Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 15:09, реферат
Большой вклад в такое понимание естественно – научной картины мира и места человека в истории Земли внес П. Тейяр де Шарден. Согласно ему, в ходе развития Вселенной на Земле естественным «скачкообразным образом» совершился переход от неживого к живому, возникла биосфера. Ее эволюция в свою очередь привела к возникновению человека. Вместе с человеком появляются разум, мысль, сознание. Разум является уже принципиально новым явлением по сравнению со всем тем, что существовало в предшествующей истории. По мнению Тейяра де Шардена, возникновение мысли – явление, которое знаменует собой «трансформацию, затрагивающую состояние всей планеты».
Введение 3
1 Человек, как предмет естественнонаучного познания 4
2 Происхождение и эволюция человека 6
3 Факторы формирования современного человека 12
4 Методы исследования 16
Заключение 19
Список используемой литературы 20
ГОУВПО «Мордовский государственный университет
им.
Н.П. Огарева»
Ковылкинский
филиал
РЕФЕРАТ
по дисциплине
«Концепция современного естествознания»
на тему
«Человек, как предмет
Этапы эволюции
человека»
Выполнила: студентка 2 курса д/о специальности
«Менеджмент организации»
Липкина
Я.С.
Проверил: доцент кафедры
общей физики к.ф. – м.н.
Бажанов
А.Г.
Ковылкино 2010
Введение
1 Человек, как предмет
естественнонаучного познания
2 Происхождение
и эволюция человека
3
Факторы формирования современного человека
4 Методы исследования
Заключение
Список используемой
литературы
Введение
Что такое человек? Чем он отличается от животных? Над этими вопросами люди задумывались давно, но по сей день не нашли окончательного ответа. Древнегреческий философ Платон отвечал на них так: «Человек – это двуногое животное без перьев». Через две тысячи лет известный французский физик и математик Б. Паскаль возразил Платону: «Человек без ног всё же остаётся человеком, а петух без перьев человеком не становится».
Человек имеет не только биологические предпосылки в лице высокоразвитых животных – своих предшественников. Вся природа в целом представляет собой необходимую предпосылку для генезиса человека. Биологическое, таким образом, выступает лишь непосредственной предпосылкой в общей системе: Вселенная – Земля – Человек. Если попытаться определить место человечества в истории Земли, то можно констатировать, что человек на Земле – существо еще очень молодое. Известный датский этнограф Й. Бьерре пишет, что если бы мы могли увидеть историю Земли, втиснутую в рамки одного года, то получилось бы примерно следующее: «В ноябре впервые появляется жизнь – амебы, ящеры, грибы. В середине декабря появляются гигантские животные, а за четверть часа до Нового года, т.е. примерно в 23:45 в новогоднюю ночь, на сцену выходит человек. Вся наша эра занимает только самую последнюю минуту уходящего года».
Большой
вклад в такое понимание
Человек естествен: во – первых, по своему происхождению, и, во– вторых, по своей природе, т.е. биологической основе своего существования. Человека можно рассматривать и как физическое тело и как биологическое существо, хотя он не сводится к этому.
В настоящее время в науке утвердилось представление, что человек – биосоциальное существо, соединяющее в себе биологические и социальные компоненты. С этим можно согласиться, не забывая:
1)что человека можно рассматривать и с физической точки зрения и изучать происходящие в нем химические процессы;
2)
что не только человек
Более того, с каждым годом этология накапливает все больше данных, свидетельствующих о том, что социальное поведение человека во многом генетически детерминировано.
Еще в античной философии много внимания уделялось определению природы человека. Киники видели ее в естественном образе жизни и ограничении желаний и материальных потребностей; Эпикур – в чувствах, общих у человека и животных; Сенека и стоики – в разуме. В западной философии, особенно в марксизме, на передний план выдвинулось представление о социальной сущности человека.
С точки зрения современной науки более точно разделять биологическую предопределенность существования человека и его родовую (собственно человеческую) сущность. Поисками границ между биологическими и специфически человеческим занимается наука, получившая название социобиологии. Эта наука в применении к изучению человека находится на стыке естественнонаучного и гуманитарного знания.
Итак,
человек как предмет
1) происхождение;
2)
соотношение в нем
3)
изучение специфики человека
методами естественнонаучного
Первое направление, традиционно называемое антропологией, изучает: когда, от кого и как произошел человек и чем он отличается от животных;
второе направление – социобиология – изучает генетическую основу человеческой деятельности и соотношение физиологического и психического в человеке;
к
третьему направлению относится изучение
естественнонаучным путем мозга человека,
его сознания, души и т. п.
2. Происхождение и эволюция человека
Изучением природы человека занимается «антропология» – наука о человеке (от греч. «антропос» – человек). Но так как человека изучает множество наук, как естественных, так и гуманитарных, то за антропологией в узком смысле осталась проблема происхождения человека и определения специфики его строения и эволюции.
Вопрос о происхождении человека всегда живо интересовал людей. На разных ступенях культуры и общественного развития человечество давало на него различные ответы.
В древних легендах о возникновении первых людей отражались природные и социально – экономические условия жизни народа. По сказаниям жителей жарких стран человек произошёл из влажной земли под действием солнечного тепла; одни северные народы считали своими предками оленя, медведя; те же, источником существования которых был рыбный промысел, думали, что человеческий род ведёт свое начало от рыбы.
Во многих первобытных племенах были распространены представления о том, что их предки произошли от животных и даже растений (на этом основано представление о тотемах), такие верования встречаем у так называемых отсталых народов до сих пор. В античности высказывались мысли о естественном происхождении людей из ила (Анаксимандр). Тогда же заговорили о сходстве человека и обезьяны (Ганнон из Карфагена).
С появлением и распространением религии возникло учение о сотворении человека Богом и о том, что человек состоит из двух начал – тела и души. На земле он временный гость и поэтому должен развивать в себе терпение, смирение, пренебрежение к земным радостям во имя будущей загробной жизни. Нетрудно увидеть, кому выгодна такая мораль: она направлена на оправдание социального неравенства и на притупление классового самосознания.
С развитием науки накапливались факты о сходстве в строении человека и животных. В начале XVII века появилось первое сообщение путешественников о человекообразных обезьянах и о сходстве их с человеком. К. Линней не мог найти для человека другого места в системе животного мира, как только рядом с обезьянами. Одно признание сходства между человеком и животными, а тем более близость их в системе, уже наводило на вопрос: а нет ли у них и общего происхождения?
С появлением в 1859 году книги Ч. Дарвина «Происхождение видов» некоторые учёные на Западе и в России, принявшие учение об эволюции органического мира, применили его и к человеку, что вызвало яростные нападки со стороны противников принципа эволюции и религиозно настроенных людей. В 1871 году вышел в свет труд Ч. Дарвина «Происхождение человека», в котором учёный многими научными фактами доказывает происхождение человека от животных.
Таким
образом, с XIX века господствует в науке
вытекающая из теории эволюции Дарвина
концепция происхождения
Австралопитеки (по – латыни – «южные обезьяны»), обитавшие в степях Африки 3 – 4 млн. лет назад, сделали ещё два шага от животного к человеку. Первым их «достижением» стало прямохождение, о чём свидетельствует строение тазовых костей австралопитеков. Хождение на двух ногах, кстати говоря, принесло человеку массу неудобств. Скорость его передвижения сразу замедлилась, роды стали мучительными (в отличие от четвероногих). Но, видимо, преимущества этого способа передвижения перевешивали. В чём же они заключались? Высвободились две передние конечности — руки. Теперь в них можно было держать камни, палки, другие орудия. Орудия, как известно, могут применять многие звери и птицы. Но в жизни предков человека орудия стали приобретать всё большую, невиданную прежде роль. Австралопитеки, судя по всему, ещё не обрабатывали своих орудий, а просто использовали то, что находили: помимо палок и камней крупные кости, рога антилоп.
Вторым «достижением» австралопитеков стала постепенная утрата «шубы из густой шерсти». Уместная во влажных джунглях, в жаркой и сухой саванне она только мешала, затрудняя охлаждение организма. Первый череп австралопитека был обнаружен в Южной Африке в 1924 г., а наиболее полный скелет, в котором сохранилось 40% костей, — в 1974 г. в Эфиопии. Принадлежал он 40 –летней женщине, жившей 3 млн. лет тому назад, которую учёные прозвали «Люси».
Следующий в эволюционной лестнице — уже «первый человек», первый представитель рода Ноmo. Это человек умелый (Homo habilis) – древнейший человек, обитавший 2 млн. лет назад. Французский писатель Ж. Рони – старший в романе «Борьба за огонь» так описывает встречу своего героя Нао (современного человека) с «рыжими карликами»:
«Что за крохотный народец!
Самый высокий из них
В 1960 г. английский антрополог Луис Лики нашёл в ущелье Олдовай (Танзания) рядом с останками «человека умелого» самые древние орудия, созданные человеческими руками. Надо сказать, что даже примитивный каменный топор выглядит рядом с ними так же, как электрическая пила рядом с каменным топором. Эти орудия — всего лишь расколотая под определённым углом галька, слегка заострённая. (В природе таких расколов камня не встречается). Возраст «олдовайской галечной культуры», как её назвали учёные, — около 2,5 миллионов лет!
Информация о работе Человек, как предмет естественно-научного познания. Этапы эволюции человека