так как и сама материя, организованная или неорганизованная, есть  проявление этих и  только этих единых,  всеобщих,  космических  электромагнитных сил" [9, С.77].

       Воззрения Чижевского на единый природный субстрат, во многом  провидческие, но и во многом ограниченные рамками физического знания того времени, между  тем, помогли ему достичь успехов в исследовании  биофизических, биохимических и других  процессов, в которых  существенную роль  играют  электромагнитные явления. Единство мироздания должно основываться, по мнению Чижевского, не только на едином природном субстрате,  но  и  на  едином  мировом  принципе.

Информация о работе Единство живой и неживой природы в представлениях русских космистов