Человек как предмет естественно – научного познания

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 15:54, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является изучение концепций, этапов и проблем антропогенеза.
Актуальность проблемы естествознания происхождения человека связана с важнейшей ролью в мировоззрение людей, в наших представлениях и пониманиях мира. Решив проблему происхождения человека можно было бы решить многие проблемы человечества, такие как генетические болезни, бессмертие и другие.

Содержание

Введение……..…………………………….…………………………………………....3
1. Человек – дитя Земли…………………………………………………………....4
2. Сущность проблемы антропогенеза……………...……………………………..6
3. Этапы антропогенеза………………….………………………………………14
Заключение…………………………………………………………………………….17
Список литературы……………………………………………………………………19

Работа содержит 1 файл

ксе.doc

— 90.00 Кб (Скачать)

    В эволюции человека было много боковых ветвей, которые заканчивались полным вымиранием. В одно и то же время могли жить разные группы архантропов, причем более сильные и развитые формы могли уничтожать отставших в своем развитии.

    Большую роль в эволюции предков человека сыграло питание мясом, поскольку охота на дичь стимулировало отбор, а высокая калорийность мяса давала возможность реже есть. С развитием социальных отношений стала развиваться забота о стариках людей как носителей социально полезной информации. В неоантропов уже начали проявляться альтруистические склонности, которые определяли предпочтения их обладателя в условиях жизни в обществе. Значительным достижением человека разумного было приручение (одомашнивание) животных и начало культивирования растений. Это был важнейший шаг на пути освобождения человека от воздействия окружающей среды.

    В результате развития мышления человек  достигает высокого понимания природы, начинает влиять на нее. Именно человек  разумный может быть определена как "материя, которая познает самое себя". 

 

Заключение

    Антропогенез - процесс исторического развития биологического вида человек. Важнейшую  роль в разработке теории антропогенеза  имеет положение Ф. Энгельса о  ведущей роли социальных факторов труда  в формировании человека. Другой краеугольный камень учения об антропогенезе - общая теория эволюции и её крупнейшее достижение - гипотеза происхождения человека от обезьян, сформулированная Ч. Дарвином. Вопрос о происхождении человека Дарвин рассматривал в русле развития жизни, т.е. с естественнонаучных позиций, и обосновал положение, согласно которому человек появился в результате эволюции животного царства.

    Современная наука подтверждает положение Дарвина  о переходе к прямохождению, как  части эволюционного процесса. Прямохождение  предшествовало развитию кисти и головного мозга, свободное владение руками, как утверждал Дарвин, не что иное, как следствие прямохождения.

    Выделяют  до четырех центров происхождения  современного человека и его рас).

    На  современном этапе развития науки  определено, что эволюция человека проходила не линейно, а с возникновением в процессе эволюции новых ответвлений, большая часть которых быстро исчезает. В каждый период времени существует несколько эволюционных линий, идущих от общего предка.

    Началом основной ветви эволюции человека были дриопитеки, жившие в середине третичного периода. Потомки дриопитеков - рамапитеки - обезьяноподобные существа, жившие в лесах и, возможно, ещё не прямоходящие.

    Потомки рамапитеков - австралопитеки - представляют собой важнейшее звено, в котором уже безусловно разошлись эволюционные линии человека и шимпанзе.

    Следующим этапом является появление древнейших людей - архантопов (Homo erectus). «Человек прямоходящий»  заметно лучше австралопитека изготавливал орудия, охотился, начинает пользовать огнем. Появляется четкое разделение труда: мужчины - охотники, женщины - собиратели различной пищи.

    Последними  древними людьми были палеоантропы (неандертальцы), относящиеся к тому же виду, что  и современный человек разумный, но к другому подвиду. Одновременно с неандертальцами существовали и другие, ныне вымершие, разновидности человека разумного.

    Неандертальцы исчезли 40 тыс. лет назад, сменившись людьми современного типа - кроманьонцами (неоантропы). Этот человек стал широко расселяться по планете и смешиваться с жившими относительно оседло неандертальцами, что не исключало и жесткую борьбу за выживание.

    Кроманьонцы обладали высоким интеллектом, создали  новые типы орудий, новые приемы в охоте и способы использования  растений, примитивные формы для  обжига гончарных изделий, у них зародилось искусство. Их эпоха закончилась около 10 тыс. лет назад, когда они заложили основы дальнейшего земледелия, одомашнивания животных, возникновения религии и письменности, сложной социальной деятельности.

    С точки зрения современной науки, биологическая эволюция человека прекратилась 30-40 тыс. лет назад в связи с прекращением внутривидового отбора - важнейшего двигателя эволюции. На смену биологической пришла социальная эволюция, определившая начало истории человечества - сложение и развитие сложных социальных форм взаимодействия.  
Список литературы

    1. Концепции современного естествознания. Под ред. Лавриненко В.Н. и  Ратникова В.П. М., 2004.

    2. Алексеев В.П. Становление человечества. М., 1984.

    3. Андреев Н.Л. Происхождение человека и общества. М., 1882.

    4. Семенов Ю.Н. На заре человеческой  истории. М., 1989.

    5. Фоули Р. Еще один неповторимый  вид. М., 1990.

    6. Тейар де Шарден. Феномен человека. М., 1987.

    7. Алексеев В.П. Историческая антропология - М., 1979

Информация о работе Человек как предмет естественно – научного познания