Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 16:35, контрольная работа
Целью данной контрольной работы является рассмотрение процессов дифференциации, интеграции и математизации в развитии науки. Для достижения цели данной контрольной работы были поставлены следующие задачи:
Проанализировать процессы дифференциации в развитии науки.
Дать анализ процессам интеграции, объяснить взаимосвязь дифференциации и интеграции.
Проанализировать процессы математизации науки.
Введение……………………………………………………………………..3
1. Проанализируйте процессы дифференциации в развитии науки..5
2. Проанализировать процессы интеграции в процессе науки. Объяснить взаимосвязь интеграции и дифференциации………………………….8
3. Выявить основные направления математизации науки и показать ее значение для развития научного познания……………………………11
Заключение………………………………………………………………...15
Литература…………………………………………………………………16
В
процессе познания действительности математика
играет все возрастающую роль. Сегодня
нет такой области знаний, где
в той или иной степени не использовались
бы математические понятия и методы.
Проблемы, решение которых раньше
считалось невозможным, успешно
решаются благодаря применению математики,
тем самым расширяются
Как
показывает история науки, ее прогресс
во многом связан с применением математики.
Обратимся к положению в
Развитие современной биологии показывает несостоятельность таких рассуждения. Математика, выявляя ранее неизвестные связи между предметами и явлениями, помогает решать фундаментальные биологические проблемы.
Идеи и методы математического моделирования в биологии придают новое единство всей биологической науке, позволяют выделить совершенно новые черты структурной общности самых различных уровней организации колоссально разросшегося древа наших знаний о живом.
Существенную роль в моделировании биологических явлений и процессов играет бионика, возникшая на стыке ряда наук – математики, биологии, кибернетики, физики и др., как результат их взаимодействия и взаимопроникновения. Как новая область биологии бионика рассматривает живой организм как сложную динамическую систему, все составные части которой связаны между собой, а организм в целом связан с окружающей средой11.
От использования математики естествознание получает многообразные выгоды: во многих случаях математика выполняет роль универсального языка естествознания, специально предназначенного для лаконичной и точной записи различных утверждений. Все, что можно описать языком математики, поддается выражению и на обычном языке, но изъяснение может оказаться столь длинным и запутанным, что это сильно усложнит жизнь. Математический же язык краток и компактен.
Как известно, естествознание включает в себя ряд частных наук, получивших такое название потому, что в отличие от естествознания они изучают лишь какую-то часть или какую-то отдельную область окружающего нас мира (физика, химия, биология). Частные естественные науки взаимопроникаемы. На их стыке рождаются новые науки, например физикохимия, астрофизика, биохимия. В определенном смысле математику также следует отнести к частным наукам. Ее прикладные области сегодня весьма обширны. Наблюдается активное проникновение математических методов в различные разделы научного знания, то есть его математизация12.
Роль математики в современном естествознании трудно переоценить. Достаточно сказать, что ныне новая теоретическая интерпретация какого-либо явления считается полноценной, если удается создать математический аппарат, отражающий основные закономерности этого явления. Однако не следует думать, что все естествознание в итоге будет сведено к математике. Построение различных формальных систем , моделей, алгоритмических схем – лишь одна из сторон развития научного знания. Развивается же наука прежде всего как содержательное т.е. неформализованное, неалгоритмизированое знание. Процесс выдвижения, обоснования и опровержения гипотез, организацию экспериментов, научную интуицию и гениальные догадки в процессе познания формализировать не удается. «Логики открытий» не существует13.
В
современном научном познании роль
математики непрерывно возрастает, ее
аппарат совершенствуется, а язык
ее становится очень своеобразным и
сложным, недоступным для
Заключение
Можно согласиться с тем, что ныне интегративные процессы в естествознании «пересиливают» процессы дифференциации. Интеграция естественно-научного знания стала ведущей закономерностью его развития. Наука стала целостным системным образованием, и проблема состоит теперь в достижении еще большей организованности и упорядоченности. Но это не значит, что процессы дифференциации научного знания сошли на нет, они продолжаются.
Дифференциация и интеграция в развитии естествознания – не взаимоисключающие, а взаимодополняющие тенденции14.
Еще одним важным процессом в развитии научного знания является степень его математизации. Математика превратилась в абсолютно необходимого помощника всех крупнейших исследований нашего времени. Более того, оказалось, что на определенных этапах развития знаний математика является единственным средством познания.
Роль
математики в современном естествознании
трудно переоценить. Достаточно сказать,
что ныне новая теоретическая
интерпретация какого-либо явления
считается полноценной, если удается
создать математический аппарат, отражающий
основные закономерности этого явления.
Однако не следует думать, что все
естествознание в итоге будет
сведено к математике. Построение
различных формальных систем, моделей,
алгоритмических схем — лишь одна
из сторон развития научного знания. Развивается
же наука прежде всего как содержательное,
т.е. неформализованное, неалгоритмизированное,
знание. Процесс выдвижения, обоснования
и опровержения гипотез, организацию
экспериментов, научную интуицию и
гениальные догадки в процессе познания
формализовать не удается15.
Литература:
1. Асимов М.С., Турсунов А. Современные тенденции интеграции наук. // Вопросы философии. –1981. -№3. – C.57-67.
2. Баранов Современная филасофия науки.-М.,1996
3. Бурбаки Н. Очерки по истории математики. – М., 1963.
4. Вандышев
В.Н. http://syrrik.livejournal.com/
5. Гнеденко Б.В. Введение в специальность математика, М.: Наука, 1991
6. Евдокимов В.С. Процессы дифференциации и интеграции в современном научном познании:. М., 1976. – C.9-10.
7. Концепция современного естествознания/Под ред.В.Н.Лавриненко и В.П.Ратникова.-М.,2004
8. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. - М.,1998
9. Рузавин Г.И. Методы научного исследования. - М.: Мысль, 1974
10. Хорошавина С. Г. Концепции современного естествознания.Феникс, 2005.
11. http://gnazim1.narod.ru/
Информация о работе Дифференциация,интеграция и математизация в развитии науки