Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 15:54, контрольная работа
Целью работы является изучение концепций, этапов и проблем антропогенеза.
Актуальность проблемы естествознания происхождения человека связана с важнейшей ролью в мировоззрение людей, в наших представлениях и пониманиях мира. Решив проблему происхождения человека можно было бы решить многие проблемы человечества, такие как генетические болезни, бессмертие и другие.
Введение……..…………………………….…………………………………………....3
1. Человек – дитя Земли…………………………………………………………....4
2. Сущность проблемы антропогенеза……………...……………………………..6
3. Этапы антропогенеза………………….………………………………………14
Заключение…………………………………………………………………………….17
Список литературы……………………………………………………………………19
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО
ВСЕРОССИЙСКИЙ
ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
по дисциплине: «Концепция современного естествознания»
на тему: «Человек как предмет естественно – научного познания».
Вариант
27
Храмова Анастасия Владимировна
Пенза,
2011
Оглавление:
Введение……..…………………………….………………
2. Сущность проблемы антропогенеза……………...………………………
3. Этапы антропогенеза………………….………………………
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Человек как носитель сознания, духовности занимает в природе уникальное место - это действительно феномен природы. В вопросе происхождения человека существуют представления о божественном творении человека. В науке же с XIX в. господствует вытекающая из эволюционной теории концепция происхождения человека от высокоразвитых предков современных обезьян. Современная наука не только подтверждает генетическую близость человека с обезьянами, но и может оценить примерные даты расхождения их эволюционных путей.
Антропогенез, понятый как процесс биологической эволюции предшественника человека, является одним из разделов более общей науки - антропологии, изучающей происхождение и эволюции человека, образование человеческих рас и нормальные вариации физического строения человека. Процесс антропогенеза начинается с первых шагов очеловечивания обезьяны и завершается с появлением Homo Sapiens.
Проблема изучения происхождения человека заключается в том, что общий объем сведений о человеке, накопленный разными науками, не так уж и мал, но собрать эти сведения в целостную, логически связанную концепцию пока не удается. Общность различных направлений современного человекознания заключается в принятии в качестве фундамента всех теоретических построений положения о парадоксальности человека.
Объектом данной контрольной работы служит антропология, а предметом - антропогенез человека.
Целью работы является изучение концепций, этапов и проблем антропогенеза.
Актуальность проблемы естествознания происхождения человека связана с важнейшей ролью в мировоззрение людей, в наших представлениях и пониманиях мира. Решив проблему происхождения человека можно было бы решить многие проблемы человечества, такие как генетические болезни, бессмертие и другие.
1. Человек – дитя Земли
Человек – это биосоциальное существо. Поэтому существуют как биологические, так и социальные предпосылки генезиса человека. Приверженцами того, что именно биологическое является главной предпосылкой появления человека являются такие исследователи как Вернадский В.И., Тейяр де Шарден П., Чижевский А.Л..
Но какое же место человек занимает в истории Земли? С уверенность можно сказать, что человек является высшей ступенью развития Земли.
Если смотреть с точки зрения
усложняющейся организацией
Но ведь человек это не только биологическое существо. Он обладает разумом, сознанием, мыслью. В отличие от всех других живых систем человек начал изучать себя и окружающий мир, познавать его законы и пытаться их правильно применять для увеличения своих возможностей и удовлетворения потребностей, все это приводило к развитию человека. Еще одним фактором генезиса человека являлся - труд. Способность изготавливать орудия труда свойственна только человеку, животные могут лишь использовать отдельные предметы для добывания пищи.
Появление разума, научной мысли в сочетании с трудовой деятельностью, по мнению Вернадского и Тейяра де Шардена приведут, в конечном счете, к превращению биосферы в ноосферу (греч. nous — разум и sphaira — шар — "сфера взаимодействия общества и природы, в границах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития).
Ноосферу можно охарактеризовать как единство «природы» и «культуры». Сам Вернадский говорил о ней то как о реальности будущего, то как о действительности наших дней, что неудивительно, поскольку он мыслил масштабами геологического времени. «Биосфера не раз переходила в новое эволюционное состояние… — отмечает В. И. Вернадский. — Это переживаем мы и сейчас, за последние 10—20 тысяч лет, когда человек, выработав в социальной среде научную мысль, создаёт в биосфере новую геологическую силу, в ней не бывалую. Биосфера переходит в новое эволюционное состояние — в ноосферу — перерабатывается научной мыслью социального человека» («Научная мысль как планетное явление»).
Следовательно, не только развитие и эволюция Земли приводит к появлению человека, но и само появление человека в свою очередь влияет на развитие Земли и биосферы. В.И. Вернадский в учении о биосфере и ноосфере доказал, что человечество становится геологической силой, способной изменять судьбу всего живого на Земле. И каждый отдельный человек несет ответственность за будущее человечества, как и все человечество – за судьбу каждого человека, т.е. судьба человека находится в тесной взаимосвязи и взаимоответственности с судьбой биосферы. Только такое единство будет означать превращение биосферы в единый организм.
Из
всего вышесказанного можно сделать
вывод, что человек – дитя Земли.
Глава 2. Сущность проблемы антропогенеза
Человек
— сложная целостная система,
которая в свою очередь является
компонентом более сложных
Первый вопрос, на который следует ответить, заключается в том, как биологический организм, принадлежащий к типу хордовых, подтипу позвоночных, классу млекопитающих, отряду приматов, семейству гоминид превращается в человека — существо не только биологическое, но и социальное, в носителя культуры. В этом и состоит суть проблемы антропогенеза. Причем термин «проблема» здесь как нельзя более кстати, ибо перед наукой стоит действительно актуальная задача, требующая решения.
Сразу оговоримся: мы оставляем
в стороне различного рода
мистические и фантастические
концепции объяснения
До XIX в. в европейской мысли господствовала теистическая антропологическая концепция, согласно которой мир появился в результате акта божественного творения по принципу: «И сказал Бог: да будет... и стало...». Это же относится и к акту творения человека. В Библии сказано: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему... И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его: мужчину и женщину сотворил их». Согласно данной концепции, мир не имеет развития в истории. Прошлое и будущее являются точно такими же, как настоящее. Это полностью относится и к человеку. Мир появился потому, что так сказал Бог. Вот единственная причина его сотворения. Таким образом, в приведенной концепции отсутствует то главное, что делает эту теорию научной, — объяснение естественных причин и закономерностей появления и развития мира и человека.
Интенсивное научное
Вслед за ним в 1796 г. французский
астроном, математик и физик П.
С. Лаплас предложил свою
В том же году дед знаменитого Ч. Дарвина, английский врач и натуралист Э. Дарвин, опубликовал теорию эволюции жизни в виде эпической поэмы «Зоономия». В ней в натурфилософской форме он развивал представления об эволюции животных под влиянием внешней среды.
Значительный вклад в
Таковы были естественно-
Дарвин преодолел однолинейный
детерминизм Ламарка и показал,
Информация о работе Человек как предмет естественно – научного познания