Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 16:35, контрольная работа
Целью данной контрольной работы является рассмотрение процессов дифференциации, интеграции и математизации в развитии науки. Для достижения цели данной контрольной работы были поставлены следующие задачи:
Проанализировать процессы дифференциации в развитии науки.
Дать анализ процессам интеграции, объяснить взаимосвязь дифференциации и интеграции.
Проанализировать процессы математизации науки.
Введение……………………………………………………………………..3
1. Проанализируйте процессы дифференциации в развитии науки..5
2. Проанализировать процессы интеграции в процессе науки. Объяснить взаимосвязь интеграции и дифференциации………………………….8
3. Выявить основные направления математизации науки и показать ее значение для развития научного познания……………………………11
Заключение………………………………………………………………...15
Литература…………………………………………………………………16
Оглавление
Введение…………………………………………………………
1. Проанализируйте процессы дифференциации в развитии науки..5
2.
Проанализировать
процессы интеграции
в процессе науки.
Объяснить взаимосвязь
интеграции и дифференциации………
3. Выявить основные направления математизации науки и показать ее значение для развития научного познания……………………………11
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение:
Деление
науки на дисциплины, каждая из которых
занимается определенной областью знания,
возможно, обусловливается как
Нет
сомнений в том, что наука развивается,
т.е необратимо качественно изменяется
со временем. Она постоянно наращивает
свой объем знания, непрерывно разветвляется
и усложняется. Стремление свести всю
сложность единого, целостного мира
природы к нескольким «простым элементам»
настроило исследователей на подробнейшую
детализацию изучаемой
Целью данной контрольной работы является рассмотрение процессов дифференциации, интеграции и математизации в развитии науки. Для достижения цели данной контрольной работы были поставлены следующие задачи:
Одной
из важных закономерностей развития
науки принято считать единство
процессов дифференциации, интеграции
и математизации научного знания,
которое до сих пор сопровождает
развитие науки.
1 Проанализируйте процессы дифференциации в развитии науки
Стремление
свести всю сложность единого, целостного
мира природы к нескольким «простым
элементам» настроило исследователей
на подробнейшую детализацию изучаемой
реальности. Изобретение таких приборов,
как телескоп и микроскоп, гигантски
расширило познавательные возможности
и количество доступных изучению
объектов природы. Поэтому рост научного
знания сопровождался его непрерывной
дифференциацией , т. е. разделением, дроблением
на все более мелкие разделы и
подразделы. В физике образовалось
целое семейство наук :механика ,оптика
,электродинамика ,статистическая механика
,термодинамика и т.д.
Необходимость и преимущества такой объектной специализации наук очевидны. Процесс этот продолжается и по сей день, правда, уже не такими стремительными темпами, как в XIX веке. Только недавно оформившаяся в качестве самостоятельно науки генетика уже предстает в разных видах: эволюционная, молекулярная, популяционная и т.д.; в химии появились такие направления, как квантовая химия, плазмохимия, радиационная химия, химия высоких энергий и т.п2.
Процесс дифференциации, отпочкования наук, превращения отдельных "зачатков" научных знаний в самостоятельные (частные) науки и внутринаучное "разветвление" последних .
Дифференциация
научного знания служит необходимым
этапом в развитии науки, и она
направлена на более тщательное и
глубокое изучение отдельных явлений
и процессов определенной области
действительности.
В результате такого исследования появляются
отдельные научные дисциплины со своим
предметом и специфическими методами
познания. Как известно, в ранней античной
Греции не существовало строгого разграничения
между конкретными областями исследования
и отдельных научных дисциплин как таковых.
Все известные знания, предположения и
приемы изучения явлений природы рассматривались
в рамках философии как нерасчлененной
области знания. Впервые отдельные естественнонаучные
дисциплины возникают в эпоху Возрождения,
когда появляется экспериментальное естествознание.
Галилео Галилей заложил основы механики,
которую превратил в научную дисциплину
знаменитый английский ученый Исаак Ньютон.
Вслед за этим постепенно формируются
физика, химия, биология и другие фундаментальные
науки о природе. По мере дальнейшего научного
прогресса происходит ускоренный процесс
появления все новых и новых научных дисциплин
и их ответвлений. Хотя при этом значительно
возрастают точность и глубина наших знаний
о явлениях природы, одновременно ослабевают
связи между отдельными научными дисциплинами
и взаимопонимание между учеными. В наше
время дело доходит до того, что специалисты
разных отраслей одной и той же науки нередко
не понимают ни теорий и методов исследования
других отраслей, ни ее конечных результатов.
Таким образом, дисциплинарный подход
грозит превратить единую науку в совокупность
обособленных, изолированных, узких областей
исследования, в силу чего ученые перестают
видеть место и значение своей работы
для познания единого, целостного объективного
мира3.
Дифференциация
наук является закономерным следствием
быстрого увеличения и усложнения знаний.
Она неизбежно ведет к
Развитие
науки идет по пути специализации: дробление
ее на узкое, специальное, конкретное знание.
Это прикладная, практическая наука.5
2 Проанализировать процессы интеграции в процессе науки. Объяснить взаимосвязь интеграции и дифференциации.
Другой важной закономерностью развития науки принято считать единство процессов дифференциации и интеграции научного знания.
Одновременно
с процессом дифференциации происходит
и процесс интеграции - объединения,
взаимопроникновения, синтеза наук
и научных дисциплин, объединение
их (и их методов) в единое целое,
стирание граней между ними. Это
особенно характерно для современной
науки, где сегодня бурно развиваются
такие синтетические, общенаучные
области научного знания как кибернетика,
синергетика и др., строятся такие
интегративные картины мира, как
естественнонаучная, общенаучная, философская
(ибо философия также
В
современной науке получает все
большее распространение
Интеграция научного знания осуществляется в различных формах, начиная от применения понятий, теорий и методов одной науки в другой и кончая возникшим в нашем столетии системным методом6.
Количество самоопределяющихся в качестве самостоятельных научных дисциплин непрерывно растет. Но при этом ,уже в рамках классического естествознания, стала постепенно утверждаться идея принципиального единства всех явлений природы, а следовательно, и отображающих их научных дисциплин.
К настоящему времени основные фундаментальные науки настолько сильно диффундировали друг в друга, что пришла пора задуматься о единой науке о природе.
Интегративные процессы в естествознании ныне, кажется, «пересиливают» процессы дифференциации , дробления наук. Интеграция естественно -научного знания стало , по-видимому, ведущей закономерностью его развития. Она может проявляться во многих формах :
В принципе можно согласиться с тем , что ныне процессы в естествознании стали ведущей силой его развития. Однако это утверждение не следует понимать так , что процессы дифференциации научного знания сошли на нет. Они продолжаются. Дифференциация и интеграция в развитии естествознания – не взаимоисключаемые, а взаимодополняющие тенденции.
Дифференциация
и интеграция наук ,как две стороны
единства, позволяет вести
Развитие
науки представляет собой диалектический
процесс, в котором дифференциация
сопровождается интеграцией, происходит
взаимопроникновение и
3.Выявить основные направления математизации науки и показать ее значение для развития научного познания.
Математизация
науки есть в сущности двуединый
процесс, включающий рост и развитие
как конкретных наук, так и самой
математики. При этом взаимодействие
между конкретными науками и
математикой носит
Другая
причина математизации
Возрастание
взаимосвязи естественных, общественных
и технических наук и процесс
их математизации представляет собой
ту основу, на которой формируются
и приобретают общенаучный
В
процессе математизации естественных,
общественных, технических наук и
её углубления происходит взаимодействие
между методами математики и методами
тех отраслей наук, которые подвергаются
математизации, усиливается взаимодействие
и взаимосвязь между
Для эффективного применения понятий и методов математики должны быть первоначальные, исходные необходимые условия как в самой математике, так и в математизируемой области науки. Говоря о применении математики в той или иной сфере науки, следует иметь в виду, что процесс математизации знания будет идти скорее тогда, когда объект исследования состоит из простых и однородных элементов. Если те объект обладает сложной структурной, то применение математики затрудняется.
Информация о работе Дифференциация,интеграция и математизация в развитии науки